Analitika.at.ua. За 4
дня в Грузии можно увидеть и услышать многое, проехав почти через всю страну.
Из Армении в соседнюю страну легче всего попасть через знаменитый КПП
«Садахло». Другой путь менее комфортен – через пост «Бавра» на севере, то есть
прямо в один из самых проблемных районов Грузии – Самцхе-Джавахети, где армяне
до провозглашения независимости Грузии составляли почти 90%, сейчас меньше.
Насколько меньше – никто не знает, однако по данным неправительственных и
независимых от партии М. Саакашвили организаций, понятие «многонациональная
Грузия» постепенно уходит.
Национальные меньшинства в стране составляют примерно 12-13%
и это число постоянно падает. Уезжают в основном христиане – армяне, греки,
русские. В райцентре Богдановка (ныне Ниноцминда Ахалкалакского района) не
осталось ни одного духобора. Дома стоят заколоченные, полуразвалившиеся. На
вопрос – почему уехали духоборы, ответ один: им здесь трудно жить, российское
посольство в Грузии помогло им уехать на историческую родину. Интересно
получается – 200 лет было нормально, а в последние 20 лет стало трудно…
Вытеснение нетитульной нации началось с первого президента
Грузии Звиада Гамсахурдиа, провозгласившего лозунг «Грузия для грузин».
Фактически, первый президент во всеуслышание заявил о том, о чем не говорилось
в годы СССР. Да и в советское время с меньшинствами было не все ладно: армян,
евреев заставляли менять фамилии и только потом они могли рассчитывать на
продвижение вверх. Это касалось не только номенклатуры, но и деятелей театра и
кино. Простое перечисление имен: Михаил Туманишвили (Туманов), Константин
Марджанишвили (Марджанов), Захария Палиашвили (Закаре Палян) говорит о многом.
Надо особо сказать, что в Грузии до сих пор, впрочем, и всегда бытовала
поговорка: «хороший человек, но армянин». Про евреев вообще не говорим, потому,
что их фамилии почти все грузинские, что не помешало им уехать в Израиль.
В Тбилиси исчезла греческая и польская общины, от еврейской
осталось настолько мало, что одной синагоги достаточно. А их было две и еще
один молельный дом. Про армян разговор особый – их в Грузии особенно не любят.
Причем тбилисские армяне в большинстве своем мало отличаются от грузин.
Единственное, что их выдает – это беспричинный, немотивированный страх за свое
существование. И это притом, что физическому существованию ничего не угрожает.
Но страх есть и особенно он проявляется во встречах с представителями СМИ
Армении. Есть еще одна, крайне неприятная черта тбилисских армян – постоянное
подчеркивание зависимости Армении от Грузии. Говорится это на всех уровнях.
Конечно, некоторая доля истины в этих утверждениях есть, но
только доля. Так, замминистра ИД Грузии Александр Налбандов прямо сказал, что
Армения должна быть благодарна Грузии за открытие КПП «Верхний Ларс» и за
транзит газа. «Нам это не нужно, это делается для Армении», - сказал он с
упреком, в котором явно читалось, что вот армяне неблагодарные и не ценят
помощь Грузии. Дипломат ни словом не обмолвился об антиармянских проектах с
турецкой и азербайджанской стороной, зато в очередной раз прошелся по
армяно-российским отношениям.
Надо отметить, что в тбилисской армянской общине люди,
подобные Налбандову, советнику президента Грузии по нацменьшинствам Вану
Байбурту и некоторые другие абсолютно не идентифицируются с армянами. Грузины
всеми силами превратили нацменьшинства в своих рабов, не понимая, что предавший
свою нацию один раз, с легкостью сделает это и во второй и в третий.
Присвоение армянских церквей Грузинской Православной
Церковью стало повсеместным и никакие письма от Армянской Апостольской Церкви
не могут остановить этот процесс. Здесь нужно особо подчеркнуть негативную роль
армянского руководства, которое, если так можно выразиться, боится испортить
отношения с Тбилиси. Но на самом деле, как не раз было подмечено, считаются
только с сильным и требовательным. Просящему ничего не дается. Грузинская
Православная Церковь является единственной государственной церковью в стране, в
которой, вроде, религия отделена от государства. Более того, грузинские
священнослужители мало того, что объявляют всех святых и Апостолов грузинами,
замахнулись уже на Богоматерь, вполне серьезно доказывая, что она была
грузинкой. И это вовсе не смешно. ГПЦ уверяет все христианское население
Грузии, что в рай попадут только православные и поэтому все остальные христиане,
то есть армяне, должны перейти в лоно православия. Именно поэтому ААЦ
отказывают в регистрации. Есть еще один момент – ни одна цивилизованная страна
не занимается присвоением чужого исторического и культурного наследия – этим
грешат соседние с Арменией Турция, Грузия и Азербайджан. И мы задаемся себе
вопросом – так действительно ли грузины – наши братья во Христе?
Ну и «особое» отношение в Грузии к России. Вообще Россия и
все, что с ней связано, вызывает наиболее болезненную реакцию у руководства
Грузии. Саакашвили пытается сделать очень трудную вещь – объединить нацию на
основе ненависти к русскому народу и России. С молодым поколением это почти
удалось – им сказали: вот твой враг, они приняли этот призыв к действию.
Тем не менее, ситуация получилась абсурдной: во всех
ресторанах звучит русская попса 20-летней давности, среднее поколение говорит
на русском, из Батуми в Сочи каждый день отправляется «Комета». Вот такая
«ненависть», которая уйдет в небытие с уходом с политической арены М.Саакашвили
и его команды. Вместе с тем надо отметить, что одной из основных черт
грузинской нации является умение вовремя сменить покровителя. Так что если
завтра западным инвесторам надоест – другого слова не придумаешь – вкладывать
деньги в мыльный пузырь под названием Грузия, Тбилиси сразу развернется на 180
градусов и с пеной у рта будет клясться в верности очередному спонсору. По
другому быть не может, к сожалению. К сожалению, потому что нация, постоянно
меняющая покровителей, обречена.
К числу удивительных черт грузинского характера относится и
то, что второй тост всегда пьется за главу государства. При этом совершенно
неважно, за кого – будь то Сталин, Брежнев, Шеварднадзе, Саакашвили… Ну, а про
грузинское застолье лучше помолчим – оно выше всяких похвал, как и песни. Ну,
хоть что-то.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.