Analitika.at.ua. Каждый год, празднуя очередной юбилей
Еревана – одного из древнейших городов мира, невольно отмечаешь, как он
меняется на глазах. В прошлом Армения имела много блистательных городов.
Достаточно вспомнить, что средневековую столицу Армении эпохи Багратидов – Ани
- именовали городом 1001 церкви; о Ване говорили: на небе – Рай, на земле -
Ван; Сваз (Себастия) называли городом ста тысяч розовых кустов и т.д. Перечень
можно продолжать очень долго. К сожалению, мы потеряли эти города. Но вот
нынешняя столица – Ереван - имела особую судьбу. Городу - 279З года, и он
сохранил не только следы седой древности, но донес и свой каменный паспорт,
свидетельствующий о тех, кто и когда его создавал. Многократно на протяжении
почти трех тысячелетий он менял свой облик. После провозглашения Еревана
столицей Армении город стал предметом особой любви его жителей, воплотивших в
его облике свои представления о градостроительных законах.
И все-таки Еревану улыбнулось особое счастье, когда он
получил такого специалиста в области градостроительства, каким был академик
Александр Таманян. Выдающийся архитектор сумел предопределить развитие Еревана
на дальнейшие времена. Подарил городу прекрасные сооружения, в которых
прочитывается весь потенциал самобытной армянской архитектуры, накопленный
талантливыми зодчими за столетия и тысячелетия, снабдил его
"легкими", окружив тремя зелеными поясами, которые придавали к тому
же большую красоту и своеобразие Еревану (к сожалению, они в основном
уничтожены современным поколением строителей). Запланировал красивейшие фонтаны
и водоемы для увлажнения воздуха и обеспечения горожан прохладой знойным
засушливым летом.
Одно из важнейших мест в формировании художественного облика
Еревана заняла скульптура – великолепные рельефы на зданиях, скульптурные
композиции, памятники, монументы, парковая скульптура... Армянские ваятели
создали удивительную скульптуру, сделали гигантский шаг благодаря внутреннему
порыву и энергии.
Традиция украшения интерьеров и городов предметами
искусства, в частности скульптурой, в Армении очень древняя, о чем
свидетельствуют и наши, и зарубежные историки. Так, слава об армянской
скульптуре достигла Италии еще в глубокой древности: золотой статуей богини
Анаит, находившейся в храме Ериза (Ерзнка), интересовался сам император Август.
В исторических источниках сохранилось описание статуи армянского царя Санатрука
в городе Мцурн с монеткой в руке.
Историк V века Егише на страницах "Истории армянской
войны" пишет: "Жены нахараров, взятых в плен, не имели других
воспоминаний о супругах своих, кроме их портретов. В залах были статуи в память
о них…Богатые палаты были украшены и богатой живописью…"
За последние 100 лет археологи изъяли из недр земли огромное
количество статуэток разного назначения (изображения божеств, культовые,
вотивные и т.д.), фрагменты статуй, которые дали более полное представление о
том, какого высокого уровня достигло изобразительное искусство сотни и тысячи
лет назад на Армянском нагорье. Однако сложилось так, что со временем из-за
нетерпимого отношения многих варваров, разорявших армянскую землю, к
изображению человека в камне либо в другом материале скульптура здесь
претерпела глубокие изменения, на столетия затормозившие ее развитие. Но веками
накапливался богатый опыт, реализовывавшийся в других формах искусства (рельеф,
барельеф, горельеф). И, наконец, получив возможность свободы творчества, наши
скульпторы заговорили во всю силу и мощь - голосом многовекового ожидания.
Конечно, не все памятники Еревана одинакового достоинства;
они разные и по стилю, и по композиции, и по характеру, и по манере исполнения.
И это понятно: их создавали разные мастера в разные периоды, ставя и решая
разные творческие задачи.
Рядом с великолепными памятниками работы Ерванда Кочара,
внесшего огромный вклад в развитие армянского и мирового изобразительного
искусства, соседствуют работы Ара Саркисяна, Ара Арутюняна, Сергея Багдасаряна,
Терезы Мирзоян, Левона Токмаджяна и других замечательных армянских скульпторов.
Идут годы и десятилетия, поколения скульпторов сменяют друг друга. Ставятся
новые задачи, и в соответствии со временем решаются они по-новому, новыми
изобразительными средствами с соответствующими подходами. Если в 30-40-е гг.
скульптура, как и все виды изобразительного искусства, подвергалась
определенному идеологическому давлению, то со временем она смогла расправить
крылья и подняться на новый уровень.
Наши скульпторы не замыкаются в себе: они помнят о мире,
который также развивается где-то рядом. Они ведут активную творческую жизнь:
участвуют в конкурсах, получают медали на весьма престижных международных
выставках, симпозиумах, биеннале. Скульпторы из Армении показывали самые
высокие результаты на Дантовских биеннале – "Гран-при", "Папская
медаль", золотая медаль, ордена францисканцев и т.д. (Левон Токмаджян, Гарегин
Давтян, Гетик Багдасарян, Армен Вартанян, Ашот Багдасарян, Мариам Акопян,
Самвел Казарян, Гагик Казарян и многие другие). Это очень интересные и яркие
скульпторы со своим творческим лицом и индивидуальным почерком.
Скульптура – это очень дорогое удовольствие; заказать ее не
каждому под силу. Государственного масштаба заказы не могут охватить всех
скульпторов, которым, естественно, необходимо постоянно работать. Тут на помощь
и приходит такая распространенная в мире форма творчества, как симпозиум по
камню. К сожалению, до нас эта форма творчества дошла поздно. Тем не менее еще
в советский период несколько таких симпозиумов было организовано и проведено в
Армении. Я неоднократно присутствовала на них и с огромным интересом наблюдала,
с каким подъемом работали наши скульпторы.
Помню, каких высоких похвал удостаивались наши ваятели со
стороны своих коллег из России, Прибалтики, Украины, Молдовы. И это понятно,
ведь камень для армянина – излюбленный материал. Работы выполнялись на высоком
профессиональном уровне, отмечены индивидуальностью и остротой, глубиной
замысла, высоким уровнем исполнения.
Сегодня, бывая в разных уголках Еревана (Норкский массив,
Юго-Западный район, детский парк им. Хачатура Абовяна, детские площадки,
бульвары, скверы города и т.д.), я вижу эти работы, занявшие свое место, узнаю
их, вспоминаю, кем, как и когда они создавались. Это работы Гарегина Давтяна,
Гагика Казаряна, Мариам Акопян, Левона Вартаняна, Ваграма Овакимяна, Норайра
Карганяна и других.
Один из последних симпозиумов по скульптуре был проведен в
2004 году под названием "Зарубежные друзья армянского народа". Его
организовал тагапет Норкского района Давид Петросян. Семь его участников -
Геворк Мшеци ("Нансеновский паспорт"), Барсег Арутюнян ("В горах
мое сердце"), Артик Кочарян ("Джангир Ага"), Айк Токмаджян
("Джордж Байрон"), Арменак Амбарцумян ("Семя"), Алексан
Бабаян ("Помощник") и Артур Аветисян ("Франц Верфель –
"Мусалер") создали высокосодержательные и высокохудожественные
произведения, достойно занявшие место на Аллее Фритьофа Нансена.
Жители и гости Еревана неизменно благодарят людей творчества
за созданные ими работы, заряжающие их энергией добра и красоты. Мэри ЧОЛАКЯН,
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.