Суббота, 09.11.2024, 04:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 8 » Скульптура через века
Скульптура через века
01:18

Analitika.at.ua. Каждый год, празднуя очередной юбилей Еревана – одного из древнейших городов мира, невольно отмечаешь, как он меняется на глазах. В прошлом Армения имела много блистательных городов. Достаточно вспомнить, что средневековую столицу Армении эпохи Багратидов – Ани - именовали городом 1001 церкви; о Ване говорили: на небе – Рай, на земле - Ван; Сваз (Себастия) называли городом ста тысяч розовых кустов и т.д. Перечень можно продолжать очень долго. К сожалению, мы потеряли эти города. Но вот нынешняя столица – Ереван - имела особую судьбу. Городу - 279З года, и он сохранил не только следы седой древности, но донес и свой каменный паспорт, свидетельствующий о тех, кто и когда его создавал. Многократно на протяжении почти трех тысячелетий он менял свой облик. После провозглашения Еревана столицей Армении город стал предметом особой любви его жителей, воплотивших в его облике свои представления о градостроительных законах.

 

И все-таки Еревану улыбнулось особое счастье, когда он получил такого специалиста в области градостроительства, каким был академик Александр Таманян. Выдающийся архитектор сумел предопределить развитие Еревана на дальнейшие времена. Подарил городу прекрасные сооружения, в которых прочитывается весь потенциал самобытной армянской архитектуры, накопленный талантливыми зодчими за столетия и тысячелетия, снабдил его "легкими", окружив тремя зелеными поясами, которые придавали к тому же большую красоту и своеобразие Еревану (к сожалению, они в основном уничтожены современным поколением строителей). Запланировал красивейшие фонтаны и водоемы для увлажнения воздуха и обеспечения горожан прохладой знойным засушливым летом.

 

Одно из важнейших мест в формировании художественного облика Еревана заняла скульптура – великолепные рельефы на зданиях, скульптурные композиции, памятники, монументы, парковая скульптура... Армянские ваятели создали удивительную скульптуру, сделали гигантский шаг благодаря внутреннему порыву и энергии.

 

Традиция украшения интерьеров и городов предметами искусства, в частности скульптурой, в Армении очень древняя, о чем свидетельствуют и наши, и зарубежные историки. Так, слава об армянской скульптуре достигла Италии еще в глубокой древности: золотой статуей богини Анаит, находившейся в храме Ериза (Ерзнка), интересовался сам император Август. В исторических источниках сохранилось описание статуи армянского царя Санатрука в городе Мцурн с монеткой в руке.

 

Историк V века Егише на страницах "Истории армянской войны" пишет: "Жены нахараров, взятых в плен, не имели других воспоминаний о супругах своих, кроме их портретов. В залах были статуи в память о них…Богатые палаты были украшены и богатой живописью…"

 

За последние 100 лет археологи изъяли из недр земли огромное количество статуэток разного назначения (изображения божеств, культовые, вотивные и т.д.), фрагменты статуй, которые дали более полное представление о том, какого высокого уровня достигло изобразительное искусство сотни и тысячи лет назад на Армянском нагорье. Однако сложилось так, что со временем из-за нетерпимого отношения многих варваров, разорявших армянскую землю, к изображению человека в камне либо в другом материале скульптура здесь претерпела глубокие изменения, на столетия затормозившие ее развитие. Но веками накапливался богатый опыт, реализовывавшийся в других формах искусства (рельеф, барельеф, горельеф). И, наконец, получив возможность свободы творчества, наши скульпторы заговорили во всю силу и мощь - голосом многовекового ожидания.

 

Конечно, не все памятники Еревана одинакового достоинства; они разные и по стилю, и по композиции, и по характеру, и по манере исполнения. И это понятно: их создавали разные мастера в разные периоды, ставя и решая разные творческие задачи.

 

Рядом с великолепными памятниками работы Ерванда Кочара, внесшего огромный вклад в развитие армянского и мирового изобразительного искусства, соседствуют работы Ара Саркисяна, Ара Арутюняна, Сергея Багдасаряна, Терезы Мирзоян, Левона Токмаджяна и других замечательных армянских скульпторов. Идут годы и десятилетия, поколения скульпторов сменяют друг друга. Ставятся новые задачи, и в соответствии со временем решаются они по-новому, новыми изобразительными средствами с соответствующими подходами. Если в 30-40-е гг. скульптура, как и все виды изобразительного искусства, подвергалась определенному идеологическому давлению, то со временем она смогла расправить крылья и подняться на новый уровень.

 

Наши скульпторы не замыкаются в себе: они помнят о мире, который также развивается где-то рядом. Они ведут активную творческую жизнь: участвуют в конкурсах, получают медали на весьма престижных международных выставках, симпозиумах, биеннале. Скульпторы из Армении показывали самые высокие результаты на Дантовских биеннале – "Гран-при", "Папская медаль", золотая медаль, ордена францисканцев и т.д. (Левон Токмаджян, Гарегин Давтян, Гетик Багдасарян, Армен Вартанян, Ашот Багдасарян, Мариам Акопян, Самвел Казарян, Гагик Казарян и многие другие). Это очень интересные и яркие скульпторы со своим творческим лицом и индивидуальным почерком.

 

Скульптура – это очень дорогое удовольствие; заказать ее не каждому под силу. Государственного масштаба заказы не могут охватить всех скульпторов, которым, естественно, необходимо постоянно работать. Тут на помощь и приходит такая распространенная в мире форма творчества, как симпозиум по камню. К сожалению, до нас эта форма творчества дошла поздно. Тем не менее еще в советский период несколько таких симпозиумов было организовано и проведено в Армении. Я неоднократно присутствовала на них и с огромным интересом наблюдала, с каким подъемом работали наши скульпторы.

 

Помню, каких высоких похвал удостаивались наши ваятели со стороны своих коллег из России, Прибалтики, Украины, Молдовы. И это понятно, ведь камень для армянина – излюбленный материал. Работы выполнялись на высоком профессиональном уровне, отмечены индивидуальностью и остротой, глубиной замысла, высоким уровнем исполнения.

 

Сегодня, бывая в разных уголках Еревана (Норкский массив, Юго-Западный район, детский парк им. Хачатура Абовяна, детские площадки, бульвары, скверы города и т.д.), я вижу эти работы, занявшие свое место, узнаю их, вспоминаю, кем, как и когда они создавались. Это работы Гарегина Давтяна, Гагика Казаряна, Мариам Акопян, Левона Вартаняна, Ваграма Овакимяна, Норайра Карганяна и других.

 

Один из последних симпозиумов по скульптуре был проведен в 2004 году под названием "Зарубежные друзья армянского народа". Его организовал тагапет Норкского района Давид Петросян. Семь его участников - Геворк Мшеци ("Нансеновский паспорт"), Барсег Арутюнян ("В горах мое сердце"), Артик Кочарян ("Джангир Ага"), Айк Токмаджян ("Джордж Байрон"), Арменак Амбарцумян ("Семя"), Алексан Бабаян ("Помощник") и Артур Аветисян ("Франц Верфель – "Мусалер") создали высокосодержательные и высокохудожественные произведения, достойно занявшие место на Аллее Фритьофа Нансена.

 

Жители и гости Еревана неизменно благодарят людей творчества за созданные ими работы, заряжающие их энергией добра и красоты. Мэри ЧОЛАКЯН, «Голос Армении»

Категория: Культура | Просмотров: 817
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru