Analitika.at.ua. Момик – зодчий, скульптор,
миниатюрист, создатель шедевров Золотой симфонии Армении в камне. Он с любовью
и почтением принял как дар предшествующих поколений замечательные образцы
архитектуры минувших времен, обогатил армянское зодчество новыми смелыми
темами, подходами, элементами, мотивами, чтобы передать последующим поколениям.
Каждый раз, соприкасаясь с любым из творений Момика,
испытываешь трепет перед гением человека, так глубоко проникшего в суть природы
этой земли, ее народа и творений его талантливейших сынов. Момик остался на
высоте, достигнутой Трдатом, восстановившим после землетрясения Святую Софию в
Константинополе, создавшим Гагикашен, Кафедральный собор и другие самые
знаменитые сооружения города Ани; Мануэлом, построившим дивные города Востан и
Ахтамар, сотворившим чудо средневекового зодчества храм Ахтамар; Сиранесом - учителем
и старшим коллегой Момика, создавшим основные шедевры для дома Орбелянов. Все,
что создано ими, рассказывает миру о высоте полета их творческого гения,
которая и сегодня завораживает и покоряет всех, кто соприкасается с их
прекрасными творениями, справедливо названными "музыкой, застывшей в
камне".
Момик - великий скульптор, зодчий, миниатюрист ХIII-XIV вв.
заполнил целую эпоху своими выдающимися работами, введя в армянскую
архитектуру, скульптуру и миниатюрную живопись своеобразные решения и новые веяния.
Одно из его замечательных творений – Нораванк - каждый раз
впечатляет таинственностью, красотой и поразительной гармонией с окружающим
ландшафтом. Монастырь размещен на уступе глубокого ущелья, и высокие красные
скалы вздымаются над ним на несколько сот метров. Время и природные катаклизмы
нарушили целостность комплекса. И хотя многие шедевры древней и средневековой
архитектуры Армении нуждаются в восстановительных работах, тем не менее всегда
хотелось, чтобы Нораванк был отреставрирован в числе первых. Но лишь в 1997
году замечательный архитектор Грачья Гаспарян, обладающий уникальной
способностью "разговорить" камни, вернул этой и другим жемчужинам
прежнее дыхание жизни.
Ту же счастливую судьбу имел и другой шедевр Момика –
церковь Св.Богородицы в Арени. Стройная церковь из желто-оранжевого туфа
возвышается на вершине холма на берегу реки Арпа. Она исключительно гармонично
вписана в окружающее ее пространство и видна издалека.
Впервые имя Момика упоминается в сборнике молитв 1283 года,
где им выполнено несколько миниатюр. В 1292 году по поручению монахов Ованеса и
Тадеоса он иллюстрировал еще одно Евангелие. Позже, в Киликии, иллюстрировал
Евангелие царицы Керан. В 1302 году в Нораванке он завершил иллюстрирование
Евангелия для Степаноса Орбеляна. Миниатюры Момика занимают особое место в
истории армянской книжной живописи своим своеобразием и оригинальностью,
монументальностью и четкостью композиционного построения, можно сказать,
архитектурным подходом к заполнению пространства листа.
В памятной записи одной из рукописных книг, сделанной самим
Момиком, говорится, что болезнь глаз помешала ему продолжить работу над
иллюстрациями и закончил их другой выдающийся миниатюрист Гладзорской школы –
Торос Таронаци. Однако через несколько лет сам Момик снова пишет: "Мои
моления возвратили свет моим очам". Но он уже не занимался книжной
живописью, а полностью посвятил себя архитектуре и скульптуре.
Первоначально Момик работал с опытным и известным Сиранесом,
которого потом заменил в качестве главного зодчего и скульптора влиятельного
феодального рода владетелей центрального Сюника – Орбелянов, поддерживавших там
высокий уровень культуры, достигнутый Арменией в течение предшествовавших двух
веков. Именно в конце XIII века в Вайоц Дзоре был основан Гладзорский университет,
который на протяжении почти века был главным центром культуры и образования
страны. Момик, выпускник этого университета, провел в нем первые годы своей
деятельности как мастер книжной живописи наряду с Погосом, Торосом Таронаци и
др.
Первым из дошедших до нас сооружений Момика является часовня
Григория Просветителя около церкви Татев, построенная в 1295 году. А в 1321
году Орбеляны поручили Момику возведение церкви в своей новой резиденции -
городе Арпа. Момиком, согласно сохранившейся надписи, была построена церковь
Арени. Его же резцом созданы замечательные рельефы этой церкви – изображение
Богородицы на тимпане западного входа и символы четырех евангелистов на
парусах, поражающих воображение своими размерами: размах крыльев ангелов
достигает трех метров (паруса из цельных камней; все это свидетельство высокого
архитектурного гения Момика и его инженерных решений).
На верхней арке западного входа и по сей день сохранилась
мемориальная надпись, в которой ктитор церкви, Сюникский митрополит Ованнес
Орбел, прославившийся также своими строительными работами, просит не предавать
забвению память об Орбелянах – строителях сей церкви.
Завершение строительства церкви Арени совпало с
землетрясением 1321 года в Вайоц Дзоре, о чем свидетельствует приписка Момика
на стене этой церкви. Вероятно, именно тогда пострадал и ряд сооружений
культового центра Орбелянов – Нораванка, которые возводил и восстанавливал
после предшествующего землетрясения зодчий Сиранес.
Справедливо будет сказать, что Момик сделал скульптуру
равноценным компонентом архитектуры. По повелению князя князей Бутела Великого
был сооружен Буртелашен (предположительно 1327-1328гг.), одно из самых
выдающихся творений армянской архитектурной мысли - двухэтажная церковь Св.
Богородицы в монастырском комплексе Нораванка. Она решена Момиком с особым
творческим вдохновением: над первым этажом усыпальницы возвышается
крестообразная поминальная церковь, которая завершается воздушными формами
легкой ротонды. Вверх ведут две консольные лестницы по обеим сторонам входа.
Преемственность традиций – важная черта армянского зодчества, и Момик создает
свое оригинальное творение, зная, что композиция сооружений, где первый ярус
служит усыпальницей, а второй – молельней, имеет свои корни еще в
раннесредневековом армянском зодчестве (Ахц).
На тимпане входа первого этажа изображена Богоматерь, над
входом на второй этаж – композиция Деисуса, а на колоннах ротонды - ктиторская
группа, где князья Орбеляны подносят Богородице модель возведенной ими церкви.
Интересна надпись, высеченная изящными буквами: "Волею Божией, я,
господин, Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Инаник
построили сию церковь на наши праведные средства".
Момик является также автором двух выразительных рельефов на
тимпанах западного фасада гавита Нораванка – Бога-Отца и Богоматери с
Младенцем. По масштабам и пластической разработке рельефы Момика являются
идейным и художественным центром его сооружений.
По некоторым сведениям, Момик не увидел освящения
Буртелашена (церкви-усыпальницы Нораванка) в 1339 году. Он умер в 1333 году и в
его память был установлен хачкар – особая честь, которой удостаивались немногие
зодчие средневековой Армении.
Особое мастерство проявил Момик и в разработке хачкаров,
один из которых он высек в память о епископе Сюника, друге и патроне Степаносе
Орбеляне, которого он называл "лучезарным светилом душ". Второй его
хачкар датирован 1308 годом: его отличают стройные пропорции, четкие мотивы,
тончайшая двухслойная резьба. Этот шедевр Момика находится в патриарших покоях
Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Другой замечательный хачкар – там же, в
сокровищнице.
На хачкаре, воздвигнутом во дворе монастыря Нораванк,
сохранилась и мемориальная надпись митрополита Ованнеса Орбела в память о
Степаносе Орбеляне: "Я, Орбел Ованнес, водрузил сей крест во спасение души
духовного отца моего владыки Степаноса. В лето 752 (1303). Зодчий Момик ".
Момик, как и его выдающиеся предшественники, без остатка
посвятил свою жизнь Богу, людям и спасению своей души. Создавая непреходящие
ценности, он скромно говорил о себе: "Ваш покорный слуга, нижайший дьякон,
никудышный писец, никчемный Момик".
О значении творчества и личности Момика говорят
красноречивее всего его многогранные труды, которыми он снискал к себе уважение
и почет. Правители княжества Орбелянов щедро вознаграждали своих придворных
архитекторов, выделяя им угодья, деньги. Момику и его сыну Аскандару были
пожалованы владения в Улгюре (Ехегнадзорский район), ибо о своем прежнем жилье
Момик говорил, что оно "ни к чему не годится".
Конечно, юбилей Момика должен пройти при участии
международных организаций, призванных защищать культурное наследие народов,
которые, как и армянский народ, руководствовались призывом: "Твердо ступи
на Землю и прислушайся ко Вселенной, чтобы услышать заповеди предков, чтобы шаг
твой был уверенным, а шествие - беспрепятственным".
Созданные Момиком шедевры архитектуры и скульптуры, согласно
заключению специалистов, "не имеют себе равных в армянском искусстве этой
эпохи".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.