Пятница, 21.03.2025, 16:02
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 9 » Славное 750-летие Момика
Славное 750-летие Момика
14:13

Analitika.at.ua. Момик – зодчий, скульптор, миниатюрист, создатель шедевров Золотой симфонии Армении в камне. Он с любовью и почтением принял как дар предшествующих поколений замечательные образцы архитектуры минувших времен, обогатил армянское зодчество новыми смелыми темами, подходами, элементами, мотивами, чтобы передать последующим поколениям.

 

Каждый раз, соприкасаясь с любым из творений Момика, испытываешь трепет перед гением человека, так глубоко проникшего в суть природы этой земли, ее народа и творений его талантливейших сынов. Момик остался на высоте, достигнутой Трдатом, восстановившим после землетрясения Святую Софию в Константинополе, создавшим Гагикашен, Кафедральный собор и другие самые знаменитые сооружения города Ани; Мануэлом, построившим дивные города Востан и Ахтамар, сотворившим чудо средневекового зодчества храм Ахтамар; Сиранесом - учителем и старшим коллегой Момика, создавшим основные шедевры для дома Орбелянов. Все, что создано ими, рассказывает миру о высоте полета их творческого гения, которая и сегодня завораживает и покоряет всех, кто соприкасается с их прекрасными творениями, справедливо названными "музыкой, застывшей в камне".

 

Момик - великий скульптор, зодчий, миниатюрист ХIII-XIV вв. заполнил целую эпоху своими выдающимися работами, введя в армянскую архитектуру, скульптуру и миниатюрную живопись своеобразные решения и новые веяния.

 

Одно из его замечательных творений – Нораванк - каждый раз впечатляет таинственностью, красотой и поразительной гармонией с окружающим ландшафтом. Монастырь размещен на уступе глубокого ущелья, и высокие красные скалы вздымаются над ним на несколько сот метров. Время и природные катаклизмы нарушили целостность комплекса. И хотя многие шедевры древней и средневековой архитектуры Армении нуждаются в восстановительных работах, тем не менее всегда хотелось, чтобы Нораванк был отреставрирован в числе первых. Но лишь в 1997 году замечательный архитектор Грачья Гаспарян, обладающий уникальной способностью "разговорить" камни, вернул этой и другим жемчужинам прежнее дыхание жизни.

 

Ту же счастливую судьбу имел и другой шедевр Момика – церковь Св.Богородицы в Арени. Стройная церковь из желто-оранжевого туфа возвышается на вершине холма на берегу реки Арпа. Она исключительно гармонично вписана в окружающее ее пространство и видна издалека.

 

Впервые имя Момика упоминается в сборнике молитв 1283 года, где им выполнено несколько миниатюр. В 1292 году по поручению монахов Ованеса и Тадеоса он иллюстрировал еще одно Евангелие. Позже, в Киликии, иллюстрировал Евангелие царицы Керан. В 1302 году в Нораванке он завершил иллюстрирование Евангелия для Степаноса Орбеляна. Миниатюры Момика занимают особое место в истории армянской книжной живописи своим своеобразием и оригинальностью, монументальностью и четкостью композиционного построения, можно сказать, архитектурным подходом к заполнению пространства листа.

 

В памятной записи одной из рукописных книг, сделанной самим Момиком, говорится, что болезнь глаз помешала ему продолжить работу над иллюстрациями и закончил их другой выдающийся миниатюрист Гладзорской школы – Торос Таронаци. Однако через несколько лет сам Момик снова пишет: "Мои моления возвратили свет моим очам". Но он уже не занимался книжной живописью, а полностью посвятил себя архитектуре и скульптуре.

 

Первоначально Момик работал с опытным и известным Сиранесом, которого потом заменил в качестве главного зодчего и скульптора влиятельного феодального рода владетелей центрального Сюника – Орбелянов, поддерживавших там высокий уровень культуры, достигнутый Арменией в течение предшествовавших двух веков. Именно в конце XIII века в Вайоц Дзоре был основан Гладзорский университет, который на протяжении почти века был главным центром культуры и образования страны. Момик, выпускник этого университета, провел в нем первые годы своей деятельности как мастер книжной живописи наряду с Погосом, Торосом Таронаци и др.

 

Первым из дошедших до нас сооружений Момика является часовня Григория Просветителя около церкви Татев, построенная в 1295 году. А в 1321 году Орбеляны поручили Момику возведение церкви в своей новой резиденции - городе Арпа. Момиком, согласно сохранившейся надписи, была построена церковь Арени. Его же резцом созданы замечательные рельефы этой церкви – изображение Богородицы на тимпане западного входа и символы четырех евангелистов на парусах, поражающих воображение своими размерами: размах крыльев ангелов достигает трех метров (паруса из цельных камней; все это свидетельство высокого архитектурного гения Момика и его инженерных решений).

 

На верхней арке западного входа и по сей день сохранилась мемориальная надпись, в которой ктитор церкви, Сюникский митрополит Ованнес Орбел, прославившийся также своими строительными работами, просит не предавать забвению память об Орбелянах – строителях сей церкви.

 

Завершение строительства церкви Арени совпало с землетрясением 1321 года в Вайоц Дзоре, о чем свидетельствует приписка Момика на стене этой церкви. Вероятно, именно тогда пострадал и ряд сооружений культового центра Орбелянов – Нораванка, которые возводил и восстанавливал после предшествующего землетрясения зодчий Сиранес.

 

Справедливо будет сказать, что Момик сделал скульптуру равноценным компонентом архитектуры. По повелению князя князей Бутела Великого был сооружен Буртелашен (предположительно 1327-1328гг.), одно из самых выдающихся творений армянской архитектурной мысли - двухэтажная церковь Св. Богородицы в монастырском комплексе Нораванка. Она решена Момиком с особым творческим вдохновением: над первым этажом усыпальницы возвышается крестообразная поминальная церковь, которая завершается воздушными формами легкой ротонды. Вверх ведут две консольные лестницы по обеим сторонам входа. Преемственность традиций – важная черта армянского зодчества, и Момик создает свое оригинальное творение, зная, что композиция сооружений, где первый ярус служит усыпальницей, а второй – молельней, имеет свои корни еще в раннесредневековом армянском зодчестве (Ахц).

 

На тимпане входа первого этажа изображена Богоматерь, над входом на второй этаж – композиция Деисуса, а на колоннах ротонды - ктиторская группа, где князья Орбеляны подносят Богородице модель возведенной ими церкви. Интересна надпись, высеченная изящными буквами: "Волею Божией, я, господин, Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Инаник построили сию церковь на наши праведные средства".

 

Момик является также автором двух выразительных рельефов на тимпанах западного фасада гавита Нораванка – Бога-Отца и Богоматери с Младенцем. По масштабам и пластической разработке рельефы Момика являются идейным и художественным центром его сооружений.

 

По некоторым сведениям, Момик не увидел освящения Буртелашена (церкви-усыпальницы Нораванка) в 1339 году. Он умер в 1333 году и в его память был установлен хачкар – особая честь, которой удостаивались немногие зодчие средневековой Армении.

 

Особое мастерство проявил Момик и в разработке хачкаров, один из которых он высек в память о епископе Сюника, друге и патроне Степаносе Орбеляне, которого он называл "лучезарным светилом душ". Второй его хачкар датирован 1308 годом: его отличают стройные пропорции, четкие мотивы, тончайшая двухслойная резьба. Этот шедевр Момика находится в патриарших покоях Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Другой замечательный хачкар – там же, в сокровищнице.

 

На хачкаре, воздвигнутом во дворе монастыря Нораванк, сохранилась и мемориальная надпись митрополита Ованнеса Орбела в память о Степаносе Орбеляне: "Я, Орбел Ованнес, водрузил сей крест во спасение души духовного отца моего владыки Степаноса. В лето 752 (1303). Зодчий Момик ".

 

Момик, как и его выдающиеся предшественники, без остатка посвятил свою жизнь Богу, людям и спасению своей души. Создавая непреходящие ценности, он скромно говорил о себе: "Ваш покорный слуга, нижайший дьякон, никудышный писец, никчемный Момик".

 

О значении творчества и личности Момика говорят красноречивее всего его многогранные труды, которыми он снискал к себе уважение и почет. Правители княжества Орбелянов щедро вознаграждали своих придворных архитекторов, выделяя им угодья, деньги. Момику и его сыну Аскандару были пожалованы владения в Улгюре (Ехегнадзорский район), ибо о своем прежнем жилье Момик говорил, что оно "ни к чему не годится".

 

Конечно, юбилей Момика должен пройти при участии международных организаций, призванных защищать культурное наследие народов, которые, как и армянский народ, руководствовались призывом: "Твердо ступи на Землю и прислушайся ко Вселенной, чтобы услышать заповеди предков, чтобы шаг твой был уверенным, а шествие - беспрепятственным".

 

Созданные Момиком шедевры архитектуры и скульптуры, согласно заключению специалистов, "не имеют себе равных в армянском искусстве этой эпохи".

 

Мэри ЧОЛАКЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 717
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru