Analitika.at.ua. Каждый год, отмечая День Воскресения Господа нашего
Иисуса Христа, наряду с Его учением об Истинном Свете, освещающем душу и разум,
мы созерцаем свет, который Господь ниспослал человечеству после шестичасовой
аскезы общехристианского святого - первого армянского Католикоса Григория
Лусаворича.
Его праведность послужила обретению армянами в Иерусалиме
Голгофы - места распятия Иисуса Христа, храма Святого Иакова и места для
литургии у одра Святого Воскресения.
НА МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ ХРИСТА, ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ АСКЕЗЫ С
МОЛИТВОЙ И КОЛЕНОПРЕКЛОННО, "повесив над гробом Христа светильник",
пребывая в глубочайшей аскезе несколько часов подряд, обливаясь слезами Святой
Григорий Просветитель "с молитвою просил Бога зажигать его без видимого
света во время праздника Святой Пасхи, и Гроб Господен осветился несказанным
светом, и знамение это имеет место по сей день".
Это обстоятельство еще более послужило укреплению в вере
армян, создавших выдающиеся памятники духовной культуры не только в Армении, но
и за ее пределами. В Иерусалиме, там, где с первых веков распространения Благой
Вести, жили и заботились о святых местах армянские монахи, Григорий
Просветитель основал монастырь Св.Иакова.
Уже в VI веке на Земле обетованной действовало 70 армянских
храмов и монастырей. В 638 году там была основана Армянская патриархия.
Армянский иерусалимский патриарх является преемником апостола Иакова младшего -
брата Господня. Армянская Церковь имеет собственные приделы в храме Святого
Воскресения, в том числе и придел Святого Григория Просветителя на том месте,
где он молился и просил о появлении "несказанного света". Все эти
заслуги Лусаворича сыграли важную роль в жизни армянского народа при решении
спорных вопросов религиозного характера.
С 1191 года главнокомандующий Закарэ из рода Закаридов
возглавлял грузино-армянские войска по просьбе царицы Грузии Тамар, дочери
Великого Георгия. За пятнадцать лет Закарэ не только не потерпел ни одного
поражения, но и одерживал одну за другой блестящие победы, присоединяя к Грузии
новые земли, усмиряя врагов, добывая огромные богатства. В 1199 году ему
удалось отвоевать и город Ани, вновь обретший статус столицы Армении. К началу
XIII века была освобождена и большая часть коренной Армении, о чем братья
Закариды торжественно заявляют в армянской надписи монастыря Ованаванк:
"Милостию благодетельного Бога, в царствование Тамар, дочери Великого
Георгия, по летосчислению рода Торгома в 649 (1200г.). Мы, родные братья Закарэ
и Иванэ, сыновья великого Саргиса, когда взошел свет милостей божьих и посетил
он Страну армянскую, и сделал нас, бессильных, мощными в битве против врагов
Креста Христова и упразднил их могущество и давнее насилие, и освободилась
Страна араратская от тяжелого гнета и служения им..."
ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ЗАКАРЭ И ИВАНЭ УДЕЛЯЛИ УКРЕПЛЕНИЮ
ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ. Помимо строительства церквей, монастырей, восстановления
достоинства сословия священнослужителей Закарэ разрешил спор между армянами и
грузинами по поводу празднования дня Воскресения Христова. Это событие подробно
описывает историк Киракос Гандзакеци: "...Царица Тамар и спарапет Закария
одного из великих князей грузинских, а также из армян послали в Иерусалим перед
Пасхой узнать правду. И доказательством этого должно было быть зажжение светильника
на святой могиле Христа, который каждую Пасху мольбами Святого Григора,
просветителя армян, зажигается по велению Бога не от руки человеческой и без
участия зримого огня. Город находился в руках мусульман, которые спросили
христиан: "Когда будет ваша Пасха?". Греки и другие народы ответили:
"В это воскресенье". Армяне же сказали: "Не в это воскресенье, а
в следующее". Тогда владетель города приказал погасить огни повсюду в
храме и, закрыв двери, запечатал их своим перстнем и никому не велел входить
внутрь, чтобы увидеть, какой же из народов окажется правым.
Когда вечером в воскресенье, указанное греками и другими,
светильник не зажегся, властитель приказал с позором и жестокими побоями как
лжецов и невежд выгнать всех, кроме армян. В следующее воскресенье, которое
армяне назвали Пасхой, пока еще шла служба и молитва десятого часа, все
почувствовали, как вдруг зажегся светильник не от руки человеческой. И была у
армян радость великая, и все восхваляли мудрость и веру армян... Это видели и
люди, посланные царицей грузинской и военачальником, и, приехав, рассказали
все, что увидели. И возрадовались великий военачальник Закарэ и все армяне,
состоявшие в войске. Они еще более укрепились в праведной вере армянской".
ПРИМЕРНО ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ СПУСТЯ СИМЕОН ЛЕХАЦИ В
"ПУТЕВЫХ ЗАМЕТКАХ" оставил подробное описание, собственными глазами
убедившись в этом чуде. "Все христиане кричат, ходят вокруг могилы Христа
и поют на своем языке и, плача, молят о пришествии света. Затем наш патриарх
жалобным голосом и плача говорит народу много разных речей и поучений.
"Будьте осторожны и остерегайтесь грехов, ибо приближается пришествие
света. Смотрите, чтобы среди вас не оказался крамольник или злопамятный, или
распутник, или маловер, непокаявшийся или неисповедовавшийся". После
трехкратного прочтения "Господи, помилуй" восклицают: "Славою Лусаворича
восславим Господа Бога" - и поют шаракан, канон на священный киот
Господень: "Светись, Иерусалим, ибо приспел свет Христа". Это
повторяется трижды, после чего "вдруг неожиданно раздается страшный
гром... Гремит и сотрясается Святая могила Христа, и на ней появляются большие
трещины, оттуда излучается свет и через окно выходит наружу. Верующие находятся
снаружи. Увидев свет, начинают снимать печать... Сперва входит абиссинец,
следом - армянин, а затем грек. И увидели в яме лампаду армян зажженною, почему
она и называется лампадой Лусаворича. От нее зажигают светильники все
остальные... "
30 лет Григорий Просветитель руководил церковью. Он обрел и
хранил множество общехристианских святынь, основывая часовни, церкви, монастыри
на святых мощах.
Все это еще более подвигает нас к духовным размышлениям и
молитвенному общению с Богом. Близится День Воскресения Христова. Будем
размышлять о "неисчерпаемом и непреходящем ", дабы снискать
Благоволение Божие для себя и ближних своих. Мэри ЧОЛАКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.