Понедельник, 25.11.2024, 17:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 7 » Следует обратиться в суд
Следует обратиться в суд
11:21

Analitika.at.ua. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ АРМЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОПРОСЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

 

Резолюция Европарламента 2216 выявила тот факт, что внешнеполитическое ведомство Армении в настоящее время не владеет инициативой в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Более того, некоторые армянские эксперты практически согласились с этим крайне тенденциозным документом. Так, например, в интервью ИА REGNUM Новости директор Центра европейских исследований ЕГУ Артур Казинян заявил: "В частности, в резолюции говорится о недопустимости сохранения статус-кво, установленного силой и не соответствующего нормам международного права, что, на мой взгляд, отражает ту реальность, с которой мы имеем дело".

 

В действительности статус-кво в нагорно-карабахском конфликте соответствует международному праву, а вот действия Азербайджана противоречат ему самым вопиющим образом. Первоочередной задачей армянских государств является доказать это мировому сообществу и вернуть себе инициативу в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Для этого армянским государствам необходимо предпринять целый комплекс неотложных мер, одной из которых и, возможно, самой эффективной является подача в Международный суд ООН в Гааге исков против Азербайджана.

 

Эта мера даст армянским государствам следующие основные преимущества:

 

вопрос урегулирования карабахского конфликта будет реально перенесен из конъюнктурной в правовую плоскость;

 

любые попытки изменить существующее статус-кво будут приостановлены до вынесения решения Международным судом ООН;

 

будет практически нейтрализована резолюция Европарламента 2216 и другие результаты лоббистской деятельности Азербайджана, так как решения Международного суда ООН имеют высшую силу по отношению к решениям и резолюциям любых других организаций по карабахскому вопросу;

 

решения Международного суда ООН являются документами, которые практически невозможно оспорить или поставить под сомнение и которые станут правовой основой для урегулирования карабахского конфликта.

 

На Международный суд ООН возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам.

 

Конечно, Международный суд ООН принимает свои решения исходя не только из буквы закона, но и из соображений политической целесообразности. В этой связи особый интерес для армянских государств имеет разбирательство в Международном суде ООН вопроса о "соответствии международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово". Процесс проходит в форме выработки консультативного заключения суда на вопрос, поставленный Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Сербии. К моменту начала процесса 1 декабря 2009г. независимость Косово признали 63 государства.

 

После получения запроса от Генеральной Ассамблеи Международный суд обратился с просьбой к государствам - членам ООН представить свои письменные мнения. Основные публичные слушания прошли с 1 по 11 декабря 2009г., после чего судьи должны вынести консультативное решение. Предполагается, что это произойдёт в 2010г.

 

В процессе обсуждения представители государств привели свои доводы при ответе на вопрос "соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?" Большинство государств, среди которых США, Великобритания, Франция, Германия и Австрия, дали положительный ответ на этот вопрос.

 

Представители Великобритании, в частности, указали, что "Сербия ясно дала понять, что она никогда не согласится на независимость Косово, а Косово не хочет быть частью Сербии. Суды не могут заставить враждующие пары оставаться в браке... Международное право не запрещает права народов на самоопределение и отделение после внутренних конфликтов, подтверждением чему служит нейтральная позиция Генерального секретаря ООН и Совета Безопасности по вопросу о независимости Косово".

 

Представитель Германии в том числе заявила, что "...одностороннее провозглашение независимости не находится в противоречии с нормами международного права, а также не нарушает принцип территориальной целостности".

 

Откровенно слабой была, естественно, отрицательная позиция представителя Азербайджана, который заявил, что "...край, объявляющий об отделении в нарушение внутренних законов государства, не может рассматриваться как государство".

 

Мнения ведущих мировых держав в Международном суде ООН и политическая целесообразность позволяют с большой долей вероятности предсказать, каким будет принятое решение, которое, несомненно, окажет существенное влияние не только на отношение еще не определившихся стран к вопросу независимости Косово, но и на отношение мирового сообщества к способам урегулирования в Нагорном Карабахе.

 

Из сказанного следует, что ситуация, складывающаяся в Международном суде ООН по вопросу о независимости Косово, предоставляет армянским государствам реальную возможность для получения от авторитетного органа мирового сообщества правовой оценки нагорно-карабахского конфликта. Большой и непростительной ошибкой будет игнорирование этой возможности.

 

Какие же иски целесообразно подать в Международный суд ООН? Это определяется тем, судебное подтверждение каких фактов хотят получить армянские государства, и источниками права, которые Международный суд ООН применяет при рассмотрении дел и вынесении решений и которые указаны в статье 38 его статута:

 

международные конвенции и договоры;

международный обычай;

общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.

 

Приведем примерный перечень возможных исков армянских государств в Международный суд ООН :

иск о незаконности включения территории всего Карабаха и, в частности, его нагорной части в состав азербайджанского государства в начале XX века, которое было осуществлено с грубыми нарушениями норм международного права;

 

иск о незаконности претензий азербайджанского государства при его выходе из состава СССР 30 августа 1991 года на Карабах, что противоречит как императивным нормам международного права, так и советскому закону №1409-1 от 03.04.90г. "О порядке выхода республик из СССР";

 

иск о незаконности и противоречащих императивным нормам международного права действий Азербайджана, препятствовавшего осуществлению права карабахских армян на самоопределение;

 

иск о незаконности вооруженной агрессии Азербайджанской Республики в 1991-94 годах против самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республики;

 

иск о незаконности разжигания антиармянской истерии в Азербайджане, противоречащей императивным нормам международного права, другим документам ООН и, в частности, Конвенции ООН о ликвидации расовой дискриминации.

 

Кроме подачи исков в Международный суд ООН иски могут быть поданы и в Конституционный суд России, которая является правопреемником и правопродолжателем СССР. Правовым основанием этих исков является нарушение Азербайджаном Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", согласно которому народные депутаты СССР внесли изменения в Конституцию СССР.

 

Сутью этих исков должно быть признание недействительным факта выхода Аз.ССР из состава СССР в части претензий на включение территории НКАО в территорию независимой Азербайджанской Республики. Из соображений политической целесообразности Конституционный суд России, скорее всего, не будет рассматривать в целом вопрос о законности выхода Аз.ССР из СССР, а вот иск о признании недействительным включение территории НКАО в территорию независимой Азербайджанской Республики вполне может и принять к рассмотрению.

 

Для подготовки и подачи исков в Международный суд ООН и разработки других правовых вопросов, связанных с нагорно-карабахским конфликтом, армянским государствам целесообразно незамедлительно радикально усилить существующие или создать новые специализированные юридические службы, к работе которых привлечь ведущих армянских юристов.

 

Целесообразность создания новых или радикального усиления существующих юридических служб обусловлена в том числе еще и необходимостью оперативно давать правовую оценку тем откликам в некоторых странах и международных организациях, которые получают выборы в Нагорно-Карабахской Республике, и попыткам Баку навесить на Армению ярлык агрессора, которые в ряде случаев не получают своевременной правовой оценки. Складывается впечатление, что зачастую представители некоторых стран и международных организаций просто озвучивают тексты, подготовленные азербайджанскими пропагандистами, не утруждая себя выяснением правовой основы ситуации, а внешнеполитическое ведомство Армении не всегда дает этому четкую, правовую оценку.

 

Да знают ли вообще господа, отрицательно оценивающие выборы в Нагорно-Карабахской Республике, о существовании, например, статьи 73 Устава ООН, в которой, в частности, сказано: "Члены Организации Объединенных Наций, которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными, и как священный долг принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим уставом, и с этой целью обязуются:

 

а. Обеспечивать, соблюдая должное уважение к культуре указанных народов, их политический, экономический и социальный прогресс, прогресс в области образования, справедливое обращение с ними и защиту их от злоупотреблений.

 

б. Развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии со специфическими обстоятельствами, присущими каждой территории и ее народам, и с их разными ступенями развития".

 

Отчаянные усилия азербайджанской пропаганды обвинить Армению в агрессии по отношению к "миролюбивому и толерантному" Азербайджану являются не чем иным, как попыткой поставить вопрос с ног на голову. Ведь понятие агрессии включает признак инициативы, который означает применение каким-либо государством силы первым. В карабахском же конфликте незаконную войну на уничтожение самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республики развязал Азербайджан, который и является настоящим агрессором, а Армения оказала и продолжает оказывать помощь армянскому населению этого края с целью поддержания и восстановления международного мира и безопасности.

 

Осуществляемые в порядке самообороны действия, согласно статье 51 Устава ООН, не могут считаться актом агрессии так же, как действия государств, предпринимаемые для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

 

Самым эффективным ответом на азербайджанскую пропаганду должна являться четкая правовая оценка, которая должна быть вовремя доведена до сведения организации, принимающей ту или иную резолюцию или решение. Крайне важно учитывать, что любые резолюции и решения по карабахскому конфликту принимаются различными организациями с учетом состязательности сторон конфликта. Практически это означает, что если армянские государства своевременно не довели свою точку зрения до сведения представителя организации, который подготавливает проект резолюции, или если эта точка зрения была в правовом отношении менее убедительна, чем у другой стороны конфликта, то будет принята резолюция, неблагоприятная для армянских государств. И это даже в том случае, когда представитель организации, подготавливающий проект ее резолюции, вполне объективен и не ангажирован азербайджанцами. Поэтому роль юридических служб внешнеполитических ведомств армянских государств в урегулировании карабахского конфликта невозможно переоценить.

 

Создание новых или радикальное усиление армянскими государствами существующих специальных юридических служб по карабахскому конфликту позволит ускорить перевод урегулирования этого конфликта в правовую плоскость и даст возможность внешнеполитическим ведомствам армянских государств быстро и согласованно давать отпор азербайджанской пропаганде, что сейчас, к сожалению, происходит далеко не всегда.

 

Из изложенного следует, что первоочередной и неотложной задачей армянских государств в вопросе урегулирования карабахского конфликта является возвращение себе политической инициативы путем перевода вопроса урегулирования в правовое поле, подготовки и подачи исков против Азербайджана в Международный суд ООН и, возможно, в Конституционный суд России.

 

Борис ОГАНОВ

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 580
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru