Analitika.at.ua. 15 сентября 2010 года можно считать значимой вехой в
истории азербайджано-карабахского противостояния: в Европейском суде по правам
человека (ЕСПЧ) состоялись слушания по делам, касающимся последствий конфликта.
Впервые одна из основных его составляющих – права беженцев - рассматривается в
международно-правовом поле. На фоне почти 20-летней политической и
околополитической болтовни, в которой право использовалось исключительно в роли
служанки по вызову, о реалиях карабахского противостояния в авторитетном
европейском институте говорилось языком правовых аргументов. И это уже следует
признать важным и существенным итогом слушаний.
Судя по сообщениям прессы, армянская сторона основательно
подготовилась к обсуждениям в Страсбурге. Аргументы представителя правительства
РА Геворга Костаняна были выверены с точки зрения международного права и
основывались на существующих политических реалиях. Азербайджанская сторона
прибегла к помощи иностранных специалистов, что послужило причиной ряда киксов
отнюдь не правового характера. Невольно напрашиваются аналогии с судебным
процессом в Будапеште по делу об убийстве армянского офицера в 2006 году, в
ходе которого нанятые Баку известные венгерские адвокаты проявили полную
беспомощность в том числе в силу незнания тонкостей многолетнего
противостояния.
Само освещение судебного заседания в ЕСПЧ – весьма
подробного, чуть ли не поминутного в армянских СМИ и полного отсутствия
оперативной информации в бакинской прессе - дает основания утверждать, что
представителям Армении удалось путем правовой аргументации акцентировать
внимание судей на важнейших политических аспектах, которые до сих в ходе
переговорного процесса не были столь отчетливо и аргументированно подчеркнуты.
В первую очередь это касается правосубъектности НКР и прав армянских беженцев.
Напомним: истцы по делу "Чирагов и другие против
Армении" утверждают, что были насильственно депортированы из Бердзора
(бывший Лачин), лишились своего имущества и требуют возместить понесенный
ущерб. Основной постулат представителя правительства РА сводился к тому, что
юрисдикция Армении не распространяется на НКР и примыкающие к ней территории,
где все политические, экономические и иные вопросы решаются властями
Нагорно-Карабахской Республики. Исходя из этого, армянская сторона утверждает,
что жалоба не умещается в рамки требований Европейской конвенции по правам
человека и не подлежит рассмотрению в ЕСПЧ. В данную логику вполне вписались и
два вопроса европейских судей азербайджанской стороне. Первый: если, по
утверждению азербайджанского правительства, территория НКР и примыкающие к ней
районы находятся под юрисдикцией Армении, то почему был заключен трехсторонний
договор о прекращении огня? И второй: обращались ли истцы к самой НКР?
Не менее важным в политико-правовом плане оказалось
рассмотрение второго дела – "Саркисян против Азербайджана", в котором
бывший житель села Гюлистан Шаумяновского района жалуется на насильственную
депортацию, потерю имущества и отказ Азербайджана в праве на возвращение. Кроме
того, Саркисян представил иск о разрушении армянского культурного наследия в
Старой Джуге, обвинив Азербайджан в вандализме и дискриминации по этническому
признаку. Дабы читатель составил представление об уровне "правовой"
аргументации Баку в этом деле, приведем цитату из бакинской газеты
"Эхо": "азербайджанская сторона сообщила суду о том, что за
нарушения прав человека в селе Гюлюстан Геранбойского района на линии соприкосновения
войск Азербайджана и Армении также несет ответственность Армения, так как
население этого села лишено возможности нормально жить из-за почти ежедневных
нарушений режима прекращения огня".
Потешив таким образом публику, азербайджанская сторона вынуждена
была сделать два крайне важных заявления: признать, во-первых, право армянских
беженцев на возвращение в места прежнего проживания, во-вторых, тот факт, что
данный вопрос входит в повестку переговорного процесса. После чего
представитель правительства АР Асгаров, на фоне растерянности иностранных
представителей Азербайджана взявший на себя ответственность за эти заявления,
выступил с еще одним абсурдным комментарием: поскольку армянская сторона
настаивает на приоритетности вопроса о статусе Арцаха, то нужно вначале вернуть
азербайджанских беженцев, и только потом – армянских.
Решения по обоим делам суд вынесет в течение нескольких
месяцев. Можно предположить, что они будут паритетными – не случайно, будучи
поданными в разные сроки, иски рассматривались в один день. Скорее всего
решения будут максимально обтекаемыми и лишенными конкретики, поскольку
прецедент практического решения чреват непредсказуемыми последствиями.
Вероятность такого подхода доказывает и вопрос суда о том, повлияет ли данный процесс
на ход урегулирования.
Вместе с тем, вне зависимости от решения, суд в Страсбурге в
очередной раз подтвердил давно известный факт: арсенал сторон попросту
несопоставим в правовом поле, где армянская сторона обладает очевидным и
непререкаемым преимуществом (другой вопрос - как оно используется). Об этом
свидетельствует не только ход судебного процесса и очевидная беспомощность
азербайджанских представителей, пасовавших перед элементарными вопросами, но и
поведение европейских судей, вольно или невольно подтвердивших: решение любых
вопросов относительно последствий конфликта, в том числе возвращения беженцев,
компенсации имущества и других проблем правозащитного характера, невозможно без
признания международной правосубъектности Нагорно-Карабахской Республики. И
только НКР в лице своего руководства правомочна решать эти вопросы вне
зависимости от того, нравится ли это чираговым, асгаровым и всем остальным.
Марина ГРИГОРЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.