Analitika.at.ua. Вопрос: зачем нам это нужно? В отместку Турции? Чтобы
улучшить отношения с Арменией? Чтобы восстановить историческую справедливость?
Все три ответа неправильны. Турция нам больше не союзник, но и Армения нам не
друг, а точнее, протеже нашего врага Ирана. Восстановить историческую
справедливость? Это нам не под силу, и я сомневаюсь, что Комиссия по делам
культуры и спорта, которой поручено разбираться в истории многовековой вражды
между армянами и турками, способна составить какое-либо представление, на чьей,
собственно, стороне эта правда. История армянского геноцида сложна и запутанна,
она документирована не так тщательно, как история Холокоста, и начиная с
прошлого века является полем войны двух нарративов – турецкого и армянского.
Но есть одна веская причина для того, чтобы серьезно подойти
к изучению армянского геноцида – вплоть до введения этого предмета в школьную
программу наряду с изучением Холокоста: это часть истории нашего народа и
нашего региона.
В последнее время появилось много исторических работ о роли
Германии в армянском геноциде. Большинство ученых, в том числе и немецких,
склоняются к тому, что немецкие союзники Оттоманской империи были не только
пассивными наблюдателями, но и явно солидаризировались с турками. Они видели и
свидетельствовали об этом в своих отчетах, что преступление не было спонтанным
этническим столкновением, спровоцированным войной между Турцией и Россией, но
тщательно планировалось исходя из геополитических соображений: османы не желали
присутствия христианского анклава, расположенного между турками и мусульманами
Кавказа.
Хотя сегодня мы воспринимаем эти события в контексте
противостояния цивилизаций, вряд ли можно считать армянский геноцид прототипом
джихада. Депортируя армян в сирийском направлении и организовывая эту
депортацию на манер маршей смерти, которые мы увидели позже во время Холокоста,
турки надеялись, что арабские братья-мусульмане добьют их. Но этого не
произошло. Сирийские арабы не оказались столь "продвинутыми"
исламистами, как их палестинский единоверец Амин аль-Хусейни. Они, напротив,
спасли многих армян от голодной смерти, предоставляя им кровь и принимая в свои
семьи армянских сирот. Даже сегодня существует поверье, что многие сирийцы
являются потомками армян. Скорее всего, в решении турок уничтожить армян
религия как таковая играла меньшую роль, чем присутствие национального
коллектива со своими собственными национальными амбициями, которые могли быть
реализованы только за счет Турции.
Израильские историки, в том числе и исследователь Холокоста
профессор Иегуда Бауэр, считают, что армянский геноцид является наиболее
близкой параллелью Холокоста, и схожестей в этих двух явлениях больше, чем
различий. И первая общность состоит именно в том, что речь идет о сознательно
принятом и спланированном решении, а не вспышке кровавой этнической розни,
каких много в истории народов.
Различие же, по Бауэру, состоит в том, что нацисты видели в
существовании евреев центральную проблему мировой истории и отношение к евреям,
согласно его оценке, было для них чем-то вроде псевдорелигии. Турки же
стремились уничтожить армян сугубо по причинам политического характера, причем
только в Турции.
О том, какое влияние оказал на Гитлера Геноцид армян,
подробнее всего написал Геворк Бардакджан в своей книге "Гитлер и
армянский геноцид" (Cambridge, Massachusetts: The Zoryan Institute, 1985).
Это влияние было большим, чем принято думать, и оно не ограничивается еврейским
вопросом – вся концепция Гитлера о завоевании жизненного пространства путем
уничтожения этносов сформировалась под влиянием армянского геноцида. В книге
приводятся выдержки из речи Гитлера в августе 1939 года накануне вторжения в
Польшу: "Я отдал приказ и я расстреляю каждого, кто произнесет слово
критики, потому что наша цель в войне - это не достигнуть каких-либо линий, а
физическое уничтожение врага. Соответственно я привел мои смертоносные
формирования в стадию боевой готовности четким приказом безжалостно уничтожать
мужчин, женщин и детей польского происхождения и языковой принадлежности.
Только так мы завоюем жизненное пространство, которое нам необходимо. Кто,
после всего, помнит сегодня об уничтожении армян?"
Почему армянский геноцид нужно включить в израильские
школьные программы?
- Потому что он был первым в XX веке прецедентом массового
уничтожения одного этноса другим, то есть про-Холокостом.
- Потому что иерусалимский муфтий-нацист начал свою карьеру
с Геноцида армян
- Потому что соучастниками армянского геноцида были немцы –
союзники Турции в Первой мировой войне
- Потому что армянский геноцид и его непризнание таковым
Турцией говорит о том, что геноцид и по сей день является легитимным способом
решения проблем в нашем регионе. Если бы это было не так, то Турция уже бы
давно признала бы армянский геноцид, имевший место много лет назад в
Оттоманской империи. Но Турция, напротив, настаивает на преемственности своей,
построенной на геноциде, государственности и шантажирует те страны (в том числе
и нас), которые время от времени поднимают этот вопрос.
Армянский геноцид демонстрирует нам, что может произойти с
целым этносом, соседи по региону которого воспринимают его как инородное тело и
которое они стремятся удалить из региональной ткани. Он позволяет понять, что
имеют в виду арабы, когда говорят о "свободной от евреев Палестине",
как недавно выразился лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас. Он является
примером стратегии, которая стремится к тотальной этнической и конфессиональной
однородности регионального пространства - любой ценой.
Армянский геноцид актуален. Он вдохновлял нацистов и отцов
палестинского национализма. Он вдохновляет сегодня исламофашистов, которые
мечтают об окончательном решении израильского вопроса и которые открыто, с
помощью средств массовой информации призывают к геноциду израильтян. И наконец,
армянский геноцид - это наглядное пособие: что хотели с нами сделать арабы в
1948 и в 1967 году, если бы они выиграли эти войны, и все то, что они
по-прежнему хотят с нами сделать.
Но, к счастью, не могут. Нелли ГУТИНА, журналист и писатель.
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.