Главная » 2012 » Июнь » 19 » СМИ: Азербайджан консервирует статус-кво в Карабахе, против которого на словах выступает
СМИ: Азербайджан консервирует статус-кво в Карабахе, против которого на словах выступает
20:36
Analitika.at.ua. На
проходящем в Мексике саммите "Большой двадцатки" президенты
стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху - России, США и
Франции Владимир Путин, Барак Обама и Франсуа Олланд приняли очередное
заявление относительно методов урегулирования конфликта. Днем ранее схожее
заявление было принято послами-сопредседателями по итогам встречи глав МИД
Армении и Азербайджана в Париже.
Как обычно в подобных случаях, в обоих документах
подчеркивается единство посредников в подходах к урегулированию и его
желательных сроках и содержится полный набор связанных с этим благих пожеланий.
В частности, вновь повторяется, что "сторонам конфликта не следует далее
откладывать принятие важных решений, необходимых для достижения долгосрочного и
мирного урегулирования", выражается "сожаление" в связи с тем,
что "президенты Азербайджана и Армении не предприняли решительных шагов, к
которым наши страны призывали их в совместном заявлении, сделанном 26 мая 2011
г. в Довиле". В этой связи Еревану и Баку "следует воздерживаться от
максималистских позиций на переговорах, соблюдать соглашение о прекращении огня
1994 г. и избегать нагнетающей напряженность враждебной риторики".
Разумеется, вновь подчеркивается, что "использование военной силы не
приведет к разрешению конфликта", выход из которого возможен лишь мирным
путем.
Пожалуй, единственный за последние годы относительно новый
акцент заключается в том, что Армению и Азербайджан призывают "в полной
мере использовать посредническое содействие, предлагаемое сопредседателями
Минской группы". Отсюда можно предположить, что противоборствующие стороны
используют это содействие не до конца, игнорируют рекомендации и настояния
медиаторов.
Очевидно, что очередной призыв лидеров стран-сопредседателей
в немалой степени порожден фактом ощутимого возрастания напряженности на линии
соприкосновения как в самом Карабахе, так и в армяно-азербайджанском
приграничье. Напомним, что только в нынешнем месяце здесь произошло несколько
кровопролитных инцидентов, жертвами которых, с обеих сторон, стали более
десятка военнослужащих. Причем последний такой случай со смертельным исходом
произошел в Карабахе, когда буквально за несколько часов до начала встречи
министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Париже на боевой позиции был
смертельно ранен 19-летний боец Армии обороны НКР. Наблюдатели заговорили о
вероятности возобновления широкомасштабных военных действий, сопредседатели,
соответственно, продемонстрировали свою обеспокоенность.
Между тем, ход миротворчества начинает вызывать (по крайней
мере, в Армении и в Карабахе) определенное разочарование и некоторое удивление.
И дело, конечно, не в том, что армянская сторона считает инициатором обострения
Азербайджан, в связи с чем раздаются призывы к мировому сообществу резко
осудить провокационные действия и, в целом, занятую Баку позицию. Очевидно, что
этого не случится уже потому, что нынешний мандат миротворцев не даёт им права
и возможности для односторонних заявлений такого рода, как бы ни обстояло дело
в действительности. Проблема в том, что деятельность посредников сводится к
принятию однотипных заявлений, практически не оказывающих никакого ощутимого
воздействия на реальное положение дел. Например, несмотря на заявления
госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что в ходе парижской встречи сторонам
будут представлены "новые подходы" к урегулированию, ничего такого,
насколько можно судить, сделано не было (либо эти подходы оказались настолько
неприемлемыми для сторон, что были с ходу отвергнуты, и о них в итоговом
заявлении послов-сопредседателей даже косвенным образом не упомянуто). Взамен
прозвучало заявление споуксмена азербайджанского МИД Эльмана Абдуллаева,
согласно которому "позиция Азербайджана осталась неизменной - в первую
очередь, вооруженные силы Армении должны быть выведены с оккупированных
территорий". А поскольку армянская сторона твердо стоит на том, что вывод
воинских подразделений из районов вокруг НКР должен происходить отнюдь не в
"первую очередь", но лишь после четкого определения сроков проведения
раферендума по статусу края и иных связанных с плебисцитом вопросов, возникла
совершенно тупиковая ситуация. И уже вполне очевидно, что изменить её
посредники пока просто не в состоянии.
В этой связи участившиеся прогнозы международных (в том
числе российских) аналитиков относительно возрастания рисков новой войны
достаточно обоснованы: отсутствие подвижек на пути к миру само по себе означает
вероятность дальнейших масштабных обострений. Так, например, эксперты Oxford
Analytica (Великобритания) полагают, что увеличивая в геометрической прогрессии
военный бюджет, Баку стремится к 2014 году вывести свою армию на уровень
"стратегической готовности" к новой войне, приурочив начало боевых
действий к 20-летию заключенного в 1994 году перемирия. Имеются также указания,
что азербайджанское руководство планировало отбить Карабах у армян еще лет пять
назад, но после августовской (2008 г.) войны в Южной Осетии планы изменились,
причем не в последнюю очередь - благодаря "настоятельным
рекомендациям" Турции, объяснившей Азербайджану, что результат может быть
самым плачевным - вплоть до немедленного международного признания НКР.
Возможно, в Баку и сегодня не исключают возможности еще
одной войны в Карабахе, но, думается, истинная стратегия Азербайджана состоит в
другом. Упорствуя в своих подходах и, таким образом, заведомо обесценивая
миротворческий процесс, азербайджанская сторона консервирует статус-кво, против
которого на словах выступает. И это, в принципе, объяснимо. Здесь не могут не
понимать, что война чревата целым рядом очень высоких рисков. Во-первых, начало
боевых действий, скорее всего, приведет к международной операции по принуждению
к миру, и совсем не факт, что ввод миротворцев не создаст ситуацию
"второго Косова". Во-вторых, успех может сопутствовать
азербайджанской армии лишь в случае блицкрига (то, на что рассчитывал
Саакашвили, начиная вторжение в Южную Осетию). Но все без исключения военные
специалисты утверждают, что даже полностью перевооружив армию в соответствии с
самыми современными стандартами, достичь быстрого успеха, взломав глубоко
эшелонированную карабахскую оборону, не удастся. Далее, даже если представить,
что война примет затяжной характер, и при этом не случиться внешнего
вмешательства (что крайне маловероятно само по себе, учитывая хотя бы членство
Армении в ОДКБ), результаты могут быть крайне неожиданными. Ведь сколько-либо
длительная война предполагает мобилизацию резервистов. А это очень
проблематично для руководства практически любой постсоветской страны.
Социально-экономические реалии, как известно, таковы, что вооружить народ -
значит, говоря словами Владимира Ленина, пойти на риск скорого превращения
"войны народов в гражданскую войну".
Поэтому истинная цель сохранения Азербайджаном статус-кво,
как и вытекающая отсюда реальная стратегия, состоит в другом. Во-первых,
предпринимаются шаги для окончательного закрепления транспортно-энергетической
блокады, исключения Армении из всех существующих и перспективных региональных
проектов. По замыслу Баку, это рано или поздно настолько ухудшит
социально-экономическую и демографическую ситуацию, что армянская сторона
просто не будет иметь иного выхода, как пойти на уступки (говоря проще -
отказаться от идеи референдума в Карабахе). Кстати, намерения подобного рода и
не скрываются. Во-вторых - и об этом уже не говорится открыто - Азербайджан
явно выжидает, какую конфигурацию примет общая обстановка на Ближнем Востоке, в
частности, как будет решаться вопрос иранской ядерной повестки. Ближневосточная
война способна настолько сильно повлиять на ситуацию в Закавказье, что дальнейшее
развитие событий станет совершенно непредсказуемым. В предвидении этого Баку не
стремится выводить миротворческий процесс из стагнации, полагая, что
поторопившись, может "продешевить".
В обоих случаях такая стратегия выглядит уязвимой.
Внутриполитическая ситуация в Армении после парламентских выборов 6 мая
стабильна, руководство республики, получив подчеркнутую поддержку как
российских, так и западных партнеров, чувствует себя уверенно и, конечно, ни на
какие чрезмерные уступки в вопросе Карабаха, рискуя дестабилизацией, не пойдет.
Кроме того, в Ереване хорошо понимают, что фундаментального нарушения силового
паритета в регионе конфликта внешние игроки также не допустят. А что касается
перспектив развития обстановки вокруг Ирана, то силовая операция против
Тегерана вполне может привести к очень плачевным результатам именно для
азербайджанской стороны, поскольку ИРИ (которой уже нечего будет терять) ни за
что не простит Баку тесное сотрудничество с Израилем. Поэтому представляется,
что ускорение хода карабахского урегулирования, достижение определенных
подвижек, в частности, подписание рамочного соглашения, на самом деле, было бы
выгодно, в первую очередь, Азербайджану. Но Баку, насколько можно понять, руководствуется
совершенно иной логикой. Ануш Левонян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.