Главная » 2013»Апрель»27 » СМИ: Азербайджан оказывается в военно-политическом цугцванге
СМИ: Азербайджан оказывается в военно-политическом цугцванге
12:58
Analitika.at.ua. «Главный упор в деятельности Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) делается на Центральную Азию, поскольку Россия
позиционирует этот новый военно-политический блок как один из главных
механизмов недопущения распространения нестабильности из Афганистана на
сопредельные страны», - говорится в статье независимого вашингтонского журналиста
Джошуа Кучера, опубликованной на сайте американской организации «EurasiaNet».
Автор ссылается на Сергея Минасяна, отмечая, что реальное
стратегическое значение ОДКБ имеет как раз для Армении. Среди государств-членов
ОДКБ (а именно России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и
Таджикистана) лишь Армения, стоит перед угрозой межгосударственного конфликта.
Хотя, автор считает, что с этим утверждением можно поспорить, глядя на
нарастающую напряженность между Узбекистаном и его соседями, Кыргызстаном и
Таджикистаном, хотя отмечает, что угроза возникновения серьезного вооруженного
конфликта между ними определенно гораздо меньше, чем между Азербайджаном и
Арменией.
«Принципы коллективной безопасности ОДКБ делают практически
невозможным для Азербайджана, если тот вдруг решит попытаться отобрать
сепаратистский Нагорный Карабах, распространить конфликт на территорию Армении.
Так что Армения, в случае нападения Азербайджана на Карабах, сможет
использовать территорию последнего для совершения практически «безнаказанных»
ракетных ударов по объектам нефтяной инфраструктуры противника», - сказано в
материале.
В результате Азербайджан оказывается в военно-политическом
цугцванге, эффективно сдерживающем возобновление войны. Прямое вовлечение ОДКБ
(или даже одной России) делает возможный исход боевых действий в Нагорном
Карабахе более чем предсказуемым. В свою очередь, начало войны в Карабахе без
распространения на территорию Республики Армения (чтобы не было повода к
вступлению в силу механизмов ОДКБ и двусторонних армяно-российских
обязательств) противоречит военной логике и создаст Баку невыгодные
военно-стратегические условия, говорится в публикации.
В результате Армения является, пожалуй, самой активной
участницей ОДКБ (помимо России), придающей особое значение развитию потенциала
Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). «Да, ОДКБ здесь, по сути,
одна Россия. Хотя номинально ОДКБ и является альянсом, но центральноазиатские
страны-участницы блока вряд ли будут располагать особым стимулом (а, в большинстве
случаев, и потенциалом) для вмешательства в армяно-азербайджанский конфликт», -
говорится в статье.
В Ереване не питают иллюзий, что в случае форс-мажора на
Южном Кавказе ВМС Казахстана появятся на рейде Баку или киргизские мотострелки
высадятся в горах Карабаха. Не исключено, что Ереван мог бы проявить больший
интерес к проблемам безопасности в Центральной Азии (уровень подготовки частей
быстрого реагирования и миротворческих контингентов армянской армии это
позволяет), если бы хоть отчасти был уверен в симметричности и
пропорциональности действий центральноазиатских союзников в карабахском
конфликте.
Поэтому возможность содействия ОДКБ в решении проблем
региональной безопасности на Южном Кавказе Ереван вынужден рассматривать
преимущественно в двустороннем армяно-российском формате. Что и
проиллюстрировали последние крупномасштабные учения ОДКБ, которые прошли в
Армении, но в процессе которых тема Азербайджана с Карабахом практически не
поднималась.
Правда, по словам Сергея Минасяна, выход Узбекистана из
состава ОДКБ упрощает задачу заручиться политической поддержкой в адрес Армении
против Азербайджана:
«Не секрет, что Ташкент фактически саботировал многие
инициативы ОДКБ, особенно в вопросе кризисного реагирования, это в свое время
заставило выработать (во многом по инициативе Москвы и Еревана) механизм
принятия решений по использованию структур ОДКБ в условиях отсутствия
консенсуса. Кроме этого, основанная на идее «тюркской солидарности» позиция
Узбекистана в карабахском конфликте была, мягко говоря, не созвучна с позицией
Армении – ее военно-политического союзника, перед которым у Ташкента
существовали формальные взаимные обязательства в сфере обороны и безопасности».
Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.