Главная » 2010 » Ноябрь » 30 » СМИ: Азербайджан вынашивает агрессивные планы не только в отношении НКР, но и всей Армении
СМИ: Азербайджан вынашивает агрессивные планы не только в отношении НКР, но и всей Армении
00:10
Analitika.at.ua. Интервью директора Института истории, Национальной
академии наук Армении, доктора-профессора Ашота Мелконяна информагентству
АрмИнфо.
Г-н Мелконян, в последнее время наряду с усилением милитаристской
риторики со стороны Баку в адрес НКР участились агрессивные заявления уже
непосредственно в адрес Армении. Чем объясняется подобное расширение географии?
Здесь мы имеем дело с чистой политикой, в которой нет даже
признака науки. Дело в том, что в советское время азербайджанские историки
также активно занимались фальсификацией. Однако, поскольку мы жили в едином
государстве, они не имея возможности распространять ложь о Советской Армении, ограничивались
ложью о Нагорном Карабахе и Нахиджеване. Однако, даже тогда они упорно называли
армянские хачкары хачдашами, утверждали, что церкви и христианские памятники
культуры в Арцахе и Нахиджеване албанские, а сами азербайджанцы образовались в
результате этногенеза албанского и тюркских народов. Сегодня сложилась крайне
парадоксальная ситуация, когда азербайджанцы с одной стороны утверждают, что
они тюрки, дабы не потерять связи с тюркским миром, с другой, понимая, что тем
самым они собственноручно подтверждают факт своей пришлости, не являясь
аборигенами, они начали "усваивать" историю армян и северокавказских
народов в первую очередь лезгин. Не была "забыта" и история
ираноязычных народов, проживающих на территории Атропатены, то есть, Ирана.
Соответственно, современный Азербайджан не имеет ничего общего с историческим
Азербайджаном - Атрпатаканом, находящимся в правобережье Аракса, на
северо-западе Ирана.
А как насчет заявлений о расположении Армении на территориях
мифического «Западного Азербайджана»?
Что касается заявлений азербайджанского руководства о том,
что якобы современная Армения располагается на "азербайджанских
землях", то оно свидетельствует лишь об агрессивности политики и планов
азербайджанской власти, поскольку не подтверждается ни единым историческим
фактом и ничего общего не имеет с наукой. Азербайджан вынашивает агрессивные
планы не только в отношении НКР, но и всей Армении, в первую очередь Сюника.
Они прекрасно понимают, что любой грамотный человек увидев карту нашего
региона, не поймет, как может Нахиджеван являться азербайджанской территорией,
будучи отделенным Арменией и не имея общей границы с Азербайджаном.
Азербайджанцы лелеют давние планы по захвату Карабаха и Зангезура, для того
чтобы Нахиджеван перестал быть анклавом. Тем самым они также стремятся лишить
Армению границы с Ираном, поскольку в этом случае Армения окажется в полной
блокаде.
Эта политика ведется еще с начала 20-х годов, когда Турция обменяла
свои территории с Ираном, расширив границу с Нахиджеваном?
В Араратской области действительно есть такой
одиннадцатикилометровый участок границы, который называется "Волчьи
ворота". Здесь сливаются границы 4 государств: Армении, Азербайджана,
Ирана и Турции. Уже имея в 1921 году границу с Нахиджеваном, Турция вовсе неслучайно
добивалась присоединения селения Садарак к Нахиджеванской АССР, чтобы расширить
эту границу. Что же касается территорий обменянных с Ираном, то это было
сделано в регионе Малого Арарата с целю расширения непосредственных
экономических и стратегических связей между Турцией и Нахиджеваном.
Можно ли отметить, что помимо армян до нашествия тюркских племен
аборигенами, проживавшими на территории современного Азербайджана, являлись
лишь армяне, лезгины, талыши, аварцы и таты?
Это действительно так. Долгие годы историки вели споры о том
куда, собственно, могли деться албанцы в 13-14 вв. До сих пор лезгины, частично
аварцы, даргинцы являются прямыми носителями, как албанской культуры, так и
истории. В ходе различных научных конференций историки Северного Кавказа
неоднократно подчеркивают, что вся лезгинская культура сегодня представляется
как азербайджанская. А северная часть Азербайджана, граничащая с Дагестаном, на
самом деле является исторической албанской, то есть в основном лезгинской
территорией. В результате многовековых этнических сдвигов на территории
нынешнего Азербайджана появились своеобразные этнорелигиозные группы:в 7-8
веках- арабы, в 11-ом - сельджуки, в 14-ом веке - тюркменские племена коюнлу,
потом Тамерлан, Сефевиды Ирана и т. д. Таким образом, на основе всех этих
этнорелигиозных сношений лишь в 30-е годы 20 века было найдено название -
азербайджанцы. Слово это не имеет этнический смысл, а является чисто
географическим названием. Понятие это появилось в сталинскую эпоху, поскольку
СССР собирался захватить Атрпатакан и на севере Ирана создать Иранскую
советскую республику.
Иначе говоря, в создании своей «истории» Азербайджан «позаимствовал»
чуть ли не всю региональную культуру армян, иранцев, кавказских народов?
Всю индоевропейскую культуру, в первую очередь армянскую и
иранскую и местную кавказскую, то есть албанскую, лезгинскую и т.д. Предки же
нынешних азербайджанцев пришли из Средней Азии, а до 6 века обитали на Алтае.
Алиев постоянно твердит одну и ту же заученную фразу «о древней азербайджанской
территории Нахчыване». Зачем это делается, он боится потерять Нахиджеван?
Часть "азербайджанцев”, проживающих в Нахиджеване, в
реальности являются представителями ираноязычных народов проживающих на севере
Ирана, которых в течение веков вынудили стать тюркоязычными. И это на фоне
того, что основная часть азербайджанцев имеют тюркское происхождение. В
антропологическом же плане они так и остались иранцами, что отмечают и иранские
историки. Именно поэтому на фоне отсутствия четкого тяготения населения
Нахиджевана к Азербайджану, Алиев опасается возможного отторжения Нахиджевана. Ведь
если ранее в Нахиджеване проживало около 250-300 тысяч человек, то теперь после
того как они предпочли эмигрировать в Иран и в Турцию, там осталось не более
150 тысяч человек, которые живут за счет Турции.
Что Турция добивается спекуляциями вокруг армянской церкви на Ахтамаре
с установкой креста, приездом турецких политиков в Армению, при этом,
отказываясь ратифицировать Протоколы?
Убежден, что армяно-турецкие протоколы, подписанные в Цюрихе
в первую очередь выгодны Турции. Однако, по причине несговорчивости младшего
брата Турции- Азербайджана Анкара была вынуждена в ущерб своим национальным
интересам отказаться от ратификации протоколов. Сейчас международное сообщество
стремится найти иные пути для ратификации Протоколов, стремясь успокоить
взбудораженное общественное мнение в Азербайджане.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.