Главная » 2012»Январь»7 » СМИ: Азербайджанцы и тюрки присваивают общетюркские памятники культуры
СМИ: Азербайджанцы и тюрки присваивают общетюркские памятники культуры
16:43
Analitika.at.ua. На сайте «InosmiKZ» опубликован аналитический материал
Кайрата Казакпаева под названием «Азербайджанцы с турецкой помощью целиком
присвоили наследие Коркыта (Коркута, Коркуда), оставив казахов с носом».
Автор отмечает, что по версии турецкой и азербайджанской
науки тюркский эпос «Қорқыт ата кітабы», является, оказывается, «всецело
творением Азербайджана». И игнорируется то, что Коркыт (Коркут, Коркуд) жил в
степях у реки Сырдарьи. А еще по версии турецких и азербайджанских ученых
получается, что казахи, установившие памятник кобызу Коркыта в Кызылординской
области и назвавшие его именем университет в городе Кызылорде, на самом деле
восславляют не одного из деятелей своей культуры, а автора «всецело
азербайджанского творения.
«Примечательно, что казахи всегда с готовностью принимает и
продвигают версию о том, что такие творения, как «Китаби деде Коркыт» («Книга
деда Коркыта») должны считаться общими письменными эпическими памятниками
тюркских народов. А вот турки, азербайджанцы и другие кавказские народы,
говорящие на тюркских языках, не могут, похоже, убедить себя в том, что у них
могло бы быть что-то общее тюрко-монгольского происхождения народами. И они,
образно говоря, начинают «тянуть на себя одеяло» самых выдающихся исторических
образцов и понятий, связанных с тюрками»,- пишет автор.
К примеру, в начале 1990-х годов в Баку вышла книга под
названием «Сказание о Деде Коркуде» в обработке современного азербайджанского
писателя Анара. Там весь сюжет строится на описании противостояния огузов и
кипчаков. Главный злодей носит имя Кипчак Мелик. И чтобы читатели не
заблуждались насчет того, кем же были эти самые кипчаки, дана иллюстрация, где
этот Кипчак Мелик предстает узкоглазым и широколицым человеком, призванным уже
самим своим видом вызывать отвращение у азербайджанских читателей. Казахская
народная память считает его своим по образу человеком. Но тут разговор не об
этом, а о том, что азербайджанцы, которые его тоже считают своим, в этом случае
антагонизм между огузами и кипчаками представляют как антагонизм между хорошими
европеоидными и плохими монголоидными тюрками. Дело, как говорится, хозяйское.
Тем более, если азербайджанцы связывают свое происхождение с огузами.
Но вот другое свидетельство из того же Азербайджана. Здесь
утверждается совершенно противоположное: «В Грузии издавна проживали «свои
коренные турки», в том числе некоторые кыпчакские племена. Естественно, грузины
были осведомлены не только о непримиримой вражде кыпчаков с огузами.
Родственные по языку, эти тюркские племена прошли в то же время разные пути в
своем развитии и отличались друг от друга даже внешним обликом: более смешанные
кыпчаки имели европеоидные черты» (Ариф Юнусов «Месхнтинские турки», журн.
«Центральная Азия и Кавказ», №1(2), стр. 165-166, 1999 г.). В контексте этой
публикации хорошими представляются уже кипчаки, посему они выдаются за
европеоидов. А плохими – «чужие» для грузин огузы. Соответственно, они –
монголоиды. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.