Главная » 2012»Февраль»6 » СМИ: Азербайджанские классики еще в начале 20-го века описывали разницу между ними и армянами
СМИ: Азербайджанские классики еще в начале 20-го века описывали разницу между ними и армянами
16:20
Analitika.at.ua. Сайт Misinformative.info опубликовал два отрывка из
произведений азербайджанских классиков начала века. Азербайджанский
просветитель и писатель-сатирик Джалиль Мамедкулизаде в своем произведении
«Проповедь ахунда и священника», опубликованном в журнале «Мола Насреддин» 7
июля 1906 года, своеобразно описывает разницу между армянами и мусульманами
(так себя именовали азербайджанцы в начале века. Термин «азербайджанцы» был
введен в оборот только в 1936 году).
«Проповедь ахунда и священника»
В Эриваньской губернии было одно село под названием Саманлы.
Полсела были армяне, вторая половина- мусульмане. Как-то, сев на коня, я поехал
туда в гости к одному землевладельцу по имени Рагимбей. Дело было летом, сидя
на лошади, я свободно просматривал дворы села, обнесенные низкими заборами.
В одном из дворов, сидя в тени дерева, армянский мальчишка
читал книгу. В другом, 12-13-летний мусульманский мальчик, привязав кота за
хвост, бегал из одного конца двора в другой, под истошные крики тащимого им
задом наперед несчастного животного.
В одном дворе армянка кормила кур, в другом дворе, вернее,
на улице у «арха» (канала) мусульманка стирала белье.
В одном дворе, под большим тутовым деревом сидели и обедали
несколько армян. Священник, встав и подняв правую руку начал свою речь. Я уже
прошел было этот двор, но, услышав одно слово из его уст, остановил коня. Зная
армянский язык, я решил послушать, что скажет священник. Он трижды громким и
твердым голосом произнес «hayreniq, hayreniq, hayreniq (что означает на
армянском – родина).
В этот момент с другой стороны улицы я услышал мусульманскую
речь, продвинувшись чуть вперед, увидел сидящих на улице в тени дворовой стены
четырех мусульман. Одного из них я узнал, это был ахунд Молла Гурбангули. У
него в руках была какая-то книга. Молла читал ее, и внимание селян было
полностью приковано к нему.
А священник в это время продолжал громким голосом:
-У армянского народа в этом мире есть три святости «родина»,
«нация» и «язык».
И покуда мы способны во имя этих трех ценностей к
самопожертвованию, нам не страшны ни османские аскеры гамидийе, ни курды, ни
русские жандармы.
После этих слов священника до меня донеслись слова ахунда
Гурбангули, он читал:
- «Баба афтум ( седьмая глава).Если кто-либо во сне увидит
«хаджемет» (кровососный сосуд), тот никогда в жизни не встретится с бедой, или
неприятностями»
Священник же продолжал:
-Мои армянские братья, с момента сотворения мира и народов,
наше племя подвергалось гнету и тирании со стороны многочисленных захватчиков.
Как муравьи под копытами лошадей, истреблялись тысячи моих
соотечественников, но даже в тяжелейших ситуациях, испуская дух армянин
произносит «родина, нация, язык».
Мои братья, запомните, даже если все народы мира,
объединившись пойдут на нас, пока в нас есть готовность на жертвы во имя
Родины, мы непобедимы. «Кецце» (да здравствует) самоотверженный во имя Родины
армянский народ! «Кецце» погибшие за народ наши братья! Да здравствует наше
Отечество!»
В это же время Молла Гурбангули продолжал:
- Ни в коем случае нельзя мочиться (справлять нужду) под
деревом, у воды, нехорошо это, ибо джины могут нанести вред человеку. В среду,
четверг и в нечетные дни нельзя посещать кладбище и баню, ибо в эти дни дивы
(мифические существа) собираются на кладбищах и в банях, эти дни – их
праздники. Увидят человека -причинят вред. Если же с кем случится такая беда.
Незамедлительно приходите ко мне, я вам напишу специальную молитву»…
Второе произведение- отрывок из статьи Узеира Гаджибекова
«Ордан-бурдан» («Отсюда- оттуда»), написанной в 1907 году и опубликованной в
газете «Прогресс» 19 августа 1909 г . Статья построена в форме диалога между
Узеиром Гаджибековым и неким молодым человеком-мусульманином.
Молодой человек: Я поражаюсь, в одной и той же «ишколе»
из-под руки одного и того же учителя, русские и армяне, становятся, как Вы
справедливо заметили, настоящими людьми, в то время как наши мусульмане, закончившие
вместе с ними эту же «ишколу», остаются при своих старых привычках и неучами.
Неужели это связано с тем, что наша кровь порченная? В чем дело?
Узеир Гаджибеков: Ни кровь у нас не порченная, ни мясо!
Молодой человек: А в чем же тогда дело?
Узеир Гаджибеков: Послушай, друг мой, армянский и русский
ребенок до 7 лет не ходит в ишколу, остается и воспитывается у себя дома.
Мусульманский же ребенок, и до 7-и и до 8-и и до 9- и лет не ходит в ишколу и
остается дома. Теперь давай посмотрим, что они делают дома. Армянского и
русского ребенка, дома воспитывает грамотная и образованная мама, вовремя
укладывает спать, вовремя отпускает гулять на свежем воздухе, занимает
свободное время ребенка игрушками, полезными как для духа и нравственности, так
и для физического здоровья. Уши этого ребенка не слышат ни одного плохого и
вредного слова. Что же он слышит? Музыку прекрасную для души и здоровья,
рассказы, поэмы и легенды, написанные специально для детей известными
педагогами, правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры
культурных и образованных гостей их домов. Что они видят? На стенах их домов
вывешены картины, ублажающие взор, изображения цветов, на столах красиво
иллюстрированные журналы и книги, с четырех сторон их окружают чистота и порядок
и т.д. Очень часто их матери ведут их смотреть «синематограф», разъясняют им
суть и значение показанных кадров и фотографий.
А наши дети? Не приведи Аллах. Все, что они слышат, это
грязная ругань и нецензурщина, интриги и нечестивые слова, увиденное же ими –
это плохие дела их взрослых, окружает их повсеместно грязь и нечистоты, места,
где они играют, в пыли и в земле, а игрушками им служат … душить кошек, бить
собак, обливать мышек нефтью и сжигать. Таким образом, прежде чем наши дети
переступают порог ишколы, «их дом уже разрушен», то есть прямо с корня они
лишены воспитания и поэтому в результате получаем печальный итог. Вот в чем
наше несчастье, в умме. Так ни кровь наша, ни кости наши не порченные. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.