Analitika.at.ua. Как ни парадоксально, но Запад и прежде всего США,
придерживаясь в международной политике принципов территориальной целостности
государств, практически солидаризируются с сталинско-большевистской идеологией
и представлениями о месте и роли национальных групп, проживающих под
господством титульных наций. Вместе с тем, на этих принципах основана
Организация Объединенных Наций, которую было бы правильнее назвать
"Организацией Объединенных Титульных Наций”. Видимо, имеются более глубокие
"генетические” основания солидарности тоталитарно-коммунистической и
либерально-демократической идеологий. Эта закономерная консолидация происходит
в условиях, когда обе системы радикализируются, и навстречу
тоталитарно-коммунистической идет радикальный либерализм или
либерало-тоталитаризм.
Тупиковость подходов Запада в урегулировании этнополитических
конфликтов в Южном Кавказе обусловлена попытками применить метод дифференциации
наций на титульные и второсортные, причем, исходя из своей геополитической
заинтересованности, то есть исходя из подходов большевистского государства,
которое в интересах мировой революции разделило не только нерусские нации, но
сам русский народ.
Процессы демократизации на постсоветском пространстве
привели к созданию таких институций, как парламентаризм, многопартийность,
элементарные свободы. Логика данных процессов должна привести к созданию
государств-наций, то есть европейской модели универсализма. Данная модель
действительно могла бы стать основой государственной идеологии Новых
независимых государств и была бы приемлема и для титульных, и для не титульных
наций. Однако имеется пример Турции, где уже 90 лет осуществляется эксперимент
создания государства-нации, причем, применительно именно к условиям Турции. В
результате, при наличии многих устойчиво существующих демократических
институтов, Турция остается военным государством, при соблюдении принципа
"последнего слова за военными”. В Турции по-прежнему сохраняется актуальной
проблема национальной идентичности и лояльности государству со стороны многих
этнических, религиозных и даже региональных групп. Турция остается глубоко
идеологизированным государством, где любые попытки продвижения либерализма
вызывают не только политические кризисы, но и кризисы государственности.
Турецкое общество постоянно находится в поиске новых форм внутреннего
устройства и обновления государственной идеологии. Например, исламское движение
в Турции представляется не чем иным, как попыткой политической реконструкции,
прежде всего, внутреннего государственного устройства и сохранения турецкого
государства на основе усиления исламских, в том числе, социально-религиозных
принципов, предполагающих формирование социально-ориентированного государства.
Но закономерно то, что исламское движение в Турции вынуждено апеллировать к
националистическим амбициям и интересам, что привело к настороженности к нему
не только на Западе, но и в исламском мире.
Решение соответствующих проблем в большинстве Новых
независимых государствах на основе принципов государства-нации представляется
утопичным. В настоящее время только Россия и Беларусь, несмотря на сильные
позиции этнонационализма, подступили к созданию государств-наций. При этом
следует учесть, что у России имеется многовековой опыт строительства
универсального государства на основе православия и приемлемости сотрудничества
с другими религиями в рамках приоритетов государственнической идеологии. Из
других государств, пожалуй, только Грузия имеет предпосылки для создания
подобия государства-нации. Даже в Украине, которая является составной частью
европейского культурного сообщества, явно развивается модель дуалистического
государства – включающего католическую и православную Украину. Только поддержка
США и Германии, а также корректная политика России удерживают Украину от
государственного раскола. В государствах Балтии, где остро стоит вопрос с
русскоязычным населением, нарастает перспектива модели Северной Ирландии
(двуобщинного государства).
В иных политико-исторических условиях, например 20–30-х
годах, когда получило становление республиканское государство в Турции, был
универсальный метод ускорить создание государства-нации, то есть, применялся
национализм, причем, его крайние формы. Национализм, безусловно, как
промежуточный этап способствует данному типу государства, но в современном мире
любая ставка на националистические акценты угрожает государству оказаться в
международной изоляции, хотя данная идеология не исключается в условиях
тотального либерализма. Проблема не в идеологии и в целях и намерениях, а в
политической культуре. Применение национализма в полиэтнических странах, какими
являются государства Центральной Азии и Кавказа, при сложившемся уровне
политической культуры, означает гибель или катастрофические результаты для них.
В Казахстане и в Кыргызстане имеется два блока подобных
проблем – обеспечение стабильности и упорядочения отношений между нациями и
обеспечение демографического и политического преимущества титульных наций на
всей территории данных государств. Таджикистан, несмотря на тесные отношения с
Россией, ориентирован на достижение персидского регионального великодержавия и
исламские ценности. Без исламского универсализма вряд ли удастся сохранить
целостность таджикского государства. В Узбекистане, имеющем наибольший опыт
государственности и где политически всегда господствовала узбекская нация,
видимо, сформировалась модель секуляристского государства, проводящего
прагматическую политику и претендующего на роль лидера в Центральной Азии.
Данные принципы неизменно должны привести к национальной и религиозной
толерантности, мирному сосуществованию наций, но, конечно же, при наличии неких
административно-политических и социально-экономических ниш. Узбекистан весьма
отдаленно может представлять собой государство-нацию азиатского типа.
Туркменистан пока развивается как весьма замкнутое общество, так как уровень
его развития таков, что иные псевдо-либеральные или суб-либеральные модели,
которые нашли карикатурное применение в других Новых независимых государствах,
приведут к дезорганизации туркменского государства.
Азербайджан по своим проблемам, политическому и социальному
менталитету, устремлениям и ценностям актуальной элиты представляет собой
мини-Турцию и устойчиво движется по "анатолийскому пути”. Искреннее стремление
создать государство-нацию привело бы к утрате государственно-национальной
идентичности, потеснению групп тюркского происхождения в администрации и в
локомотивных сферах экономики, росту этнического самосознанию иранских и
дагестанских этносов. Во внешней политике это привело бы к проблемам в
отношениях с Турцией, которая сама стремится стать государством-нацией, но
заинтересована в Азербайджане как во втором турецком националистическом
государстве. Нынешняя правящая элита Азербайджана, имеющая в значительной мере
курдские, иранские и дагестанские корни, инстинктивно понимает угрозу, которая
наступает на них, и, так или иначе, противится этим тенденциям. Проблема не в
создании или несоздании государства-нации в Азербайджане, а в выборе, который
еще не сделан – «Азербайджан это – государство азербайджанцев или государство
турок ?»
Важнейшим фактором, способствующим упрочению государств,
является экономика, но пока что все экономические возможности развития
государств Центральной Азии и Кавказа базируются исключительно на минеральных
ресурсах, хотя и экономики этих стран нельзя назвать, во всех случаях,
монопродуктовыми, и имеется некоторый маневр для экономического развития. Мировой
экономический кризис, резкие колебания цен на сырье и энергоресурсы крайне
неблагоприятно отразились на экономических условиях, что впоследствии скажется
и на политической ситуации. Кроме того, базирование на минеральных ресурсах
приводит к сильной внешней экспансии, к конкуренции и даже к долговременным
конфронтационным ситуациям, что дестабилизирует положение в странах данных
регионов.
Грузия и Армения, хотят они этого или нет, являются
пограничными государствами, что во многом предопределяет их международное и
экономическое положение и условия безопасности. Грузинская элита чрезмерно
проникнута идеей приверженности западной цивилизации и более двух десятков лет
пытается выдавать свое общество за образцово прозападное. Армения весьма
скептически относится к западной ментальности, в том числе, к некоторым
ценностям, а также к тому политическому декору, который отличает Грузию. Тем не
менее, обе эти страны невозможно отнести к модели и стереотипу поведения
азиатских обществ.
Азербайджан, несмотря на витринное оформление лица своей
республики как вполне европейского государства, является типичным государством
азиатского типа, причем, оно находится в некой срединой зоне в части мотиваций
и общественных норм поведения между «классической» Передней Азией и подражания
так называемой турецкой полусекуляристской модели. Государства Центральной
Азии, их общества не пытаются выдать себя за некие «прогрессистские»
конструкции, а выдают себя за то, чем являются в действительности – обществами
традиционалистского типа, которые восприняли все необходимое для достаточного
развития извне. В плане поиска своей некой, может быть, отчасти модернистской
модели государства и общества элиты Центральной Азии выглядят гораздо более
творческими и динамичными, чем элиты стран Южного Кавказа, которые допускают
некоторое высокомерие и акценты на давно утраченное прошлое в плане культуры и
общественного мировоззрения. Окруженная различными цивилизационными мирами -
православно-славянским, европейским, китайско-конфуцианским, исламским в
различных модификациях, а также индийским, с множеством конфессиональных
идеологий, Центральная Азия, обладая значительными минеральными и иными
природными ресурсами, испытывая экспансию этих культур, находится на пути
разработки и формирования нового цивилизационного типа. Данный цивилизационный
тип вряд ли обретет новые ценности и нормы поведения в обозримом будущем,
скорее, произойдет трансформация нынешних половинчатых форм общественного
устройства, возникших в результате внедрения советской модели и общей тенденции
модернизации.
Центрально-азиатское общество подвергается некой
«консервативно-революционной» ломке и преобразованию, когда элементы
радикальной глобализации совмещаются к возвращением утраченного
культурно-исторического типа. Мы говорим о неком центрально-азиатском обществе,
хотя можно подразделить его на две основные составляющие – «земледельческое» и
«кочевое», конечно же, в весьма «идеальных образах» и сакральных смыслах. Тем
не менее, весь регион отличается некой целостностью и смещением к общему
вектору общественного и политического развития, когда, несомненно, проявляются
общие или сходные законы и закономерности.
Данная политико-историческая и цивилизационная ситуация, все
же, требует определенной политической и социальной идеологии, способной стать
фундаментом и генеральным ориентиром. В этом смысле Центральная Азия не имеет
никаких иных идеологических перспектив, кроме укрепления исламских принципов в
обществе. Конечно, данная реальность не может получить беспроблемное распространение,
так как ни правящие элиты, ни широкие массы социально активных людей вовсе не
заинтересованы в принятии шариата как совокупности норм политики и общественной
жизни. Пока что, несмотря на широкое распространение исламской этики и норм
поведения, религия остается предметом индивидуального выбора и реакцией, то
есть, ответом на некие формы малоосознанного, спонтанного модернизма. Вместе с
тем, в регионе существует столь огромный и влиятельный очаг распространения
исламской идеологии и норм шариата, как Ферганская долина, с населением в 9
млн. человек, где проживают в равной мере являющиеся приверженцами шариата
узбеки, таджики, киргизы и отчасти казахи, а также другие этносы и племена.
Ферганская долина, представляющая сейчас эпицентр распространения политического
ислама, связан со многими мировыми центрами ислама и в дальнейшем станет
моделью исламского общества в Центральной Азии.
Несмотря на бурное развитие нефтяной, газовой
промышленности, цветной металлургии, ряда аграрных отраслей, в странах региона еще
очень длительное время сохранится бедность и отсталость населения, что
обусловит поиск решения проблем в религии. Помимо ислама, среди традиционно
мусульманского населения активно распространяется православие, католицизм,
протестантские секты и конгрегации, а также, в некоторой мере, религии Дальнего
Востока, такие, как буддизм и конфуцианство. Это говорит о том, что ислам как
таковой не является универсальным выбором и реакцией на происходящие процессы.
Общество ищет ответ на вопросы в религии, которая все более обретает
политический характер.
Скорее всего, в странах Центральной Азии получат развитие
формы «умеренного ислама», когда государства принимают и отстаивают ценности
шариата, что записано в конституциях большинства государств арабского мира и других
исламских стран, но государственное устройство не базируется на шариате. Такие
государства и общества успешно существуют, достаточно стабильны и развиваются,
например, Египет, Ливия, Сирия, Иордания и многие другие. Постепенно
государством умеренного ислама станет Турция, которую Западное сообщество так
долго и настойчиво демонстрировало государствам Центральной Азии и Азербайджану
как образцово-показательную модель. На определенном этапе, в период ожидаемого
обострения общественного недовольства и кризиса, ислам сыграет решающую роль в
стабилизации и дальнейшем развитии государств Центральной Азии, и мировые
центры мира, то есть, Запад, Россия и Китай, предпочтут поддержать в этом
регионе модель «умеренного ислама», как альтернативу хаоса, брутальности и
экстремизма. Игорь Мурадян, Иратес Де-Факто. lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.