Analitika.at.ua. Политические круги Турции относились к регионам Кавказа и
Балкан всегда с традиционно повышенным вниманием, особенно, к этносам,
принадлежащим преимущественно к исламу – чеченцам, дагестанцам,
адыго-черкесским народам, албанцам, боснийцам и другим. Многие исследователи
предпочитают это направление политики Турции относить к пантюркистской
доктрине, оговаривая нетюркскую принадлежность этих народов. Вместе с тем, не
уделяется внимание «параллельной» геополитической доктрине Турции - османизму
или, вернее, неоосманизму.
В последнее время, когда на Востоке и на Западе от Турции
образовались геополитические «вакуумы», идея реанимации доктрины османизма, но
в новой секуляристской, вполне современной трактовке, так или иначе, должна
серьезно рассматриваться Турцией. Это тем более представляется актуальным, если
учесть некоторые политические разочарования, которые ожидали Турцию в
Центральной Азии, государства которой не проявили энтузиазма к идее обретения
«старшего брата» в лице Турции.
Следует отметить, что ряд этносов Кавказа и Балкан,
традиционно в культурном и политическом плане ориентированных на Турцию,
занимают значительно более важные стратегические территории, нежели тюркские
этносы и страны. От положения в этих регионах зависит геоэкономическое будущее
Турции. Здесь интересы Турции в большей мере совпали с интересами западных
держав, чем в тюрко-язычных регионах и странах. В связи с этим, возникает идея
синтеза пантюркизма и неоосманизма на почве Крымской проблемы, так как, в
представлениях самих турок Анатолии и крымских татар, крымско-татарский этнос -
как результат многовековой интеграции различных этносов на базе политической
власти одного из реликтов Причерноморья – западных кипчагов, не может быть
вполне отнесен к тюркскому народу, где, безусловно, тюркским является только
язык.
Турецкие политики и эксперты замечают, что, проживая в
Анатолии на протяжении более 200 лет, крымчаки так и не ассимилировались вполне
с турками, сохранив свое своеобразие не только в части языка и культуры, но и
стереотипа поведения, оставаясь евразийским народом. В Крыму, несмотря на
всецелую поддержку Турции, крымские татары не воспринимают доктрину пантюркизма
как вполне реалистическую в политическом смысле, а скорее, как способ
культурной интеграции. Проживая в Центральной Азии, где местные народы оказали
им всемерную помощь и проявляли сочувствие к крымским татарам, они продолжали
жить на дистанции от народов региона, отстаивая свою самобытность.
Многие татары Крыма считают себя больше европейцами, нежели
евразийцами, воспринимая западные образы культуры и поведения как пример для
подражания. Все это, конечно, весьма спорно и относительно, но в настоящее
время, ощутив реалии Крыма, крымские татары пытаются осмыслить свое настоящее и
будущее, которое связывается не только с Турцией, но и со славянскими
государствами и народами. Но до принципиальных выводов еще далеко, так как еще
не исчерпана «турецкая перспектива». Кроме того, крымско-татарская элита очень
сильно ангажирована и уже интегрирована в определенные круги турецкой элиты, в
результате чего некоторые сомнения и альтернативные взгляды отдельных деятелей
и интеллектуалов не могут иметь поддержки в обществе.
Политика Турции в Крыму связана с таким фактором, как
турецко-украинские отношения, которые все более становятся важными для Турции,
пытающейся выстроить в регионе новую политику с учетом формирования
геополитической ситуации, отличающейся более высоким уровнем разнообразия. Помимо
целей Турции, связанных с рассмотрением этой причерноморской страны как партнера
в системе противодействия и рычагов давления, Турция и Украина весьма
заинтересованы в сотрудничестве как ведущие государства бассейна Черного моря,
располагающие значительными экономическими и политическими возможностями.
Украина стремится интегрироваться в НАТО и ЕС, и это вовсе
не стало желаемым обстоятельством для Турции, которая не хотела бы усиления
присутствия США и НАТО в Черном море, что приведет к принципиальному снижению
стратегической и иной значимости Турции для Западного сообщества. Интеграция
Украины в НАТО приведет к усилению конфронтации с Россией, что не может не
затронуть турецкие интересы, которые все более связываются с сотрудничеством с
Россией. Если ранее конфронтация являлась важным фактором обретения Турцией
важных геополитических позиций, то теперь это становится проблематичным.
В связи с новыми планами США в Черном море усиление в
регионе конфронтации может стать серьезным ограничителем в развитии
безопасности и экономики Турции. При любом раскладе сил в Восточной Европе,
включая Черное море и Кавказ, Украина будет вынуждена строить отношения и с
Западом, и с Востоком, поэтому в Анкаре относят Украину к очень удобным
партнерам, чьи международные позиции не очень сильны, и с ней возможно
выстраивать достаточно независимые проекты во многих сферах обороны,
безопасности, экономики.
Эти реалии возникли не сразу, а скорее, после двух ключевых
событий – «цветной революции» в Украине и после ухудшения отношений между
Турцией и США, что произошло, практически, одновременно в 2003 году – 2004
годах. Это в значительной мере привело к пересмотру политики Турции в отношении
Крыма, имея в виду ближнюю перспективу.
Турция стремится продемонстрировать Украине свое новое,
более доброжелательное отношение, свою политику в Крыму как более открытую,
прозрачную, учитывающую украинские интересы. В официальных отношениях между
двумя государствами Турция подчеркивает полное отсутствие какого-либо
критических мотивов в отношении России, и подчеркивается дружественное отношение
к России как «третьего» важного партнера в Черном море. Турецкие политики и
парламентарии пытаются убедить украинских коллег, что сотрудничество трех
государств может привести к созданию новой политической и геоэкономической
ситуации, обретению более сильных позиций в их отношениях с Западом, чьи
амбиции и намерения не всегда отвечают интересам держав данного региона. При
этом, Турция предлагает Украине стать посредником в защите ее интересов на
Атлантической арене и в урегулировании ее отношений с Россией.
Но, наряду с развитием сотрудничества, Турция и Украина
объективно стали конкурентами в сфере транспортировки энергетических ресурсов,
при этом, когда Турция все более стала перехватывать инициативу и участвовать в
сооружении альтернативных коммуникаций, это не могло не отразиться на
украинско-турецких отношениях. В последние годы стало ясно, что Украина не
может занять то место в поставках вооружений Турции, которое она раньше
представляла себе. Турецкое экономическое, инвестиционное присутствие не стало
пока ощутимым в Украине, где турецкие фирмы, прежде всего, проявляют интерес к
сырьевым отраслям. Наряду с этим, в некоторых областях Украины возникли
претензии и опасения в отношении экономической деятельности турецких компаний,
которые пытаются приобрести ключевые инфраструктурные объекты транспорта и
распределения энергии, гостиниц.
Так или иначе, крымско-татарский вопрос остается основным
фактором раздражения и угроз со стороны Турции, которые воспринимаются многими
политическими кругами в Украине, как серьезные. Украина и Турция пытаются
представить проблему конкурентного «поля» как несущественную и вообще
отсутствующую в их отношениях.
Сразу после установления дипломатических отношений между
Украиной и Турцией в Анкаре стали предпринимать усилия по навязыванию Украине
проблемы Крыма, что уже в начале 90-х годов стало актуальным и непременным
элементом в отношениях между двумя странами. Во время визита весной 1991 года в
Украину тогдашнего президента Турецкой Республики Т.Озала уже была довольно
принципиально обсуждена проблема крымско-татарского народа. Но тогда украинские
политики не были готовы обсуждать этот вопрос, и президент Турции отметил, что
«не будем сейчас обсуждать сложные вопросы, но в будущем крымскую проблему
придется обсудить».
13 марта 1991 года состоялась встреча председателя
украинского парламента с турецким президентом, что стало началом процесса
обсуждения крымского вопроса, которое сейчас обрело характер постоянных
переговоров на различных уровнях. 5-6 марта 1992 года состоялся официальный
визит в Киев министра иностранных дел Турции Х.Четина, в ходе которого был
подписан Протокол о консультациях по вопросам внешнеполитической деятельности. Уже
в мае 1992 года состоялся официальный визит в Турцию президента Украины
Л.Кравчука и подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и
Турецкой Республикой. Данный Договор также включал некоторые принципы политики
двух государств в регионе, в том числе в Черноморском бассейне, что может
оцениваться в рамках двухсторонних отношений как форсирование Турцией
политического процесса, в условиях развала СССР.
Украинские комментаторы отмечали, что во время визита были
обсуждены проблемы, связанные с Крымом. Естественно, что данная проблема
обсуждалась в концептуальном контексте региональной политики. «Концептуальный
подход турецкого правительства к выстраиванию стратегии в регионе заключается в
том, что политика балансирования между Россией и Украиной может быть отклонена
в украинскую сторону, если и украинская сторона будет прилагать усилия в этом
направлении. Россия — страна, политику которой трудно прогнозировать вследствие
целого ряда геополитических, национальных и социальных причин. Украина
продемонстрировала свое стремление поддерживать мир и безопасность не только в
стране, но и во всем регионе, ее политика более прогнозируема и может в целом
отвечать национальным интересам Турции».
Выступая с речью в украинском парламенте 31 мая 1994 г.,
президент Турции, в частности, сказал: «Турция придает значение тому, чтобы
быть для Украины надежным другом, полезным соседом и серьезным экономическим и
торговым партнером, и прилагает усилия в этом направлении. Мы с удовлетворением
видим, что и Украина с подобными чувствами и подходами протягивает нам руку
дружбы и сотрудничества».
По мнению украинских политических комментаторов, «другой
причиной особой заинтересованности Турции в своих северных соседях является
тюркский, а относительно Украины конкретно — крымско-татарский фактор. В Крыму
живут, как отметил турецкий президент, «наши братья». Турция считает не только
своим долгом, но и долгом других государств предоставить им помощь. И если
сотни тысяч крымских татар вернулись в Крым, то сегодня это проблема не только
Украины, которая не в состоянии решить ее самостоятельно, но и всех
цивилизованных стран.
В связи с 50-летием депортации татарского населения из Крыма
турецкий президент подчеркнул в своем выступлении: «Наши братья татары... —
являются большой ветвью турецкой нации, они заняли свое место среди тех, кто
писал историю Украины, они являются самым крепким мостом дружбы между Турцией и
Украиной». Турецкая сторона с благодарностью отметила усилия правительства
Украины по возвращению крымских татар на их историческую родину и выразила
готовность способствовать решению их жилищных проблем. Заметна тенденция
активизации экономической и гуманитарной деятельности турецких организаций и
фирм на полуострове. Вообще, крымский вопрос занимает все более значительное
место в турецкой внешней политике относительно Украины».
После «цветной революции» Турция активизировала усилия по
развитию отношений с Украиной, не забывая обсуждать на различном уровне
проблемы Крыма. В июне 2005 года Украину посетила представительная турецкая
делегация, принятая Виктором Ющенко. В.Ющенко отметил, что после встречи с
президентом А.Сезером было выяснено, что обе страны испытывают одни и те же
проблемы в отношении интеграции в ЕС и разделяют мнения относительно проблем
Черноморского бассейна и транспортировки энергоресурсов. В.Ющенко и А.Сезер
подписали документы, предусматривающие сотрудничество в сфере энергетики,
ядерных технологий, железнодорожного транспорта, правовую сферу, сектор науки и
техники.
Особо было подчеркнуто, что стороны сближают свои позиции
пор крымско-татарскому вопросу, рассматривая проблему крымских татар в русле
прав человека и этнических меньшинств. Турция и Украина считают, что решение
проблем крымско-татарского народа осуществляется по мере возникновения проблем,
при участии Турции и общественных организаций. Обе стороны отметили удовлетворительность
выполнения ряда задач по крымско-татарскому вопросу. Украина, при этом,
отмечает важную роль Турции в турецкой общественности в решении данных проблем.
Решение социальных, экономических, духовных и культурных
проблем крымских татар является приоритетом новой украинской власти, заявил
Виктор Ющенко во время своего государственного визита в Турцию. Ющенко отметил,
что Украина обратилась к Турции с просьбой помочь в этих вопросах. «Мы
восстанавливаем справедливость тем, кто стал жертвами сталинских депортаций и
вернулся на родную землю», - сказал Ющенко, выступая перед общественными,
политическими и научными кругами 7 июня 2005 года в Анкаре. Он напомнил, что
именно по спискам партии «Наша Украина» в Верховную Раду прошли два депутата,
представляющих интересы крымских татар.
Отношения между Турцией и Украиной по поводу
крымско-татарского вопроса складываются довольно противоречиво. Обе стороны
убедились, что направить процессы в Крыму исключительно против интересов России
не удается. Так или иначе, в Крыму происходит столкновение интересов не только
Турции и России, но и татар и украинских властей. Оперировать процессами в
Крыму маневренным образом стало не только сложным, но и в какой-то мере
бессмысленным, так как на данном этапе имеют место попытки Турции разыграть
украинскую и российскую карты в отношениях с США и ЕС. Выясняется, что крымская
программа Турции, в какой-то мере, вошла в противоречие с целями в отношении
Украины и особенно – России.
Турция не возлагает надежд на то или иное участие Западного
сообщества в решении проблемы крымских татар в смысле обретения ими
государственности. Это не входит в планы ни США, ни ЕС. Турция имеет традицию
добиваться геополитических целей совершенно иным образом. Если в случае с
турками-месхетинцами Турция сумела навязать этот вопрос Европейским структурам,
в тесной связи с обязательствами ЕС перед Турцией, то крымская проблема может
быть решена исключительно в условиях определенных взаимовыгодных
договоренностей с Украиной. Данная цель, несомненно, остается, и Турция никогда
не откажется от данной задачи.
В связи с этим, в Крыму осуществляется многосложная
программа, включающая как экономические и социальные задачи, так и применение
силовых методов, то есть, рычагов давления на власти Украины. Возможно, в
условиях переосмысления отношений между Турцией и Россией, действия крымских
татар станут не столь явно антирусскими, но это касается всего лишь общего
стиля. В целом, крымско-татарское движение стало хронически и принципиально
антироссийским и не может отказаться от этого вектора.
В настоящее время и в обозримой перспективе Украина не может
предложить Турции тех или иных преимуществ или проектов в экономической или
политической сферах, которые могли бы позволить Турции ограничить свои интересы
в Крыму и, тем более, отказаться от курса на создание крымско-татарской
государственности. Несмотря на важные задачи в развитии отношений с Россией,
Турция также не обнаружит аргументов для отказа от реализации крымского
проекта. Проекты, которые Турция могла иметь в сотрудничестве с Россией, не
являются причиной или фактором отказа Турции от целей в Крыму. Крым является
частью турецкой стратегии, имеющей судьбоносное значение для Турции, и
политические, оборонные и экономические проекты она может успешно реализовать
без отказа от амбиций в Крыму.
В целом, Турция заинтересована в том, чтобы перевести
акценты конфронтации в Крыму со схемы Турция – Украина и Россия на схему
Украина – Россия. Политика Турции выглядит выверенной и обдуманной, что уже
стало важным фактором в бассейне Черного моря и в Евразии, в целом. Игорь
Мурадян, Иратес де-факто, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.