Вторник, 21.09.2021, 04:00
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Октябрь » 2 » СМИ: Геополитические планы Турции и Крым
СМИ: Геополитические планы Турции и Крым
20:49

Analitika.at.ua. Политические круги Турции относились к регионам Кавказа и Балкан всегда с традиционно повышенным вниманием, особенно, к этносам, принадлежащим преимущественно к исламу – чеченцам, дагестанцам, адыго-черкесским народам, албанцам, боснийцам и другим. Многие исследователи предпочитают это направление политики Турции относить к пантюркистской доктрине, оговаривая нетюркскую принадлежность этих народов. Вместе с тем, не уделяется внимание «параллельной» геополитической доктрине Турции - османизму или, вернее, неоосманизму.

 

В последнее время, когда на Востоке и на Западе от Турции образовались геополитические «вакуумы», идея реанимации доктрины османизма, но в новой секуляристской, вполне современной трактовке, так или иначе, должна серьезно рассматриваться Турцией. Это тем более представляется актуальным, если учесть некоторые политические разочарования, которые ожидали Турцию в Центральной Азии, государства которой не проявили энтузиазма к идее обретения «старшего брата» в лице Турции.

 

Следует отметить, что ряд этносов Кавказа и Балкан, традиционно в культурном и политическом плане ориентированных на Турцию, занимают значительно более важные стратегические территории, нежели тюркские этносы и страны. От положения в этих регионах зависит геоэкономическое будущее Турции. Здесь интересы Турции в большей мере совпали с интересами западных держав, чем в тюрко-язычных регионах и странах. В связи с этим, возникает идея синтеза пантюркизма и неоосманизма на почве Крымской проблемы, так как, в представлениях самих турок Анатолии и крымских татар, крымско-татарский этнос - как результат многовековой интеграции различных этносов на базе политической власти одного из реликтов Причерноморья – западных кипчагов, не может быть вполне отнесен к тюркскому народу, где, безусловно, тюркским является только язык.

 

Турецкие политики и эксперты замечают, что, проживая в Анатолии на протяжении более 200 лет, крымчаки так и не ассимилировались вполне с турками, сохранив свое своеобразие не только в части языка и культуры, но и стереотипа поведения, оставаясь евразийским народом. В Крыму, несмотря на всецелую поддержку Турции, крымские татары не воспринимают доктрину пантюркизма как вполне реалистическую в политическом смысле, а скорее, как способ культурной интеграции. Проживая в Центральной Азии, где местные народы оказали им всемерную помощь и проявляли сочувствие к крымским татарам, они продолжали жить на дистанции от народов региона, отстаивая свою самобытность.

 

Многие татары Крыма считают себя больше европейцами, нежели евразийцами, воспринимая западные образы культуры и поведения как пример для подражания. Все это, конечно, весьма спорно и относительно, но в настоящее время, ощутив реалии Крыма, крымские татары пытаются осмыслить свое настоящее и будущее, которое связывается не только с Турцией, но и со славянскими государствами и народами. Но до принципиальных выводов еще далеко, так как еще не исчерпана «турецкая перспектива». Кроме того, крымско-татарская элита очень сильно ангажирована и уже интегрирована в определенные круги турецкой элиты, в результате чего некоторые сомнения и альтернативные взгляды отдельных деятелей и интеллектуалов не могут иметь поддержки в обществе.

 

Политика Турции в Крыму связана с таким фактором, как турецко-украинские отношения, которые все более становятся важными для Турции, пытающейся выстроить в регионе новую политику с учетом формирования геополитической ситуации, отличающейся более высоким уровнем разнообразия. Помимо целей Турции, связанных с рассмотрением этой причерноморской страны как партнера в системе противодействия и рычагов давления, Турция и Украина весьма заинтересованы в сотрудничестве как ведущие государства бассейна Черного моря, располагающие значительными экономическими и политическими возможностями.

 

Украина стремится интегрироваться в НАТО и ЕС, и это вовсе не стало желаемым обстоятельством для Турции, которая не хотела бы усиления присутствия США и НАТО в Черном море, что приведет к принципиальному снижению стратегической и иной значимости Турции для Западного сообщества. Интеграция Украины в НАТО приведет к усилению конфронтации с Россией, что не может не затронуть турецкие интересы, которые все более связываются с сотрудничеством с Россией. Если ранее конфронтация являлась важным фактором обретения Турцией важных геополитических позиций, то теперь это становится проблематичным.

 

В связи с новыми планами США в Черном море усиление в регионе конфронтации может стать серьезным ограничителем в развитии безопасности и экономики Турции. При любом раскладе сил в Восточной Европе, включая Черное море и Кавказ, Украина будет вынуждена строить отношения и с Западом, и с Востоком, поэтому в Анкаре относят Украину к очень удобным партнерам, чьи международные позиции не очень сильны, и с ней возможно выстраивать достаточно независимые проекты во многих сферах обороны, безопасности, экономики.

Эти реалии возникли не сразу, а скорее, после двух ключевых событий – «цветной революции» в Украине и после ухудшения отношений между Турцией и США, что произошло, практически, одновременно в 2003 году – 2004 годах. Это в значительной мере привело к пересмотру политики Турции в отношении Крыма, имея в виду ближнюю перспективу.

 

Турция стремится продемонстрировать Украине свое новое, более доброжелательное отношение, свою политику в Крыму как более открытую, прозрачную, учитывающую украинские интересы. В официальных отношениях между двумя государствами Турция подчеркивает полное отсутствие какого-либо критических мотивов в отношении России, и подчеркивается дружественное отношение к России как «третьего» важного партнера в Черном море. Турецкие политики и парламентарии пытаются убедить украинских коллег, что сотрудничество трех государств может привести к созданию новой политической и геоэкономической ситуации, обретению более сильных позиций в их отношениях с Западом, чьи амбиции и намерения не всегда отвечают интересам держав данного региона. При этом, Турция предлагает Украине стать посредником в защите ее интересов на Атлантической арене и в урегулировании ее отношений с Россией.

 

Но, наряду с развитием сотрудничества, Турция и Украина объективно стали конкурентами в сфере транспортировки энергетических ресурсов, при этом, когда Турция все более стала перехватывать инициативу и участвовать в сооружении альтернативных коммуникаций, это не могло не отразиться на украинско-турецких отношениях. В последние годы стало ясно, что Украина не может занять то место в поставках вооружений Турции, которое она раньше представляла себе. Турецкое экономическое, инвестиционное присутствие не стало пока ощутимым в Украине, где турецкие фирмы, прежде всего, проявляют интерес к сырьевым отраслям. Наряду с этим, в некоторых областях Украины возникли претензии и опасения в отношении экономической деятельности турецких компаний, которые пытаются приобрести ключевые инфраструктурные объекты транспорта и распределения энергии, гостиниц.

 

Так или иначе, крымско-татарский вопрос остается основным фактором раздражения и угроз со стороны Турции, которые воспринимаются многими политическими кругами в Украине, как серьезные. Украина и Турция пытаются представить проблему конкурентного «поля» как несущественную и вообще отсутствующую в их отношениях.

 

Сразу после установления дипломатических отношений между Украиной и Турцией в Анкаре стали предпринимать усилия по навязыванию Украине проблемы Крыма, что уже в начале 90-х годов стало актуальным и непременным элементом в отношениях между двумя странами. Во время визита весной 1991 года в Украину тогдашнего президента Турецкой Республики Т.Озала уже была довольно принципиально обсуждена проблема крымско-татарского народа. Но тогда украинские политики не были готовы обсуждать этот вопрос, и президент Турции отметил, что «не будем сейчас обсуждать сложные вопросы, но в будущем крымскую проблему придется обсудить».

 

13 марта 1991 года состоялась встреча председателя украинского парламента с турецким президентом, что стало началом процесса обсуждения крымского вопроса, которое сейчас обрело характер постоянных переговоров на различных уровнях. 5-6 марта 1992 года состоялся официальный визит в Киев министра иностранных дел Турции Х.Четина, в ходе которого был подписан Протокол о консультациях по вопросам внешнеполитической деятельности. Уже в мае 1992 года состоялся официальный визит в Турцию президента Украины Л.Кравчука и подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Турецкой Республикой. Данный Договор также включал некоторые принципы политики двух государств в регионе, в том числе в Черноморском бассейне, что может оцениваться в рамках двухсторонних отношений как форсирование Турцией политического процесса, в условиях развала СССР.

 

Украинские комментаторы отмечали, что во время визита были обсуждены проблемы, связанные с Крымом. Естественно, что данная проблема обсуждалась в концептуальном контексте региональной политики. «Концептуальный подход турецкого правительства к выстраиванию стратегии в регионе заключается в том, что политика балансирования между Россией и Украиной может быть отклонена в украинскую сторону, если и украинская сторона будет прилагать усилия в этом направлении. Россия — страна, политику которой трудно прогнозировать вследствие целого ряда геополитических, национальных и социальных причин. Украина продемонстрировала свое стремление поддерживать мир и безопасность не только в стране, но и во всем регионе, ее политика более прогнозируема и может в целом отвечать национальным интересам Турции».

 

Выступая с речью в украинском парламенте 31 мая 1994 г., президент Турции, в частности, сказал: «Турция придает значение тому, чтобы быть для Украины надежным другом, полезным соседом и серьезным экономическим и торговым партнером, и прилагает усилия в этом направлении. Мы с удовлетворением видим, что и Украина с подобными чувствами и подходами протягивает нам руку дружбы и сотрудничества».

 

По мнению украинских политических комментаторов, «другой причиной особой заинтересованности Турции в своих северных соседях является тюркский, а относительно Украины конкретно — крымско-татарский фактор. В Крыму живут, как отметил турецкий президент, «наши братья». Турция считает не только своим долгом, но и долгом других государств предоставить им помощь. И если сотни тысяч крымских татар вернулись в Крым, то сегодня это проблема не только Украины, которая не в состоянии решить ее самостоятельно, но и всех цивилизованных стран.

 

В связи с 50-летием депортации татарского населения из Крыма турецкий президент подчеркнул в своем выступлении: «Наши братья татары... — являются большой ветвью турецкой нации, они заняли свое место среди тех, кто писал историю Украины, они являются самым крепким мостом дружбы между Турцией и Украиной». Турецкая сторона с благодарностью отметила усилия правительства Украины по возвращению крымских татар на их историческую родину и выразила готовность способствовать решению их жилищных проблем. Заметна тенденция активизации экономической и гуманитарной деятельности турецких организаций и фирм на полуострове. Вообще, крымский вопрос занимает все более значительное место в турецкой внешней политике относительно Украины».

 

После «цветной революции» Турция активизировала усилия по развитию отношений с Украиной, не забывая обсуждать на различном уровне проблемы Крыма. В июне 2005 года Украину посетила представительная турецкая делегация, принятая Виктором Ющенко. В.Ющенко отметил, что после встречи с президентом А.Сезером было выяснено, что обе страны испытывают одни и те же проблемы в отношении интеграции в ЕС и разделяют мнения относительно проблем Черноморского бассейна и транспортировки энергоресурсов. В.Ющенко и А.Сезер подписали документы, предусматривающие сотрудничество в сфере энергетики, ядерных технологий, железнодорожного транспорта, правовую сферу, сектор науки и техники.

 

Особо было подчеркнуто, что стороны сближают свои позиции пор крымско-татарскому вопросу, рассматривая проблему крымских татар в русле прав человека и этнических меньшинств. Турция и Украина считают, что решение проблем крымско-татарского народа осуществляется по мере возникновения проблем, при участии Турции и общественных организаций. Обе стороны отметили удовлетворительность выполнения ряда задач по крымско-татарскому вопросу. Украина, при этом, отмечает важную роль Турции в турецкой общественности в решении данных проблем.

 

Решение социальных, экономических, духовных и культурных проблем крымских татар является приоритетом новой украинской власти, заявил Виктор Ющенко во время своего государственного визита в Турцию. Ющенко отметил, что Украина обратилась к Турции с просьбой помочь в этих вопросах. «Мы восстанавливаем справедливость тем, кто стал жертвами сталинских депортаций и вернулся на родную землю», - сказал Ющенко, выступая перед общественными, политическими и научными кругами 7 июня 2005 года в Анкаре. Он напомнил, что именно по спискам партии «Наша Украина» в Верховную Раду прошли два депутата, представляющих интересы крымских татар.

 

Отношения между Турцией и Украиной по поводу крымско-татарского вопроса складываются довольно противоречиво. Обе стороны убедились, что направить процессы в Крыму исключительно против интересов России не удается. Так или иначе, в Крыму происходит столкновение интересов не только Турции и России, но и татар и украинских властей. Оперировать процессами в Крыму маневренным образом стало не только сложным, но и в какой-то мере бессмысленным, так как на данном этапе имеют место попытки Турции разыграть украинскую и российскую карты в отношениях с США и ЕС. Выясняется, что крымская программа Турции, в какой-то мере, вошла в противоречие с целями в отношении Украины и особенно – России.

 

Турция не возлагает надежд на то или иное участие Западного сообщества в решении проблемы крымских татар в смысле обретения ими государственности. Это не входит в планы ни США, ни ЕС. Турция имеет традицию добиваться геополитических целей совершенно иным образом. Если в случае с турками-месхетинцами Турция сумела навязать этот вопрос Европейским структурам, в тесной связи с обязательствами ЕС перед Турцией, то крымская проблема может быть решена исключительно в условиях определенных взаимовыгодных договоренностей с Украиной. Данная цель, несомненно, остается, и Турция никогда не откажется от данной задачи.

 

В связи с этим, в Крыму осуществляется многосложная программа, включающая как экономические и социальные задачи, так и применение силовых методов, то есть, рычагов давления на власти Украины. Возможно, в условиях переосмысления отношений между Турцией и Россией, действия крымских татар станут не столь явно антирусскими, но это касается всего лишь общего стиля. В целом, крымско-татарское движение стало хронически и принципиально антироссийским и не может отказаться от этого вектора.

 

В настоящее время и в обозримой перспективе Украина не может предложить Турции тех или иных преимуществ или проектов в экономической или политической сферах, которые могли бы позволить Турции ограничить свои интересы в Крыму и, тем более, отказаться от курса на создание крымско-татарской государственности. Несмотря на важные задачи в развитии отношений с Россией, Турция также не обнаружит аргументов для отказа от реализации крымского проекта. Проекты, которые Турция могла иметь в сотрудничестве с Россией, не являются причиной или фактором отказа Турции от целей в Крыму. Крым является частью турецкой стратегии, имеющей судьбоносное значение для Турции, и политические, оборонные и экономические проекты она может успешно реализовать без отказа от амбиций в Крыму.

 

В целом, Турция заинтересована в том, чтобы перевести акценты конфронтации в Крыму со схемы Турция – Украина и Россия на схему Украина – Россия. Политика Турции выглядит выверенной и обдуманной, что уже стало важным фактором в бассейне Черного моря и в Евразии, в целом. Игорь Мурадян, Иратес де-факто, lragir.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 3476
Календарь новостей
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru