Главная » 2010»Ноябрь»23 » СМИ: Грузинский соус для Южного Кавказа и мандраж Азербайджана
СМИ: Грузинский соус для Южного Кавказа и мандраж Азербайджана
13:19
Analitika.at.ua. Итак, саммит НАТО в Лиссабоне завершил свою работу и
принял декларацию. В ней Альянс провозгласил свою поддержку территориальной
целостности, независимости и суверенитета Республик Молдовы, Грузии, Армении и
Азербайджана. Что может означать такая формулировка, по поводу которой
азербайджанские СМИ стали трубить победные реляции? За разъяснениями
корреспондент «Де-факто» обратился к председателю постоянной комиссии по
внешним связям НС НКР Ваграму Атанесяну.
- Оставим в стороне Молдову, она выпадает из общего контекста
южнокавказской темы. Не только географически, но и политически - тут у НАТО,
кажется, совершенно другие интересы.
Но прежде чем затронуть южнокавказскую тему, хочу обратить
внимание на то, что перед началом саммита ведущие российские и
западноевропейские СМИ, ссылаясь на генсека Альянса Рассмусена, бодро и в один
голос «отрапортовали» мировой общественности о том, что «между НАТО и Россией
достигнута договоренность», в связи с чем, в итоговых документах саммита
щепетильных формулировок, порождающих разночтение, не будет.
Но... свежо предание. Уже при обсуждении «постановочных
вопросов» президент России высказался довольно двусмысленно: с НАТО Россия
диалог вести будет, в том числе и по грузинской проблематике, однако с
условием, что каждый останется при своем мнении.
- Есть о чем дискутировать?
- Известно, что и сегодня Альянс не признает сложившейся после
пятидневной войны статус-кво, а Россия не желает отступать в этом вопросе ни на
шаг. То есть, Россия продолжает считать Абхазию и Южную Осетию суверенными
государствами, а Альянс - нет. Вместе с тем, НАТО призывает решить спорные
вопросы мирно, на основе принципов «территориальной целостности, независимости
и суверенитета».
Но Россия вряд ли согласится с тем, что Грузия должна войти
в НАТО. А если согласится, то в случае, если Альянс пересмотрит свою позицию по
Косово, и стороны придут к какому-то компромиссу. Однако это выглядит не менее
гипотетично, чем отказ России от признания независимости бывших грузинских
автономий.
- Словом, по «грузинской проблематике» НАТО с Россией торговаться не
собираются?
- По той простой причине, что сам «предмет торга»
сомнителен, чтобы не сказать – бесперспективен. Ведь любая подобная дискуссия
может обернуться «началом конца перезагрузки», и мир вернется если не к
«холодной войне», то уж, во всяком случае, к бесполезным «философским
баталиям». Ни НАТО, ни Россия этого не хотят. Поэтому и не видят того самого
«предмета», ради которого можно «подискутировать». Для России поствоенная
Грузия никакого интереса уже не представляет. А если Россия строит свои
отношения с Альянсом в конструктивном духе, то логично предположить, что и для
стран НАТО – тоже. О конструктивном духе свидетельствует присутствие
российского лидера на саммите, о формальности же принятой «антироссийской
декларации» с акцентом на территориальную целостность Грузии - то, что принятый
документ на самом деле всего лишь декларация, за которой не стоит ожидать
конкретных действий. В противном случае Медведев просто проигнорировал бы
Лиссабонский саммит.
- То есть о России в НАТО впервые заговорили как о партнере,
провозгласив сотрудничество без угроз. Тем не менее, некоторые западные
эксперты считают, что за Россией стоило бы все-таки присматривать. Что это
значит?
- Даже в новом стратегическом плане все-таки существует
инерция прошлого, ведь главная историческая причина появления альянса (НАТО) –
это потенциальный враг со столицей в Москве.
Но есть и конкретные причины. Касательно нашего региона,
скажу так: торг на Южном Кавказе все-таки существует, и идет он по каспийскому
бассейну. Здесь жизненно важные интересы России и стран ЕС, являющимися также
членами НАТО, сталкиваются жестко и пока что бескомпромиссно. Вот в этом
контексте у России с НАТО есть о чем подискутировать. К примеру, о том, куда
пойдет каспийский газ? Или – кто и как будет контролировать трубопроводы?
Наконец, кто обеспечит безопасность транспортировки углеводородов? Существуют и
другие «дискуссионные» вопросы – мы остановились на наиболее важных.
Совершив «грузинский рывок», чтобы обуздать аппетит ЕС и
НАТО, Россия уже твердо «обустроилась» на Черноморском побережье Кавказа, и
сегодня больше уже не позволит, чтобы ей диктовали. Сегодня у нее собственное
видение будущего, и она отстаивает свои позиции довольно хладнокровно и, надо
заметить, эффективно. С ней приходится находить общий язык. ЕС и старается
найти, хотя тоже не отступает от идеи диверсификации собственной энергетической
безопасности.
- Имеется ввиду проект «Набукко»?
- Прежде всего. И вот тут на первый план вылезает фактор
Азербайджана. Создается ситуация, которую следует трезво оценить. В том плане,
что многое теперь будет зависеть от позиции Азербайджана. Если Азербайджан
станет слишком глубоко вовлекать Запад в карабахскую проблематику, то это,
естественно, вызовет «неадекватную» реакцию Москвы, чего, опять же естественно,
опасается Баку. К тому же, Баку понимает, что у Запада нет большого желания, да
и ресурсов для того, чтобы схватиться в «мертвой схватке» с Россией. «Иранский
оселок», кажется, уже перестает быть поводом для общерегиональной
дестабилизации, потому как «удары по Ирану» тоже не предвидятся.
Азербайджану остаются два варианта: либо максимально
лавировать между Западом и Россией, либо в надежде на «лучшие времена» оставить
все, как есть. Но тут Азербайджан попадет в ловушку, расставленную собственными
руками. После чего у него начнется процесс экономической стагнации, так как
кроме экспорта углеводородов других ресурсов у Азербайджана по большому счету
нет, а международные эксперты делают неутешительные прогнозы на будущее.
- Однако во всех случаях Азербайджан кровно заинтересован в реализации
энергетических проектов, не так ли?
- Верно. Однако Баку в известных целях преднамеренно
политизирует их, не допуская чисто экономических программ. Подобное поведение
Баку не может не раздражать потенциальных покупателей каспийского газа на
Западе, и чем дальше Азербайджан дрейфует, тем шансы на реализацию собственных
энергетических проектов у России увеличиваются.
Таким образом, Азербайджан становится заложником собственной
внешней политики и мечется между «синицей в руках» и «журавлем в небе». Эта
страна в большом долгу перед Западом, но оплачивать этот долг не в силах, так
как в целом не обладает «ключом от Каспия». В определенном смысле Баку сам
загнал себя в геополитический капкан, откуда просто не находит выхода.
А потому и не создает ажиотаж вокруг «грузинского соуса для
всего Южного Кавказа». В Баку тоже понимают, что декларация - декларацией, а на
самом деле кавказские вопросы рассматриваются в совершенно другом
геополитическом контексте.
Именно поэтому решение президента Армении не ехать в
Лиссабон было воспринято в Азербайджане нервно. Ведь НАТО не «Политбюро», от
которого зависело в свое время очень многое. А в Баку привыкли и продолжают
воспринимать реальность именно в таком духе – там политическое мышление
застряло в ожиданиях «мудрого постановления» магической «международной
организации».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.