Главная » 2012»Декабрь»25 » СМИ: Иванишвили в преддверие своего визита в Азербайджан удивил и возмутил азербайджанцев
СМИ: Иванишвили в преддверие своего визита в Азербайджан удивил и возмутил азербайджанцев
20:48
Analitika.at.ua. Завтра премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили посетит
Азербайджан. В ходе своего первого регионального визита он встретится с
руководством соседней страны и обсудит ряд вопросов, связанных с двусторонним
сотрудничеством и с региональной проблематикой. Бэкграунд визита непростой –
накануне Иванишвили высказал критические замечания по железнодорожному проекту
Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК), реализация которого завершается весной
2013 года.
Проектом БТАК еще на ранней его стадии интересовались
экс-глава МИД Саломе Зурабишвили, известный эксперт-экономист Гия Хухашвили. Но
на вопрос: «Какие гарантии того, что с вводом в эксплуатацию железной дороги
грузинские черноморские порты не останутся без работы?» – ответа от грузинских
властей не получили, передает ng.ru.
Саломе Зурабишвили, рассуждая о БТАК, указывала на слабость
грузинских переговорщиков. По ее мнению, Тбилиси, подписывая документы, упустил
из виду несколько обстоятельств. Это, прежде всего то, что грузы, сейчас
поступающие в Азербайджан через порты Поти и Батуми и далее – по Грузинской
железной дороге (ГЖД), могут быть переориентированы на турецкие порты и
турецкую же железную дорогу. Аналогично и грузы, экспортируемые Азербайджаном.
Очевидно, говорила Зурабишвили, что Грузия рискует остаться без серьезной части
транзитных поступлений.
Второй момент, на который обращала внимание Зурабишвили, –
сам договор. Железная дорога нужна Азербайджану, а Грузия по большому счету
ничего положительного, кроме пары-другой десятков трудоустроенных людей, после
ее запуска не получит. Понятно и похвально желание грузинских властей идти
навстречу своему соседу, еще и являющемуся стратегическим партнером. «Но пусть
в таком случае азербайджанская сторона на свои деньги и строит БТАК. А так Баку
выделил Тбилиси средства для строительства грузинского участка в кредит, пусть
и льготный», – заявила Зурабишвили.
Третье «слабое звено» Грузии в проекте БТАК носит больше
моральный характер и касается Армении. Понятно нежелание грузинских властей
отказывать Азербайджану, но ведь и Армения – соседняя страна. Не очень логично
с одним из соседей укреплять отношения, считает Зурабишвили, а с другим,
усугубляя его блокадное состояние, их портить. При том, что у Еревана свой
взгляд на региональную железнодорожную сеть: существует ветка Гюмри–Карс,
соединяющая закавказскую дорогу с турецкой.
Сейчас она законсервирована из-за закрытой турецко-армянской
границы. Ее запуск интенсивно обсуждался в ходе наметившегося потепления
отношений между Анкарой и Ереваном и был способен как несколько девальвировать
значимость БТАК, так и вывести Армению из транспортной блокады. Кстати, запуск
ветки Гюмри–Карс считался в определенных турецких кругах более оптимальным
вариантом, нежели строительство затратной БТАК, и лоббировался этими кругами
очень активно. Конечно, поддержка Грузией БТАК не оказалась судьбоносной, и
ветка Гюмри–Карс до сих пор не заработала по политическим причинам, но позицию
Тбилиси в Ереване не заметить не могли.
Теперь часть этих вопросов задал премьер-министр Иванишвили.
«Реализация проекта является очень интересной геополитически, но есть вопросы
экономического плана. Строительство новой железной дороги может вызвать отток
грузов с грузинских портов и с самой Грузинской железной дороги, поэтому мы
должны провести консультации с нашими соседями, в первую очередь с
Азербайджаном», – сказал он. По его мнению, необходимо, чтобы эксплуатация БТАК
не отразилась на функциональности нынешних коммуникаций. Иванишвили подчеркнул,
что существует много вопросов вокруг этого проекта и поэтому он намерен
обсудить эти вопросы в ходе визита в Баку 26 декабря.
В Азербайджане услышали заявление грузинского премьера.
Руководитель пресс-службы Министерства транспорта Азербайджана Намиг Гасанов
напомнил агентству Trend, что Баку выделил Тбилиси льготный кредит 775 млн.
долл. для реализации грузинской части проекта, сам проект утвержден главами
трех стран – Азербайджана, Турции, Грузии, а в его реализации заинтересованы
государства Центральной Азии и Европы. «Азербайджан уверен, что этот проект
имеет колоссальное стратегическое, а также экономическое значение для развития
всего региона и вне его. Следует отметить также, что после реализации данный
проект станет частью системы региональной безопасности. Азербайджан всегда
выполнял и выполняет взятые на себя обязательства в рамках международных
соглашений и ожидает такого же подхода от своих партнеров по этим соглашениям»,
– сказал Намиг Гасанов.
Менее дипломатично высказались по ситуации другие СМИ,
ссылаясь на анонимный источник в правительстве Азербайджана. Если обойтись без
буквального цитирования, то смысл высказывания «высокопоставленного чиновника»
сводится к предупреждению: Азербайджан может задуматься над смыслом чересчур
низкой (200 долл. за 1 тыс. куб. м – «НГ») для Тбилиси стоимости поставляемого
газа, а также инвестиций в грузинскую экономику, общий объем которых достиг 3
млрд. долл.
Но, зная Бидзину Иванишвили как удачливого предпринимателя,
стоит полагать, что он не мог «не просчитать» возможные ответы азербайджанской
стороны. А потому не исключено, что глава грузинского правительства заявлениями
по БТАК попытался создать предмет некоего торга с Баку и в переговорах добиться
каких-то преференций по тарифам на транзит по БТАК. Или даже по тем же
поставкам газа. Одно из предвыборных обещаний «Грузинской мечты» заключалось в
существенном снижении энергетических тарифов. И если с электричеством
правительство, похоже, нашло выход – в понедельник на пресс-конференции в
Тбилиси Иванишвили объявил о снижении цен на электричество до 27% в зависимости
от категории пользователей, то с газом вопрос остается открытым. Терт.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.