Analitika.at.ua. На прошлой неделе произошло сразу несколько событий,
непосредственно связанных с карабахским конфликтом. Важнейшим из них стало,
конечно же, признание Законодательным советом австралийского штата Новый Южный
Уэльс права народа Арцаха на самоопределение и обращение к властям Австралии с
предложением признать НКР и укрепить отношения с ней. Это событие несколько
затенило два других - официальное признание Азербайджаном нового государства
Южный Судан, а также встречу сопредседателей с министрами ИД Армении и Азербайджана.
Первое, думается, еще станет предметом анализа политологов, а вот парижская
встреча оказалась настолько скудной на информацию, что запомнится в первую
очередь тем, что стала первой после бури вокруг сафаровщины и ее последствий.
Между тем в прессе появились комментарии азербайджанских
политологов, считающих, что особо опасаться процесса международного признания
НКР не стоит - дескать, что из того, что Россия и еще пара стран признали
Абхазию и Южную Осетию, а Турция признала Северной Кипр? Оставляя в стороне
кипрскую проблему, являющую собой классический образчик турецкой оккупации
территории суверенного государства - члена ЕС, обратимся к вопросу о том, что
именно дают Арцаху и Армении уже имеющиеся и потенциально возможные факты
международного признания НКР. Понятно, что само по себе признание как
политический акт не только оказывает влияние на процесс переговоров, но и
является наиболее обоснованным в историко-правовом, политическом и моральном
смысле путем разрешения конфликта. Однако столь же понятно, что признание
суверенитета НКР со стороны различных государств или субъектов не может быть
самоцелью - оно должно рассматриваться как средство, если хотите - плацдарм для
достижения иных, более широких в национально-государственном масштабе и жизненно
важных - с учетом специфики Армянского вопроса - целей.
Основной такой целью следует признать процесс выхода из
вынужденной, навязанной Азербайджаном изоляции и постепенной интеграции народа
Арцаха в международное сообщество со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вовсе не случайно в Баку столь серьезно относятся к расширяющимся международным
связям и участившимся визитам в НКР иностранцев - как официальных делегаций,
так и туристов. Судя по реакции, там этого боятся чуть ли не больше, нежели даже
признания независимости Карабаха. Открывающийся миру армянский Арцах,
являющийся одной из наиболее демократичных стран региона, с его подчеркнутым
миролюбием и готовностью следовать нормам и правилам цивилизованного мира
являет собой полную противоположность Азербайджану с утверждающейся в нем на
госуровне идеологией реваншизма и неонацизма. Именно поэтому за резолюциями
американского штата Род-Айленд (в мае с.г.) и Нового Южного Уэльса должны
обязательно последовать установление отношений и их интенсивное развитие - на
уровне как государственном, так и общественном и социально-экономическом.
Карабахскому правительству и обществу давно пора радикально
отходить от регионального мироощущения и начать воспринимать себя частью
мирового сообщества, более того, с учетом пока еще непризнанности - весьма
активной его частью. В этом смысле последовавшая за австралийской резолюцией
общественная реакция, послания благодарности со стороны парламента и президента
НКР воодушевляют и внушают надежду на то, что процесс признания встряхнет также
карабахскую дипломатию и выведет ее из того пассивного состояния, которое
наблюдалось в последние годы.
По мнению некоторых экспертов, резолюции Законодательного
совета австралийского штата, как и ранее - американского, явились результатом
упорной совместной работы лоббистских организаций и представительств НКР в этих
странах. Если это действительно так, то тем большее удивление вызывает та
пассивность, которая наблюдается - по крайней мере внешне - в отношении крупных
международных и межгосударственных организаций, в частности ООН, а также Совета
Европы, причем со стороны в первую очередь дипломатии РА. Эксперты давно пишут
о необходимости обращения НКР в Организацию Объединенных Наций с просьбой о
членстве. Подобное обращение явилось бы абсолютно правомерным и соответствующим
требованиям Устава ООН, статья четвертая главы II которого гласит: "Прием
в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые
примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по
суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять". При
этом никаких предусловий в плане признанности или непризнанности государства
Устав не выдвигает.
Насколько известно, представитель Арцаха работает также в
Страсбурге, где расположены крупнейшие европейские институты. Настоятельно
необходимо проявить как можно большую активность в плане распространения в
Совете Европы документов и материалов, касающихся конфликта и позиции НКР в
переговорном процессе, а также уведомляющих евродепутатов о протекающих в
республике процессах демократизации, общественной-политической и культурной
жизни. На фоне массового попрания прав человека в Азербайджане, на фоне
дискредитирующих ПАСЕ скандалов, связанных с "икорной дипломатией"
Баку, успехи в государственном строительстве НКР, ее приверженность
общечеловеческим ценностям и стремление идти по европейскому пути развития
выгодно оттеняют глобальную разницу между признанным Азербайджаном и
непризнанной пока НКР.
Однако даже и это не самое главное. Признание суверенитета
Арцаха и установление двусторонних и многосторонних отношений с международным
сообществом на самых разных уровнях способны стать важнейшей составляющей
системы национально-государственной безопасности Нагорно-Карабахской
Республикии и ее населения. Интеграция в различные организации и программы
неизбежно приведет к тому, что права человека и народа Арцаха станут таким же
естественным компонентом международной правозащиты, как и любого признанного
государства. В этом случае НКР будет способна сама поднимать вопросы
безопасности своих граждан и требовать по меньшей мере защиты самого
фундаментального из прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека, -
права на жизнь.
2012-й войдет в историю как год начала международного
признания Республики Арцах, особенно если прогнозы о вероятности признания со
стороны Уругвая станут реальностью. Безусловно, этот процесс откроет новую
главу в истории не только Арцаха, но и всего армянства. Однако столь же
безусловно, что только при глубоко продуманном подходе и при условии упорной и
последовательной работы армянская сторона сумеет извлечь все выгоды и
использовать все возможности, которые открывает этот процесс. Здесь вновь
встает вопрос стратегии армянской внешней политики, в частности, в вопросе
Арцаха, о необходимости разработки которой говорится уже долгие годы Но это - тема
отдельного и более серьезного разговора. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.