Analitika.at.ua. Только прямой материальный ущерб, нанесенный армянским
беженцам, составляет приблизительно $56 млрд
Азербайджан продолжает прилагать усилия по переводу
азербайджано-карабахского конфликта в русло «межобщинного» диалога. Несмотря на
провал бакинской инициативы по организации встречи представителей
«азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха» в конце ноября в Берлине
и четко выраженную МИД НКР позицию о том, что попытки представить карабахский
конфликт в качестве «межобщинного» являются пропагандистским трюком Баку,
призванным отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы,
азербайджанская сторона упорствует в стремлении проведения подобных «встреч»,
призывая международное сообщество выступить в качестве посредника в этом
вопросе.
Основные надежды Баку на сей раз связывает с Москвой. По
словам рупоров азерпропа, такая «встреча» в столице России должна была пройти в
конце ноября, но была отложена … из-за парламентских выборов в РФ. Теперь
азербайджанцы планируют провести ее в январе-феврале, по сути, перед
президентскими выборами в России, вероятно, надеясь, что власти РФ в случае организации
«диалога», захотят записать эту «удачу» в свой актив. Наивно, но, видимо,
ничего другого им не остается. Посол Азербайджана в РФ Полад Бюль-Бюль оглы
вновь напялил на себя маску миролюбца и засобирался в Арцах. «Настал период
понимания друг друга, ведь нам суждено жить вместе», – заявил он участникам
прошедшего недавно в Москве форума «Молодежь СНГ – будущее общественной
дипломатии», отметив, что до того, как стать послом, он думал, что решение этой
проблемы возможно только силовым путем, но после посещения в 2009г. Нагорного
Карабаха понял, что только средствами народной дипломатии «мы можем чего-то
добиться». Очередная ложь, ибо именно после посещения НКР азербайджанский
«дипломат», а именно 8 мая 2010г. Бюль-Бюль оглы, принимая в посольстве проживающих
в Москве азербайджанских ветеранов Великой Отечественной войны, заявил, что
«азербайджанский народ должен быть готов к новой войне в Карабахе», чем, по
сути, призвал Азербайджан к новой агрессии.
Из той же «мыльной оперы» – разглагольствования о том, что
«общины» должны внести свой вклад в решение проблемы НК, используя потенциал
старых отношений, пожилого поколения и позитивно настроенных людей. Политолог
Расим Агаев считает, что подобный диалог «необходим с точки зрения
восстановления гуманитарных отношений», вспомнив в этой связи, что в НК «было
много смешанных семей, были связи, и они были искусственно порушены в
результате действий националистических сил», имея ввиду под последними
«армянских сепаратистов».
Смешанных семей действительно было много – и в Арцахе, и в
Азербайджане. Порушенными же они оказались не из-за «армянских националистов»,
а вследствие организованных и осуществленных бакинскими властями тотальных
этнических чисток в Азербайджане и военной агрессии против НК и Армении. О
жертвах армянских погромов в Азербайджане и их правах рупоры азерпропа,
естественно, не вспоминают.
В этом плане крайне интересным является приуроченный к
отмечавшемуся 10 декабря в Ереване Международному дню защиты прав человека
доклад Сети гражданского общества (СГО) «Беженцы и международное право» на тему
«Армянские беженцы из Азербайджана сегодня – характеристика понесенных ими
потерь, проблема компенсации морального и материального ущерба».
Отмечая, что, по официальным данным, в результате
осуществленных начиная с 1988г.в Азербайджане этнических чисток и актов
геноцида в отношении армянского населения, около 400 тысяч армян прибыли в
Армению и Арцах, получив статус беженца, СГО на основе проведенных им
исследований утверждает, что в действительности число армянских беженцев из
Азербайджана составляет более полумиллиона человек, т.е. по меньшей мере 100
тысяч армян, фактически являющихся беженцами, по каким-то причинам не получили
соответствующего статуса. Эти люди делятся в основном на две группы. Первую составляют
те, кто во время вынужденной депортации из Азербайджана не приехали в Армению
или Арцах, а уехали в другие республики, в основном в Россию, а после развала
СССР обрели гражданство РФ или какого-либо другого государства. Вторую – все те
фактически ставшие беженцами армяне из Азербайджана, которые, приехав в Армению
или Арцах, не зарегистрировались в качестве беженцев и либо обрели гражданство
РА, либо уехали в другие страны. «Мы очень приблизительно можем сказать, что в
первую группу входят по меньшей мере 70-80 тысяч человек, а во вторую – 25-30
тысяч», – говорится в докладе. В нем отмечается, что, хотя все эти люди не
получили статуса беженца, они фактически являются беженцами, которые по большей
части потеряли в Азербайджане свое имущество и денежные вклады, их семьи
понесли потери убитыми и раненными и, подвергшись насилию и преследованиям,
были вынуждены покинуть дома, построенные их предками.
СГО напоминает, что этнические чистки в Азербайджане носили
волнообразный характер. Пики этих волн пришлись на погромы в Сумгаите, Гандзаке
(Кировабаде) и Баку, депортацию населения Геташенского подрайона и Гадрутского
района НКАО, которые произошли в период с февраля 1988г. до середины 1991г.
Однако и в промежутках между этими пиками ситуация была крайне тревожной –
множество граждан армянской национальности, не выдерживая угроз и гонений,
вынужденно бежали из Азербайджана. Посему для определения реального объема
понесенного азербайджанскими армянами морального и материального ущерба
необходимо также провести специальные изыскания по уточнению ущерба,
понесенного людьми, которые, осев в Армении и Арцахе, а также в третьих
странах, не получили статуса беженца, но фактическими являются таковыми.
На общественном уровне эту работу сегодня осуществляет СГО,
которой удалось установить связь с обосновавшимися в разных уголках планеты
армянами из Азербайджана. Однако для обеспечения эффективности этого процесса
Сеть считает необходимым, чтобы Армения и Арцах на государственном уровне
разработали и осуществляли соответствующую политику с привлечением ООН и других
международных организаций.
Проведенное СГО исследование, основанное на данных,
содержащихся в полученных от беженцев анкетах-прошениях, показывает, что в
среднем размер только прямого материального ущерба, нанесенного одному
армянскому беженцу, составляет около $112 тысяч. Эта цифра получена в
результате обработки 1000 анкет-прошений, отобранных из полученных Сетью 35
тысяч анкет по принципу случайности. То есть только прямой материальный ущерб,
нанесенный армянским беженцам, составляет приблизительно $56 млрд. Отдельный
расчет должен быть произведен по части морального ущерба, нанесенного
азербайджанским армянам в результате преследований, запугивания, дискриминации
по национальному и религиозному признакам. Здесь, прежде всего, необходимо
учитывать, что азербайджанские армяне также насильно были лишены своей родины и
изгнаны оттуда, и механизм компенсации такого рода ущерба также должен быть
найден, при том, что возвращение армян в Баку, Кировабад и в другие населенные
пункты, в которых ранее проживало значительное количество армян, исключено.
«Жертвой этнических чисток в Азербайджане стали также
смешанные армяно-азербайджанские семьи. Царящая в Азербайджане атмосфера
дискриминации по национальному признаку оставляла подобным семьям два выхода –
либо развод, либо бегство из Азербайджана. Такова была для них цена сохранения
семьи. Эти люди в основном отчуждены как от Азербайджана, так и от Армении и не
могут ожидать от какой-либо из этих двух стран поддержки в деле востребования
компенсации за нанесенный им ущерб», – говорится в докладе. СГО считает, что
было бы правильно, если бы Армения и Арцах взяли на себя защиту попранных прав
и этой категории людей., а наши общественные организации постарались бы создать
такую атмосферу, которая позволит этим людям рассматривать Армению как
доброжелательно настроенное в их отношении государство, гражданами которого при
желании могут стать они сами и их дети, и ожидает в этом вопросе поддержки
властей Армении и Арцаха, а также действенной помощи международных структур.
В докладе отмечается, что картина нанесенного
азербайджанскому армянству материального ущерба будет неполной без учета
вопроса приватизации государственного имущества. Известно, что в СССР земля,
недра, производственные предприятия, научно-образовательные учреждения являлись
общенародной собственностью и управлялись государством. После развала СССР как
в Армении, так и в Азербайджане произошел процесс приватизации общенародной
собственности. Беженцы-армяне из Азербайджана, которые на момент развала СССР уже
были изгнаны их Азербайджана, не участвовали в осуществленном в Азербайджане
процессе приватизации и не получили полагающуюся им часть земельных и
производственных активов, которые, если учесть, что армянство составляло 8-10%
населения Азербайджана, должны составить по меньшей мере около 7-8% от
приватизируемого имущества и других активов. Это означает также, что
Азербайджан обязан дать им около 8% земли и приватизированных объектов
общенародной собственности, или выплатить стоимости этого имущества в соответствии
с нынешними рыночными ценами. В том же порядке соответствующие выплаты
азербайджанскому армянству должны быть осуществлены из доходов и прибылей не
приватизированных в Азербайджане госучреждений, в том числе из Нефтяного фонда
АР. Вопрос обязательной компенсации прямого и косвенного материального ущерба
азербайджанскому армянству должны учитывать также все те иностранные компании,
а также компании со смешанным капиталом, которые осуществляют на территории
Азербайджана коммерческую деятельность, занимаются добычей и экспортом нефти и
газа.
Отдельная проблема – вопрос возвращения или компенсации
денежных вкладов, оставленных в Азербайджане армянами, ставшими беженцами. По
имеющимся у СГО данным, власти Азербайджана намерены законодательно обойти вопрос
компенсации денежных вкладов армянских беженцев. «Мы убеждены, что все беженцы,
независимо от их национальной принадлежности, должны быть защищены и уверены в
том, что власти Арцаха, Азербайджана, Армении и соответствующие международные
структуры изыщут пути для решения проблем беженцев, не допуская, чтобы решение
этих вопросов основывалось на национальной дискриминации», – говорится в
докладе.
Его авторы уверены также, что следует определить, по чьей
инициативе начались этнические чистки и была развязана война, вследствие чего
сотни тысяч людей были вынуждены покинуть места своего проживания. Государство,
которое применило в качестве государственной политики насилие и национальную
дискриминацию, должно понести за содеянное моральную, политическую и материальную
ответственность.
«Данный доклад охватывает картину нанесенного
беженцам-армянам из Азербайджана ущерба и содержит обосновывающие
обязательность его компенсации положения, при этом не затрагивая случаев
попрания прав беженцев, проживающих в Республике Армения. Это отдельная тема.
Здесь же отметим только, что в Армении беженцы продолжают оставаться самым
социально уязвимым слоем, который с точки зрения обеспеченности работой и
жильем находится в наихудших условиях. Десятки тысяч беженцев покинули Армению,
а оставшиеся зачастую становятся жертвами самоуправства местных бюрократов и
сотрудников международных структур. Наши усилия направленные на установление
социальной справедливости часто наталкиваются на консолидированное глухое
сопротивление должностных лиц соответствующих государственных учреждений
Армении и международных организаций, а сигналы о злоупотреблениях игнорируются
даже на самых высоких уровнях», – отмечается в докладе.
СГО «Беженцы и международное право» подчеркивает, что власти
Республики Армения и Арцаха обязаны взять на себя защиту прав беженцев-армян из
Азербайджана и внести в повестку своей деятельности вопрос компенсации
понесенного этими людьми ущерба и восстановления их попранных прав, а также
ожидает адекватного содействия международных организаций – соответствующих
структур ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, СНГ и т.д., выражая готовность в меру своих сил
содействовать тому, чтобы в нашем регионе проблемы беженцев были решены, и
межнациональные отношения вошли в нормальное русло. Гаянэ МОВСЕСЯН, defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.