Analitika.at.ua. Украина должна инициировать возвращение в свой состав
порта Джурджулешты на Дунае, сообщает Новый регион.
Об этом заявил член комитета Верховной Рады по иностранным
делам Тарас Черновил, комментируя последний обмен заявлениями МИДов Украины и
Молдавии относительно территориальных проблем.
В обмен Кишинев должен был передать Украине участок около
села Паланка, где проходит важная дорога, связывающая Украину с ее юго-западным
портом Рени в Одесской области. Однако молдавская сторона до сих пор не
выполнила свои обязательства.
«По Конституции изменение территории Украины может
происходить только по результатам общенационального референдума. То есть,
соглашение о так называемом обмене территории абсолютно антиконституционное. Но
это соглашение заключили, Украина выполнила свои обязательства, а Молдова нет.
Передали Молдове порт Джурджулешты, сделав Молдову де-факто морским
государством, предоставив им возможность без посредничества Украины или Румынии
обеспечивать себя нефтепродуктами, построив там нефтетерминал», – констатировал
Черновил.
«Мы потеряли шанс в одностороннем порядке денонсировать
соглашение – сроки вышли. Но я считаю, что после всех подобных заявлений
Молдовы, когда она отказывается выполнять свою часть соглашения, мы все-таки
должны использовать сомнительный правовой акт, по результатам которого
установить, что соглашение формально не вступило в силу из-за позиции одной из
сторон. То есть, вернуть под контроль Джурджулешты», – призвал украинский
депутат.
«Что касается Паланки, то это – обязанность Молдовы, которая
должна была полностью передать эту территорию Украине. И не 120 метров, а
полностью. Учитывая, что Молдова этого не делает, думаю, что рано или поздно
надо поставить в этом точку – построить объездную дорогу вокруг молдовской
границы. Это сложно, там болото, но это можно сделать, когда сегодня идет
серьезное автомобильное дорожное строительство», – резюмировал Черновол.
Напомним, в 1997 году возле пограничного города Рени
состоялась встреча премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко и
премьер-министра Молдовы Иона Чубука. Здесь высокие чиновники вели переговоры о
передаче Республике Молдова части украинского берега Дуная в районе села
Джурджулешты.
Жители Измаила и Рени возмутились. Тем более, что Молдова не
скрывала своих намерений построить на берегу реки нефтетерминал. Однако
население украинских портовых городов успокоили: в обмен на 400 метров берега
Молдова отдаст Украине участок автотрассы длиной 7,7 километра под Паланкой,
которая соединяет южное крыло Одесщины с областным центром.
Жители Паланки наотрез отказались отдавать свои земли. Был
создан общественный комитет «Паланка», который устраивал акции протеста, требуя
от президента наложить вето на решение парламента о ратификации договора о
новой границе с Украиной.
В 1996 году здесь было начато строительство нефтеналивного
терминала. Оно было закончено в 2006 году.
Терминал включает в себя причал для приёма нефтяных
танкеров, 8 резервуаров общей ёмкостью 52 тыс тонн, комплексную систему закачки
нефтепродуктов из морских цистерн в резервуары.
Для его строительства которого было привлечено в виде
инвестиций 37 млн. долларов США.
В 2007 году в Джурджулештах начато строительство грузового и
пассажирского порта, которые были сданы в эксплуатацию в 2009 году.
Пассажирский порт Джурджулешты построен в рекордно короткие сроки – всего за
год, вместе с нефтяным и сооружаемым в настоящее время зерновым терминалом он
составит портовый комплекс, связывающий автомобильное, железнодорожное и
морское сообщение страны.
В феврале 2002 года министр транспорта Молдовы Анатолий
Купцов вручил министру транспорта Украины Валерию Пуствойтенко Акт о передаче в
собственность Украины автомобильной дороги Одесса - Рени в районе населенного
пункта Паланка.
Однако молдавская сторона не выполнила взятых обязательств.
Украина открыла доступ соседям к морю, получив взамен экономические и
экологические проблемы.
Любой нефтетерминал всегда представляет потенциальную угрозу
для экологии региона: в случае аварии разлив нефти может нанести непоправимый
вред окружающей среде.
Для Украины нефтетерминал в джурджулештском порту тем более
небезопасен, что находится в непосредственной близости от нашей территории.
При аварии танкера разлитая нефть в считанные минуты может
оказаться в украинской части Дуная, нанеся непоправимый вред Дунайскому
биосферному заповеднику.
К сожалению, механизмы, предусмотренные международными
природоохранными конвенциями, не позволяют Киеву добиться от Кишинева, чтобы
тот в соответствии со своими обязательствами эксплуатировал
транспортно-энергетический комплекс максимально безопасно для окружающей среды.
Аннулирование договора серьёзно осложнит двусторонние
отношения и больно ударит по имиджу украинского государства в мире. И этим не
преминут воспользоваться молдаване. Как показывает опыт работы молдавских
дипломатов в европейских столицах, Вашингтоне, Брюсселе, им не откажешь в
умении чужими руками оказать давление на Киев.
Между тем заставить Молдову выполнять взятые на себя
обязательства наша страна может. Была бы только у украинского руководства
соответствующая политическая воля применить жесткие меры. Пока же наша страна
использует дипломатические средства решения проблемы.
Начиная с конца прошлого года, Киев попытался найти точки
соприкосновения: после прихода к власти парламентской коалиции «Альянс за
европейскую интеграцию» вновь приоткрылись двери для решения проблем в
двусторонних отношениях.
Молдавский премьер-министр Владимир Филат еще в начале года
публично выразил готовность выполнить взятые Кишиневом обязательства. «Мы
находимся в ситуации, когда украинцы исполнили свои обязательства, а Республика
Молдова не завершила выполнения положений договора», — заявил он.
Напомним, украинские дипломаты под руководством Виктора
Ющенко фактически «сдали» остров Змеиный Румынии, стране-члену НАТО. Нашли
«змеиный» компромисс.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.