Главная » 2011»Май»25 » СМИ: Нагорный Карабах – "молчаливо" признанное государство
СМИ: Нагорный Карабах – "молчаливо" признанное государство
00:16
Analitika.at.ua. Сегодня в мире насчитывается более 200 государств, около
20-ти из них - не признаны со стороны международной общественности или признаны
частично. Это обстоятельство, несомненно, не означает, что эти государства не
существуют. И вообще, что такое государство, каково его определение, какие
институты, критерии должна иметь территория, чтобы восприниматься как
государство? Подобные документы в международном праве существуют. Особым в этом
плане является принятая в 1933-м году Конвенция Монтевидео. Во-первых, еще в
19-м веке самостоятельным считалось то государство, которое имело политическое
признание, и статус которого основывался на «праве давности». Эти формулировки,
конечно, были довольно неопределенными. В условиях конфликта его стороны могли
инсинуировать и инсинуировали «формулировку «политическое признание»,
комментируя ее по-своему.
Уже в прошлом веке, когда международное право стало более
конструктивным и логичным, особо актуальным стал вопрос определения государств.
Это обстоятельство наиболее ярко проявилось после Первой мировой войны - в
1919-м году, в период формирования Лиги Наций, когда организаторы разных
всемирных конференций не ориентировались, кого необходимо приглашать на данную
конференцию, или кто должен стать членом Лиги Наций? Словом, возник вопрос -
какое территориальное объединение называется государством? Этот вопрос было
решено урегулировать в 1933-м году во время конференции в столице Уругвая
Монтевидео, в которой приняли участие 18 государств Южной и Северной Америки. В
ходе конференции была принята окончательная Конвенция, которую подписали все
представленные государства, в том числе, сопредседательствующая сегодня в
Минской группе ОБСЕ страна - США. Конвенция Монтевидео в дальнейшем и по
сегодняшний день не была приостановлена каким-либо иным международным правовым
актом, решением, следовательно, и сегодня она является элементом международного
права, давая четкое определение государства.
Итак, согласно Конвенции, правовая характеристика
государства включает 4 признака:
1. постоянное население,
2. определенная территория,
3. собственное правительство,
4. способность к вступлению в отношения с другими
государствами.
Думаем, что, согласно Конвенции Монтевидео, сегодня
Нагорно-Карабахская Республика - полноценное государство.
Примечательна также 3-я статья той же Конвенции:
«Политическое существование государства не зависит от признания его со стороны
иных государств. Даже до признания государство имеет право защищать свою
целостность и независимость, следовательно, самоорганизовываться так, как
считает необходимым». Фактически, согласно имеющему международную правовую силу
решению, «территория», которую никто «государством» не считает, также имеет
право «защищать свою независимость и целостность», «самоорганизовываться так,
как оно считает необходимым». Здесь примечателен также 6-й пункт 2-й статьи 1-й
главы Устава ООН: «Организация (ООН) обеспечивает, чтобы те государства,
которые не являются ее членами, также руководствовались этим Уставом, поскольку
это может иметь воздействие на сохранение международного мира и безопасности».
Здесь лишь необходимо заметить, что Устав ООН был принят еще 26-го июня 1945-го
года, следовательно, в этот период, после Второй мировой войны в мире
существовали многие государства, которые не были членами организации и в
которой уже являются таковыми. То есть, ООН, признавая «фактически» эти
государства как государство («те государства, которые не являются членами
организации...» - О. А.), пожалуй, была уверена, что рано или поздно они станут
ее членами. В то же врем, однако, Устав ООН и особенно этот пункт и в данной
формулировке никто не менял, следовательно, и сегодня применяем для всех
непризнанных или частично признанных в мире государств, в том числе, и НКР.
Вновь обращаясь к Конвенции Монтевидео, выделим другую
примечательную статью. Конвенция, согласно 7-й статье, определяет: «Признание
государств может быть «прямым» и «молчаливым». Что это означает: прямым, то
есть, кроме признания данного государства де-юре, международно-признанное
государство может также признать «молча» или «скрыто» любое пока непризнанное
государство, устанавливая с последним культурные, экономические, даже
политические связи. Например: стремящаяся стать независимой от Италии Себорга
сегодня имеет посольства в ряде стран мира, в том числе, представителя в ЕС.
Приднестровье имеет связи с 92-мя государствами мира. О «молчаливом»
международном признании нашего Карабаха свидетельствуют факты, что, кроме того,
что Степанакерт имеет официальные представительства в разных странах мира,
разные международные организации направляют своих представителей для наблюдения
за ходом проходивших в Арцахе выборов. Кроме этого, уже очень много случаев,
чтобы называться случайностью, когда самые разные международные организации,
даже государства в опубликованных ими картах рассматривают Арцах как
независимое государство. Если ко всему этому прибавим также периодические
визиты в Степанакерт деятелей, в основном, экономической и особенно культурной
областей без согласования с Баку, то становится очевидным, что НК сегодня -
«молчаливо» признанное государство.
Теперь попытаемся понять, что означает быть непризнанным
государством, или - кто решает, сколько «признаний» необходимо, чтобы данная
страна считалась государством и стала членом ООН, и необходимы ли эти
признания? На эти вопросы четко отвечает 1-й пункт 4-й статьи 2-й главы Устава
ООН: «Членами организации могут стать все те миролюбивые страны, которые в
качестве обязательства примут этот Устав и которые могут и желают осуществить
эти положения». Нашли ли Вы в этой формулировке - «признаний» скольких стран
необходимо, чтобы данное непризнанное государство обратилось и стало членом
ООН? Фактически, - ни одного.
В то же время, руководствуясь тем же самым пунктом, можно
также «поинтересоваться», может ли международно-признанный Азербайджан
продолжать считаться членом ООН, ведь, согласно Уставу той же организации, не
только всем вопросам необходимо дать мирное разрешение, но и необходимо
оставаться в стороне от воинственных заявлений. Из Степанакерта они не звучат,
из Азербайджана - сколько хотите.
Кстати, Конвенция Монтевидео также, согласно своей 10-й
статье, учреждает: «Основной интерес государства - сохранение мира. Любого рода
противоречие, которое возникает между государствами, должно решаться мирным
путем». В качестве послесловия отметим высказанную «одной их самых миролюбивых
стран мира», Швейцарией позицию в связи с определением государства, которую
Берн провозглашал неоднократно: «Для создания государства признания
недостаточно, в то же время - и непризнания недостаточно для ликвидации
какого-либо государства». Azg.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.