СМИ: От аббревиатуры ГУАМ может остаться только "Г"
09:19
Analitika.at.ua. Наделавшая в свое время немало политического шума
организация ГУАМ, уже четвертый год пребывает в состоянии летаргии, которое
лишь изредка прерывается сообщениями о каких-то формальных рабочих заседаниях.
Вот и сейчас появилась информация о проведении 24 февраля в Киеве Заседания
Совета министров иностранных дел ГУАМ с почти пустой повесткой - оно собирается
лишь для протоколирования факта передачи председательства в ГУАМ от Украины
Молдавия. И потом, видимо, опять летаргия...
Между тем, с ГУАМ, возникшей в 1997 году, первоначально были
связаны большие политические ожидания - как самих стран-участниц, так и ведущих
западных кураторов данного проекта (США, ЕС, НАТО). Изначально предполагалось,
что создание ГУАМ, первой на постсоветском пространстве организации без
благословения и участия России, станет мощным вызовом СНГ, приведет к выходу
членов организации из содружества и обусловит со временем его развал. Считалось
также, что инициированный США "гуамовский проект" станет каналом
более активного политико-экономического, энергетического и даже военного внедрения
США, ЕС, НАТО в постсоветское пространство, что со временем изменит в регионе
баланс сил в пользу Запада и благотворно повлияет на решение конфликтных
проблем в каждой из стран участниц организации. Кроме того, многие связывали с
ГУАМ надежды на реальное ускорение процессов демократизации и интеграции в
евроатлантическое пространство. ГУАМ воспринимался чуть ли не как пропускной
пункт в НАТО и ЕС, а сами страны-участницы организации как первые номинанты в
западное демократическое сообщество.
Объединение в 1997 году именно данной четверки стран -
Грузии, Украины, Азербайджана, Молдавии - в единой организации выглядело
достаточно логично и обоснованно. С момента распада СССР эти страны и их народы
были последовательно ориентированы на Запад. Даже в рамках СНГ, куда они вошли
весьма неохотно и под давлением Москвы, эта "четверка" очень часто
выступала с единых позиций, в негласном блоковом формате, постоянно
координировала свои шаги и фактически в мягкой форме оппонировала России. Эти
страны объединяло также наличие серьезных внутренних проблем, активно
используемых против них Кремлем - это сепаратистские конфликты в Грузии,
Молдавии, Азербайджане, а также вопрос черноморской флотилии и крымские
притязания России на Украине. Кроме того, выгодное географическое расположение
этих стран, обрамляющих Россию с Запада и юга, изначально способствовало росту
геостратегической значимости организации и облегчало реализацию задачи создания
единого транспортно-энергетического коридора от Каспия до Балтики. Для полной
реализации этой стратегической оси не доставало участия Беларуси и с этой точки
зрения ГУАМ и Запад не раз прилагали усилия по вовлечению в организацию этой
страны. Но, как показало развитие событий, ГУАМ во многом не оправдал эти
целевые ожидания.
Начнем с того, что даже в рамках узкого формата
"четверки" ГУАМ за 13 с лишним лет существования так и не смог выйти
на эффективный уровень сотрудничества, выработать взаимовыгодную единую модель
поведения и обеспечить выполнение основных задач, стоящих перед организацией.
Первые 8 лет (1997-2005), по сути, ушли на институциональное становление,
функционально-целевое и структурное оформление, консультативный зондаж и
пропагандистскую раскрутку организации. Отметим, что первые 4 года (до 2001)
ГУАМ представлял собой всего лишь аморфный Консультативный форум, площадку для
редких встреч и консультаций глав государств и МИД организации. И только с
подписанием 7 июня 2001 года ялтинской хартии на первом саммите организации
было положено реальное начало Объединению ГУАМ (точнее ГУУАМ - тогда ещё с
участием Узбекистана). Но, несмотря на это, и в последующие 4 года (до 2005)
организация практически ничем себя не проявила, не имела Устава, штаба, рабочих
органов и не проводила саммиты, ограничиваясь лишь редкими встречами и
заявлениями на уровне глав МИД и президентов.
Пик реальной активности организации, породившей позитивные
ожидания у сторонников ГУАМ и нервозные опасения у его противников, последовал
фактически сразу вслед за цветными революциями на постсоветском пространстве
(2005-2007). Именно в эти 3 года ГУАМ попытался громко заявить о себе на
международной арене и в постсоветском пространстве: был принят Устав
организации, определены её постоянно действующий секретариат (в Киеве) и
рабочие органы, проведены в регулярном ежегодном режиме саммиты глав
государств, начата активная проработка совместных транспортно-энергетических
проектов, взят курс на укрепление сотрудничества с другими странами и
международными организациями. Именно в этот период (киевский саммит 2006 года)
произошла последняя институционально-целевая трансформация организации. Она
нагрузила себя статусом и функциями международной региональной Организации за
Демократию и Экономическое Развитие - ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ).
После 8 лет становления и формального функционирования,
всего лишь недолгий 3-х летний период суетливой шумной активности, а затем
организация вновь вернулась к дежурной форме деятельности и уже 4-й год почти
выпала из поля зрения. Начиная с 2008 года (после событий в Грузии), не было
проведено ни одного саммита глав государств организации (по Уставу - ежегодно).
Член ГУАМ (Грузия) подверглась фактически аннексии территории, а организация не
сочла необходимым провести экстренные консультации и принять совместное
заявление по данному поводу. После военной атаки на "бархатную"
Грузию и поражения "оранжевых сил" на Украине ГУАМ окончательно
потерял дееспособность, словно впал в коматозное состояние и всё ещё пребывает
в нем.
По сути, ГУАМ оказался конъюнктурным политическим проектом,
который США использовали в своих геостратегических целях (в том числе, против
России), а страны-участницы организации - в целях решения своих региональных и
внутренних проблем. По большому счету, ГУАМ был изначально заряжен коллизиями,
перегружен противоречивыми целями, зависим от геополитической конъюнктуры и
потому не имел серьезных шансов на успех. Ни в одной своей целевой ипостаси
ГУАМ не смог заявить себя как консолидированная интеграционная единица, не
сумел оправдать, связанные с ним блоковые ожидания. Ни в военно-политической сфере,
ни в вопросах интеграции в структуры НАТО и ЕС, ни в реализации энергетической
или демократической миссии, ни в разрешении внутренних конфликтов и солидарном
противодействии угрозам организация ГУАМ не сумела добиться ощутимых успехов:
Политическая миссия: интеграции в структуры НАТО и ЕС
Несмотря на заявленный вектор интеграции в евроатлантическое
пространство, между государствами ГУАМ нет консолидированной позиции в вопросе
вступления в НАТО. На фоне Грузии, продолжающего усердно добиваться членства в
Североатлантическом альянсе, нынешняя Украина (в отличие от
"оранжевого" периода) уже дает задний ход, Азербайджан старается
придерживаться осторожной и умеренной позиции, тогда как Молдавия даже в
Конституции своей прописала, что страна должна соблюдать дистанцию в отношении
процесса интеграции в североатлантические структуры.
Нет единой позиции и темпа движения стран ГУАМ и в вопросе
интеграции в ЕС. Кроме того, с появлением в 2009 году программы ЕС
"Восточное партнерство" ГУАМ во многих отношениях теряет свою
значимость в данном вопросе. Ведь инициатива "Восточное партнерство",
которая является новым форматом сотрудничества ЕС с восточными соседями и
объединяет всех участников ГУАМ (дополнительно еще Армению и Беларусь),
становится основным мостом в направлении евроинтеграции указанных стран. И
организации ГУАМ не под силу конкурировать с этой программой.
Энергетическая миссия
Судя по расставленным акцентам в периоды активной
деятельности ГУАМ, одной из основных задач организации являлось решение проблем
разработки нефтяных месторождений Каспия и создание сети трубопроводов для
транспортировки энергоносителей на мировые рынки в обход России. Однако и в
этом ключевом вопросе усилия стран ГУАМ были не столь успешны. Экс-президент
Украины Виктор Ющенко был одним из активных лоббистов проекта газопровода
NABUCCO, по которому прикаспийский газ в обход России должен доставляться в
страны ЕС. Отчасти цель достигнута, но вне организации ГУАМ - проект NABUCCO
стал одним из приоритетных проектов Евросоюза. В его реализации заинтересованы
Азербайджан и Грузия, однако Украина и Молдавия, по сути, остаются за бортом
проекта. Ведь NABUCCO предполагает транспортировку природного газа в
европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию,
Румынию и Австрию. Консорциум энергетических компаний не рассматривает
строительство ответвления в сторону Молдавии и Украины.
В период пика развития ГУАМ (2005-2007) было много амбиций
для создания зоны свободной торговли, масштабных транспортно-коммуникационных и
энергетических проектов, призванных снизить зависимость членов организации от
России и помочь процессам их евроинтеграции. Был создан и
топливно-энергетический совет, который должен был координировать усилия,
направленные на обеспечение энергетической безопасности объединения ГУАМ. В
рамках этого проекта планировалось строительство новых линий электропередач, а
также ответвление от нефтепровода "Одесса-Броды" на Польшу. Однако со
временем и эта активность резко пошла на спад.
В принципе многие транзитные маршруты были достаточно
искусственно притянуты к ГУАМ, не имели к нему прямого отношения. Площадка ГУАМ
использовалась в большей мере с целью политического зондажа и лоббирования
энергетических проектов. В последние же годы, энергетическая составляющая в
работе ГУАМ сошла на нет.
Демократическая миссия
Изменение геополитической конъюнктуры и динамика
политических процессов в странах ГУАМ все время болезненно сказывалось на
деятельности самой организации, вызывая частые позиционные изменения, меняя
повестку дня и настрой участников, а также обуславливая периоды то полного
спада, то резкого всплеска активности. Данное обстоятельство говорит, конечно
же, не в пользу организации, которая так и не смогла обрести устойчивые, четкие
контуры и оказалась чувствительна к любым изменениям.
Наряду с энергетической и интеграционной, одной из главных с
самого начала признавалась демократическая миссия ГУАМ. После серии цветных
революций на постсоветском пространстве эта миссия стала претендовать на
доминантную роль и даже способствовала трансформации "Объединения
ГУАМ" в "Организацию за Демократию и Экономическое Развитие -
ГУАМ". Именно после цветных революций в Грузии и на Украине ГУАМ в течение
трех лет пытался наращивать не только энергетическую, но и демократическую
миссию. Как заявил в 2005 году на кишиневском саммите организации Виктор Ющенко
государства-члены ГУАМ "намерены стать локомотивом "третьей волны
демократических революций" на пространстве бывшего Союза". Но в роли
подобного локомотива выступала отнюдь не организация ГУАМ, а ее
"оранжевые" члены - Украина (Ющенко) и Грузия (Саакашвили).
Коммунистическая Молдавия (Воронин) и неомонархический Азербайджан (Алиев) явно
не тяготели к роли сеятелей демократии. Запад (США, ЕС, НАТО), содействовавший
успеху цветных революций в Грузии и на Украине, избрал для Азербайджана
неомонархический трансферт власти и тем самым, внес позиционный раскол в
реализацию демократической миссии ГУАМ. Политическая амбивалентность не
позволила ГУАМ стать "Организацией Оранжевых Наций". Как тогда, так и
сейчас: амбивалентность сохраняется, изменился лишь состав тандемов.
Консолидирующая миссия: разрешение конфликтов и противодействие угрозам
Фактически основной для организации ГУАМ всегда признавалась
проблема урегулирования региональных конфликтов - в Приднестровье, Абхазии,
Южной Осетии, и Нагорном Карабахе. Однако за все время деятельности организации
было всего лишь несколько (безрезультатных, по сути) дипломатических инициатив,
направленных на содействие в вопросах урегулирования конфликтов. В декабре 2005
страны ГУАМ выступили единым фронтом на форуме Совета министров иностранных дел
ОБСЕ в Любляне (Словения), потребовав, чтобы Россия выполнила
"Стамбульские соглашения" и вывела войска из конфликтных зон в Грузии
и Молдавии. А в сентябре 2006 по инициативе государств ГУАМ было принято
решение о включении в повестку сессии Генассамблеи ООН вопроса о
"замороженных конфликтах" в бывшем СССР. Можно также отметить
безуспешную попытку ГУАМ (план "семи шагов" Виктора Ющенко) по
урегулированию приднестровского конфликта, а также заблокированную Молдавией
попытку создания миротворческого батальона ГУАМ. Вот и вся деятельность ГУАМ в
данном направлении.
Отметим также, что в отношении карабахской проблемы страны
ГУАМ от имени организации не приняли до сих пор ни одного заявления с
осуждением «агрессии» Армении и с требованием освобождения «оккупированных
территорий» Азербайджана. Организация не сумела должным образом отреагировать
(из-за раскола позиций в данном вопросе) даже на факт военной «агрессии» России
против члена ГУАМ Грузии и «насильственного отторжения» её территорий (Абхазии
и Южной Осетии). Организация отсиделась, отмолчалась и впала в оцепенелое
состояние, из которого не может выйти и поныне. А ведь речь шла об угрозе
территориальной целостности одного из членов ГУАМ.
По сути, именно с этого момента начался разброд и глубокий
кризис организации. Но не только это. Начавшемуся с 2008 года и все ещё
продолжающемуся кризису организации ГУАМ способствовали ещё два события,
произошедшие позже.
- избрание Барака Обамы на пост президента США и начало
"перезагрузки" отношений между Западом и Россией, что сразу же
сказалось на политическом климате всего постсоветского пространства и привело к
снижению востребованности ГУАМ.
- конец "оранжевой эры" на Украине и приход к
власти промосковски настроенного Виктора Януковича. Украина при Ющенко задавала
активный тон в ГУАМ, являясь неформальным лидером организации. При Януковиче же
страна внесла значимые коррективы во внешнеполитический курс, продлила срок
аренды Черноморского флота, отказалась от декларирования цели на атлантическую
интеграцию и в отношении ГУАМ заняла весьма осторожную и умеренную позицию.
Таким образом, Украина сегодня, хоть и не отказывается от
участия в ГУАМ, но не проявляет особой заинтересованности в реанимации и
усилении организации. Молдавия в последние годы при Воронине придерживалась
роли статиста в организации, но и после смены власти страна пока больше занята
решением внутренних проблем и по-прежнему не проявляет особого интереса к
организации ГУАМ. Азербайджан в основном использовал площадку ГУАМ для
энергетических целей и решения своих проблем, а после событий в Грузии стал
проявлять ещё большую сдержанность в сотрудничестве с организацией, отдавая
предпочтение двустороннему формату отношений. На этом фоне идея о возрождении
ГУАМ выглядит как личная инициатива Саакашвили, который предпринимает сегодня
активные усилия для вовлечения в организацию Беларуси и реанимации доверия
Киева, Украины и Баку в перспективы данного блока.
Таким образом, проект ГУАМ во многом потерял актуальность
как для внешних патронов и доноров (США, ЕС, транснациональные корпорации), так
и для непосредственных участников сообщества. Это процесс объективный,
поскольку за 13 лет существования ГУАМ не сумел продемонстрировать своей
эффективности. За последние 3 с лишним года не произошло подвижек в решении ни
одной из основных задач в рамках ГУАМ: нет единой миротворческой политики, не
работает зона свободной торговли, нет взаимного проникновения инвестиций, не
проводятся даже встречи глав государств.
Конечно, преждевременно говорить о полном угасании или
распаде организации, но сохранение ГУАМ в нынешнем пассивном и неопределенном
состоянии вряд ли отвечает интересам самих стран-участниц и внешних патронов.
Таким образом, перед членами организации и внешними кураторами стоит непростая
задача проведения организационного аудита и выработки четкой стратегии развития
ГУАМ. Организация нуждается в действенных антикризисных мерах - как на
внутреннем, так и на внешнем уровне. Если этого не будет, то от аббревиатуры
ГУАМ может остаться только буква Г. Зафар Гулиев, Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.