Главная » 2010»Ноябрь»23 » СМИ: Пантюркизм - это "законсервированная" доктрина, но может быть успешно актуализирована
СМИ: Пантюркизм - это "законсервированная" доктрина, но может быть успешно актуализирована
01:34
Analitika.at.ua. Весной 2006 года состоялись два ключевых события в
американо-турецких отношениях: состоялся знаковый визит Госсекретаря Кондолизы
Райс в Турцию (апрель) и заседание Американо-турецкого Совета (The
American-Turkish Council's annual conference, Washington, D.C. March 2006). В
ходе визита К.Райс было принято решение подготовить документ «об общем видении
стратегии».
В начале апреля вновь избранный президент Б.Обама посетил
Турцию, заявив, что США намерены поддержать включение Турции в ЕвроСоюз и
готовы продолжить стратегическое сотрудничество с ней. Данные политические
события имели высший представительный уровень, содержали обсуждение
кардинальных проблем американо-турецких отношений. По различным оценкам,
формально США и Турции удалось достичь важных договоренностей по перспективам
развития отношений, но в действительности данные события только усилили
противоречия, выявили уязвимые места в отношениях и поставили целый ряд
вопросов. Турция продолжает курс на усиление внешнеполитической
самостоятельности, что постоянно наталкивается на барьеры конкретных задач США
в регионе. Данная ситуация достаточно парадоксальна, так как и США, и Турция
стремятся преодолеть возникшие проблемы в отношениях, но даже при данных
обстоятельствах постоянно возникают новые проблемы, которые все чаще носят
системный характер. То есть, данные проблемы возникают из системных условий в
политике США и Турции.
Исследования Турции и различной турецкой проблематики США
имеют давние традиции, в разное время ими занимались видные американские
исследователи и аналитики. В таких ведущих исследовательских учреждениях, как
«Центр стратегических и международных исследований», «Вашингтонский институт
стратегических исследований», «РЭНД-корпорейшн», «Институт Среднего Востока»,
Фонд «Наследие», «Центр оборонной информации», «Вашингтонский институт
стратегических исследований», а также в ряде университетов существуют либо
программы турецких исследований, либо отдельные темы по Турции. Турецкая
тематика регулярно, в различных аспектах, обсуждается в СМИ, на
представительных конференциях, в элитарных клубах, публикуется немало книг.
Турецкое направление является одним из приоритетных и сложных в
разведывательной деятельности.
На протяжении нескольких десятилетий Турция, являясь
надежным партнером США, не представляла проблемы для получения информации, но
турецкое общество и политический класс всегда предъявляли США немало сюрпризов.
Разведывательным и аналитическим службам США далеко не всегда удавалось
адекватно прогнозировать то, что происходило в общественно-политической жизни
Турции. Турция не всегда являлась удобным партнером для США, принимая во
внимание курдскую проблему, турецко-греческие отношения, проблему Кипра,
амбиции Турции в отношении ряда стран Ближнего Востока – Сирии, Ирака, Ирана,
армянский вопрос и другие. Наиболее сложными и неудобными для США являются
отношения между Турцией и Европейским Союзом. Но все эти проблемы
рассматривались США, как вполне терпимые, пока в конце 80-х и начале 90-х годов
не выявились новые, неприятные тенденции в политике Турции,особенно, в общественных настроениях в
отношении США. Несмотря на не очень хорошие ожидания американцев в части
партнерства Турции во время иракской войны 2003 года, отказ Турции пропустить 4
дивизию к иракской границе стал шоком для американского истеблишмента и привел
к принципиальному пересмотру отношений с Турцией.
Американские исследователи и аналитики неохотно
высказываются по проблеме американо-турецких отношений. Американцы предпочитают
не говорить об одном из блоков в их стратегической политике, особенно, принимая
во внимание долголетнее и столь тесное сотрудничество с геостратегическим
партнером в столь проблемном регионе. По высказыванию одного из ведущих
американских политологов Энтони Кордесмана (CSIS), «многое, что можно услышать
от американских экспертов о Турции, несомненно, правда, но это, только, часть
правды, а не вся правда». Данная формулировка во многом отражает положение в
американской политологии и аналитике, так как многие американские исследователи
на протяжении многих лет тесно связаны с Турцией, прежде всего с турецким
правительством. Даже если данное сотрудничество осталось в прошлом,
американские исследователи ощущают ответственность не только за прошлые
обязательства, но и из-за неспособность верно спрогнозировать те процессы и
события, которые произошли в Турции.
Большинство американских (как и британских) экспертов не
возражают против предложенной им следующей формулировки – «в американо-турецких
и турецко-американских отношениях нет глубокого кризиса, данные отношения
продолжают оставаться предсказуемыми и ровными, но существующие проблемы имеют
тенденцию к усугублению, нет надежд на их скорое решение, что не может
позволить США и далее рассматривать Турцию как надежного партнера». Вместе с
тем, данная формулировка не совсем адекватна и не достаточно точна, что требует
ее расшифровки и развития анализа данных процессов.
По оценке Энтони Кордесмана, экспертам, представляющим такие
регионы, как Кавказ, Ближний Восток, Балканы, Россию, характерно переоценивать
роль Турции в американской политике. Турция действительно важная страна для США
и продолжает оставаться ведущим партнером США в регионе Ближнего Востока. США
связывают с Турцией ряд задач в регионах, окружающих Черное и Каспийское моря,
на Ближнем Востоке. Но проблемы, возникающие в отношениях с Турцией, не
являются приоритетными во внешней политике США. «Если провести один день в
Совете национальной безопасности, то о Турции можно вообще не услышать или
услышать наряду с двумя десятками других проблем». По мнению эксперта, Турция
хорошо представлена различными программами в ведущих институтах и аналитических
центрах, Турция довольно часто упоминается в публикациях, касающихся большого
спектра проблем, связанных с рядом регионом и проектов. Все это создает
впечатление того, что для США Турция является ключевой проблемой. По оценке Энтони
Кордесмана, экономические связи и экономические отношения США в Турции
незначительны. Энерго-коммуникационная конфигурация в регионе, в соответствии с
планами США, по существу, завершена. Проекты, которые связаны с Турцией, имеют
абсолютное политическое обеспечение. Другие проекты межрегионального значения,
планируемые США, в среднесрочной перспективе не предусматриваются. Существующий
уровень отношений, вполне устраивает США, но не устраивает Турцию. Поэтому, со
стороны Турции поступают различные предложения и претензии, которые не всегда
могут быть приемлемы для США.
Данное мнение разделяют некоторые другие американские
эксперты. Вместе с тем, следует принять во внимание, что имеются различные
оценки ведущих экспертов, касающихся американо-турецких отношений. Ряд
экспертов, например Вэйн Мерри (E.Wayne Merry), Бюлент Алиреза (Bulent
Aliriza), Сонер Кагатай (Soner Cagaty), Джеймс Джатрас (James George Jatras),
Фиона Хилл (Fiona Hil), Джон Ситилидис (John Sitilides) и некоторые другие
придерживаются мнения о том, что проблематичность в турецко-американских
отношениях возрастает, и что данные проблемы, несомненно, носят системный
характер. По их оценкам, проблемы нарастали последнее десятилетие, и США не
сумели вовремя осмыслить происходящие события, надеясь на своих традиционных
партнеров – турецкий генералитет, который сам подвержен новым политическим
веяниям.
Игнорирование новых тенденций в Турции привело к провалу
американской политики в отношении этой страны, что привело не к какой-то
коррекции в тактических планах, а к необходимости пересмотра ряда «опорных»
партнеров в регионе. Данная группа экспертов считает, что, если даже Турция
сохранила бы лояльность к США, в частности, в отношении военной операции в
Ираке, все равно произошли бы изменения в американо-турецких отношениях, так
как это обусловлено тенденцией спада интереса США к этой ближневосточной
державе как региональному партнеру. В 90-х годах Турция ощутила потерю интереса
США к ней, что совпало с нарастающими амбициями Анкары.
Другая группа экспертовСвэнт Корнелл (Svante E.Cornell), Питер Розенблат ( Peter R.Rosenblatt),
Пол Сандерс ( Paul J.Saunders), Джудит Киппер (Judith Kipper), Зено Баран
(Zeyno Baran), Патрик Клаусон (Patrick Clawson), представляющие не только
видные исследовательские институты и центры, но и влиятельные политические
группировки американского истеблишмента, более оптимистично смотрят на
перспективу американо-турецких отношений. По их мнению, несмотря на провал в
данных отношениях, обе стороны стремятся стабилизировать отношения, наполнить
их новым содержанием и, главное – придти к определенным договоренностям по
правилам консультаций и согласованию по вопросам внешней политики. США и Турция
понимают, что возвращения к прежним отношениям не произойдет, и необходимо построить
новые отношения. Данные новые отношения должны включать такие вопросы, как
региональные направления политики, вооружение и модернизация вооруженных сил,
сотрудничество в отношении других партнеров – НАТО и Европейского Союза, по
внутренним проблемам Турции и общим проблемам безопасности. По мнению отдельных
экспертов, в наибольшей степени заинтересовано в развитии отношений с Турцией
оборонное ведомство США, которому необходимо выполнять ряд задач в регионе, что
предусматривает сотрудничество с Турцией. (В Пентагоне значительной мере
проблемами Турции был занят предыдущий посол США в Турции Эрик С. Эдельман –
заместитель Министра Обороны по Политике, Главный Советник Министра Обороны в
администрации Дж.Буша. Э. Эдельман заменил на этом посту Дугласа Файта. Он
карьерный дипломат, служил послом в Турции с июля 2003 по июнь 2005. До этого
работал помощником по национальной безопасности вице-президента Чейни с февраля
2001 по июнь 2003 года. http://www.defenselink.mil/bios/edelman_bio.html).
В Конгрессе Турция крайне непопулярна, а так называемого
протурецкое лобби, по существу, распалось. Причем, наиболее рьяные ранее
защитники интересов Турции заняли откровенно анти-турецкую позицию. По
признанию армянских и греческих лоббистов, блокировать решения Конгресса о
поставках вооружений Турции стало менее сложным. В отношении кипрской программы
США без больших возражений восприняли позицию руководства Республики Кипр по
отношению к инициативам ООН и Европейского сообщества. Обычно в Конгрессе
имеется значительная инерция в отношении антиамериканских решений, принимаемых
странами и международными организациями.
В американской и британской политической литературе проблемы
Турции стали рассматриваться как достаточно принципиальные, и, в определенном
смысле, Турция по отношению к интересам и политике США стала «Францией»
Востока, то есть, будучи союзником США, она стала «камнем на дороге», о который
США постоянно спотыкаются. В большинстве данных публикаций содержатся
определенные клише, системно повторяемые мысли и выводы, при этом чаще всего
отсутствуют содержательные рекомендации и предложения. Большинство экспертов
занимают позицию сожаления по поводу происходящих событий и неудач в попытках
урегулирования данных отношений. Создается впечатление, что США, в целом,
смирились с этим положением и не стремятся применить оригинальные, новые
решения и, тем более, принципиально новые инициативы в развертывании политики
на Ближнем Востоке или в Евразии, в рамках которой Турция обнаружила бы свое
«почетное» место.
США, которые на протяжении десятилетий культивировали
пантюркизм, как геополитическую и политико-идеологическую доктрину, в начале
90-х годов, в значительной мере, пересмотрели доктрину пантюркизма, пытаясь
представить ее как культурную концепцию. В ряде турецких программ, которые
включены в исследовательские планы ведущих аналитических институтов и центров
США, пантюркизм выглядит как некие мероприятия, направленные на решение
культурных, лингвистических и социальных проблем тюркоязычных стран и народов.
Американские эксперты считают, что пантюркизм может быть модернизирован и лишен
политических, идеологических и, тем более, расистских элементов. Однако, эти
аргументы не всегда выглядят убедительно. Если в Центральной Азии пантюркизм,
как геополитическая и идеологическая доктрина Турции, потерпела полное фиаско,
так как народы данного региона существенно отличаются от анатолийского
культурно-исторического типа, то в Азербайджане доктрина пантюркизма
по-прежнему популярна, хотя к ней относятся иждивенчески, а политическая
ментальность азербайджанского общества во многом имеет подражательный характер
в отношении анатолийского социо-культурного и политического типа. Американцы в
своей пропаганде всячески стараются избегать обсуждения и даже упоминания
данного понятия.
В отношении внешнеполитической ориентации Азербайджана у
американских экспертов сложилось два мнения. Одни считают, что имеются две
угрозы или, как принято выражаться, неприятные перспективы, что связано с
исламским влиянием и с идеями пантюркизма. Другие эксперты считают, исламизм и
пантюркизм вымышленными угрозами, и азербайджанское общество уже вполне
определенно сделало выбор – самая радикальная европеизация, при этом выброс,
как аппендицита, всех нетипичных, азиатских элементов и черт, в том числе, многи
этно-культурно-религиозных традиций. Оба мнения, несомненно, являются крайними,
но азербайджанцы на самом деле будут удивлять мир попытками самой радикальной
европеизации, когда исламские и пантюркистские идеи всегда будут в маргинальном
состоянии. Турция не имеет существенных проблем в Азербайджане и не нуждается в
применении нарочитой пантюркистской пропаганды. Вместе с тем, Турция, ощущая,
что пантюркистские идеи не воспринимаются США как приемлемые, может
использовать их в качестве контраргумента.
Таким образом, пантюркизм - это «законсервированная»
доктрина, но которая может быть успешно актуализирована, что может стать единой
целью борьбы для США и России. США и Россия заинтересованы в ослаблении
политических и военных отношений Азербайджана с Турцией, хотя, при определенных
обстоятельствах, США попытаются привести турецкое влияние в качестве аргумента
в диалоге с Россией. Российско-турецкое сближение, которое очень беспокоит США,
может привести к временной поддержке военных усилий Турции в Азербайджане.
Вместе с тем, любые усилия США вывести Турцию из-под влияния России не
исключают, а, напротив подтверждают намерения США проводить политику
сдерживания турецких амбиций, прежде всего, в регионах. Игорь Мурадян,
lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.