Analitika.at.ua. Отказавшись от публичных дебатов, Владимир Путин взял на
вооружение гораздо более действенную тактику привлечения внимания к тезисам
своей предвыборной программы. Многие плюются, но тем не менее все читают и
обсуждают.
Если на прошлой неделе публике было представлено, так
сказать, "введение", то на этот раз в статье "Россия:
национальный вопрос" (опубликована в "Независимой газете" 23
января) речь уже зашла о более чем конкретном и вполне горячительном вопросе –
национальном. Судя по первым откликам в блогах, подход Путина к национальному
вопросу очень не понравился адептам лозунга "Хватит кормить Кавказ!"
и тем, кто с упорством маньяков твердит о необходимости построения
"русского национального государства".
Формулируя общий взгляд на решение национальных проблем,
Путин фактически предлагает вернуться к истокам и вспомнить о том, что
исторически Россия сложилась как "полиэтническая цивилизация, скрепленная
русским культурным ядром". В основе этого феномена, существенно
отличающегося и от американского "плавильного котла", и от
национальных государств Европы, лежало гражданское и межнациональное согласие,
основанное на взаимном уважении национальных и религиозных особенностей и
традиций.
В этой полифонии не было ничего унизительного для русских,
потому что именно русский культурный код скреплял все это разнообразие этносов,
наций и религий. Да, можно сказать, что это имперская идеология, но она
работала на протяжении веков, хотя полностью не снимала межнациональных
противоречий и не могла гарантировать защиту от возможных эксцессов.
Здесь речь идет о том, что считать нормой, и в этой части
текст Путина выглядит более чем убедительно. Тем более что ни современный мир,
ни мировая история не могут предложить способа раз и навсегда снять эти
противоречия. И Путин совершенно прав, когда, отмечая рост межэтнической и
межконфессиональной напряженности, говорит о том, что проект "плавильного
котла" уже не способен "переварить" все возрастающие
миграционные потоки, а попытка заменить его "мулькультурализмом"
провалилась.
Но если новое переселение народов, ищущих, "где
лучше", привело к "кризису модели "национального
государства", зачем России наступать на эти уже опробованные другими
грабли? Тем более что у нее есть собственный, уже опробованный способ решения
этих сложных проблем. Другой вопрос – как остановить процесс распада и
отчуждения, запущенный в конце 1980-х, и вернуться к "единству в
многообразии", доминировавшему и в Российской империи, и в Советском
Союзе.
В том, что касается продвижения, пропаганды этой нормы,
Путин предлагает учиться у американцев, которые насаждали "западный
культурный канон", предлагая студентам список из 100 книг, обязательных
для прочтения, и у Голливуда, успешно продвигавшего "американские
ценности". Подчеркивая, что речь идет не о цензуре, премьер настаивает на
том, что "государство обязано и имеет право направлять свои усилия и
ресурсы на решение осознанных социальных, общественных задач, в том числе и на
формирование мировоззрения, скрепляющего нацию".
За этой мягкой формулировкой прочитывает требование
прекратить финансировать выпуск культурной продукции, работающей на разрыв
общества. И в целом с этим трудно не согласиться, потому что государственная
стратегия национальной политики, особенно в такой многонациональной стране, как
Россия, должна работать на объединение, на выявление общих ценностей, которые
легче всего отыскать в истории.
У нас любят говорить о великой истории России, однако при
более внимательном рассмотрении становится очевидным, что она представляет
собой трагедию, что, впрочем, справедливо и для истории любой другой страны. Но
в этой трагедии есть катарсис, который позволяет принять ее как единую для
всех, и именно такое восприятие должно стать скрепой гражданского и
национального мира в стране.
Только в этом случае, как замечает Путин, возможно
"формирование понимания единства исторического процесса, в котором
представитель каждого этноса, так же как и потомок "красного
комиссара" или "белого офицера", видел бы свое место" и
ощущал себя наследником "одной для всех" – противоречивой,
трагической, но великой истории России". С этим фундаментальным пониманием
задач стратегии национальной политики все более-менее понятно.
Что именно надо делать, чтобы навести порядок в национальной
политике и прекратить спекуляции на национальной теме в ситуации обострения
проблем с мигрантами? Путин пытается ответить на этот вопрос, но эта часть его текста
выглядит более слабой.
Первое, что бросается в глаза, – попытка свести все дело к
административным или законодательным мерам: реанимировать не так давно
упраздненный Миннац, не допустить создания региональных партий, в том числе в
национальных республиках, повысить качество миграционной политики и пр.
Касаясь проблемы миграции, Путин предлагает ввести уголовную
ответственность за нарушение миграционных правил и норм регистрации, ужесточить
правила регистрации и вести санкции за их нарушение. Одновременно с
"режимом благоприятствования в миграционной политике в пользу
квалификации, компетентности, культурной и поведенческой совместимости" он
собирается ввести для мигрантов экзамены по русскому языку, по истории России и
русской литературе и основам российского государства и права.
Эти конкретные шаги, может быть, и могли бы способствовать
некоторому упорядочиванию миграционной политики, но их явно недостаточно. При
открытых границах с государствами СНГ и повсеместной коррупции законодательные
и административные новации быстро превратятся в способ пополнения кошельков
экзаменаторов и других непосредственных исполнителей. Но с чего-то все равно
надо начинать, так почему не с экзаменов?
Подобным образом устроены и прочие конкретные предложения.
Часть из них выглядит более-менее разумно. С другой стороны, нечто подобное уже
говорилось – как правило, с нулевым результатом, что тоже понятно при таком
количестве конфликтных зон и разнообразных интересов.
Но главная проблема состоит в том, что Путин, сознательно
или по непониманию, упрощает некоторые крайне важные вопросы. Он, например,
пишет, что "именно на коррупции расцветает этническая преступность",
которая с правовой точки зрения, "ничем не лучше обычных банд". На
деле этническая преступность гораздо хуже, потому что в ее основе лежит
традиционный для окраинных народов принцип горизонтальных связей, подрывающий
основы государственной вертикали, а межнациональные конфликты являются побочным
продуктом этой порочной практики.
Не исключено, что со временем, столкнувшись с необходимостью
анализировать и структурировать все остальные проблемы и вызовы, Путин копнет
глубже. Но всерьез надеяться на это не стоит. С другой стороны, сам факт
появления подобных публикаций может запустить процесс нелицеприятного обсуждения
значимых тем, а это в любом случае полезно, тем более что ценностный подход
Путина к национальному вопросу вполне соответствует русскому "культурному
коду". Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.