Главная » 2011»Февраль»19 » СМИ: Решение карабахской проблемы невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР
СМИ: Решение карабахской проблемы невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР
00:11
Analitika.at.ua. Окончательных и незыблемых границ не бывает. Статус-кво,
фиксирующий неприкосновенность рубежей на определенный период, возникает, как
правило, в результате войн и следующих за ними договоренностей победителей. Со
временем расстановка сил меняется, и соглашения подвергаются эрозии. Следующие
потрясения приводят к новому распределению влияния и, соответственно, появлению
других держав, способных гарантировать стабильность межгосударственных
отношений, в том числе и в пограничном вопросе.
Москва и Токио с 1945 года не могут подписать мирный договор
из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов. Точкой отсчета
для нынешней, формально еще действующей, системы является Вторая мировая война
и последовавшие за ней события, которые к середине 1960-х годов привели к
возникновению достаточно устойчивого мирового баланса. Ялтинские и Потсдамские
договоренности, зафиксировавшие сферы влияния в Европе (и, кстати, оговорившие
нынешний статус Курильских островов), были первым шагом формирования
статус-кво. Дальнейшими вехами стал Суэцкий кризис 1956 года,
продемонстрировавший утрату европейскими колониальными державами способности
управлять миром, что привело к грандиозной волне деколонизации, и Карибский
кризис 1962 года, который установил пределы возможного в сфере ядерного
сдерживания СССР и США.
После этого наступила стабильность, когда Москва и Вашингтон
обладали максимальными (хотя не абсолютными) возможностями регулирования
глобальных процессов, в том числе по части незыблемости границ. Не случайно
инициатива по окончательному закреплению баланса сил и территориального
размежевания в Европе появилась в 1966 году и была реализована подписанием
Хельсинкского заключительного акта в 1975 году.
Стоит еще раз подчеркнуть, что первоосновой служили итоги
Второй мировой войны, главный из них - появление двух новых безоговорочных
лидеров международной политики в лице СССР и США. Именно их взаимоотношения на
фоне быстрого упадка Европы как глобального игрока определяли всеобщие
тенденции.
Черту под прежним балансом подвел распад Советского Союза.
Само по себе это потрясение сопоставимо с событиями прошлого, которые давали
импульс формированию мироустройства. Однако как холодная война не перешла в
горячую, то есть явную, фазу, так и ее окончание не увенчалось подписанием
формального "мира”. Новой расстановки глобальной "власти” не появилось, хотя
некоторое время казалось, что власть эта полностью перешла к единственной
оставшейся сверхдержаве - Соединенным Штатам. Но с началом XXI века стало
понятно, что Вашингтон с функцией глобального гегемона не справляется, как,
вероятно, не справилась бы с ней ни одна страна.
Отсутствие устойчивой "рамки” сказывается на всех аспектах
международных отношений, и 20 лет без СССР стали, помимо прочего, временем
перекройки границ. 15 новых стран на месте Советского Союза (если не считать
"полупризнанные” Абхазию и Южную Осетию и непризнанные Нагорный Карабах и
Приднестровье). Семь - вместо "большой” Югославии. Чехия и Словакия, Эритрея,
Восточный Тимор, Южный Судан… Ряд государств находятся на пути к дезинтеграции
- мирной (как Бельгия) либо чреватой потрясениями (Ирак). Судьба Ближнего Востока
в свете последних событий вообще неясна. Естественно, причины и сценарии
различны, однако общая тенденция понятна - границы подвижны.
Особенно ясно это стало в конце 2000-х, когда
административные границы бывших федеративных государств перестали быть догмой.
До 2008 года внутренние разделительные линии, по которым распадались СССР и
Югославия, считались неприкосновенными, однако признание Косово, Южной Осетии и
Абхазии открыло путь для пересмотра уже и этих рубежей.
Вполне очевидно, что, например, решение карабахской проблемы
невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР. Приоритетом же нового
поколения руководителей Молдавии является не восстановление территориальной
целостности страны в советской конфигурации, а интеграция в Европу, препятствием
чему служит нерешенность тираспольского вопроса.
В Азии советско-американский "кондоминиум противостояния”
тоже цементировал ситуацию, хотя там степень контроля была ниже, чем в Европе -
взаимоотношения самих азиатских держав (Китай и Индия, Индия и Пакистан) всегда
имели свою логику. Но в том, что касается территориальных вопросов в Восточной
Азии, холодная война служила "заморозкой”, состояние дел зависело от баланса
интересов СССР и США, важную роль, правда, играл Китай, склонявшийся сначала к
одной, а потом к другой стороне.
Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара прав, когда
говорит, что между Москвой и Токио еще не закончен послевоенный период. Но это
лишь часть правды, потому что этот период не закончен во всей Восточной Азии.
Все наиболее громкие противоречия - разделенная Корея, Курилы, Тайвань -
следствие Второй мировой, так и не разрешенное за истекшие десятилетия. И конец
холодной войны, вопреки ожиданиям, не означал быстрого урегулирования.
Азия в целом становится стратегической ареной XXI века, и
очаги взрывоопасных конфликтов несут в себе особенную опасность. Тем более что
в Азии расположена страна, влияние которой на региональную и мировую ситуацию
быстро растет, - Китай. Именно воздействие китайского фактора будет определять
расстановку сил, от которой зависит судьба всех унаследованных от прошлого
конфликтов. Общий рост напряженности в регионе (прежде всего соперничество
между США и КНР) может стимулировать и обострение межгосударственных споров -
ситуация на Корейском полуострове это подтверждает. В этом контексте очень
правильным было решение Москвы пойти на уступки, чтобы в начале 2000-х годов
урегулировать остававшиеся территориальные разногласия с Пекином - через 10-15
лет уступки пришлось бы делать куда большие.
На рубеже 1980-1990-х годов начался исторический эксперимент
по установлению мирового порядка без большой войны и победы в ней. Он
продолжается, и пока не завершится тем или иным образом, стоит быть готовым к
любым переменам. РИА Новости
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.