Четверг, 26.05.2022, 13:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Февраль » 19 » СМИ: Решение карабахской проблемы невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР
СМИ: Решение карабахской проблемы невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР
00:11

Analitika.at.ua. Окончательных и незыблемых границ не бывает. Статус-кво, фиксирующий неприкосновенность рубежей на определенный период, возникает, как правило, в результате войн и следующих за ними договоренностей победителей. Со временем расстановка сил меняется, и соглашения подвергаются эрозии. Следующие потрясения приводят к новому распределению влияния и, соответственно, появлению других держав, способных гарантировать стабильность межгосударственных отношений, в том числе и в пограничном вопросе.

 

Москва и Токио с 1945 года не могут подписать мирный договор из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов. Точкой отсчета для нынешней, формально еще действующей, системы является Вторая мировая война и последовавшие за ней события, которые к середине 1960-х годов привели к возникновению достаточно устойчивого мирового баланса. Ялтинские и Потсдамские договоренности, зафиксировавшие сферы влияния в Европе (и, кстати, оговорившие нынешний статус Курильских островов), были первым шагом формирования статус-кво. Дальнейшими вехами стал Суэцкий кризис 1956 года, продемонстрировавший утрату европейскими колониальными державами способности управлять миром, что привело к грандиозной волне деколонизации, и Карибский кризис 1962 года, который установил пределы возможного в сфере ядерного сдерживания СССР и США.

 

После этого наступила стабильность, когда Москва и Вашингтон обладали максимальными (хотя не абсолютными) возможностями регулирования глобальных процессов, в том числе по части незыблемости границ. Не случайно инициатива по окончательному закреплению баланса сил и территориального размежевания в Европе появилась в 1966 году и была реализована подписанием Хельсинкского заключительного акта в 1975 году.

 

Стоит еще раз подчеркнуть, что первоосновой служили итоги Второй мировой войны, главный из них - появление двух новых безоговорочных лидеров международной политики в лице СССР и США. Именно их взаимоотношения на фоне быстрого упадка Европы как глобального игрока определяли всеобщие тенденции.

 

Черту под прежним балансом подвел распад Советского Союза. Само по себе это потрясение сопоставимо с событиями прошлого, которые давали импульс формированию мироустройства. Однако как холодная война не перешла в горячую, то есть явную, фазу, так и ее окончание не увенчалось подписанием формального "мира”. Новой расстановки глобальной "власти” не появилось, хотя некоторое время казалось, что власть эта полностью перешла к единственной оставшейся сверхдержаве - Соединенным Штатам. Но с началом XXI века стало понятно, что Вашингтон с функцией глобального гегемона не справляется, как, вероятно, не справилась бы с ней ни одна страна.

 

Отсутствие устойчивой "рамки” сказывается на всех аспектах международных отношений, и 20 лет без СССР стали, помимо прочего, временем перекройки границ. 15 новых стран на месте Советского Союза (если не считать "полупризнанные” Абхазию и Южную Осетию и непризнанные Нагорный Карабах и Приднестровье). Семь - вместо "большой” Югославии. Чехия и Словакия, Эритрея, Восточный Тимор, Южный Судан… Ряд государств находятся на пути к дезинтеграции - мирной (как Бельгия) либо чреватой потрясениями (Ирак). Судьба Ближнего Востока в свете последних событий вообще неясна. Естественно, причины и сценарии различны, однако общая тенденция понятна - границы подвижны.

 

Особенно ясно это стало в конце 2000-х, когда административные границы бывших федеративных государств перестали быть догмой. До 2008 года внутренние разделительные линии, по которым распадались СССР и Югославия, считались неприкосновенными, однако признание Косово, Южной Осетии и Абхазии открыло путь для пересмотра уже и этих рубежей.

 

Вполне очевидно, что, например, решение карабахской проблемы невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР. Приоритетом же нового поколения руководителей Молдавии является не восстановление территориальной целостности страны в советской конфигурации, а интеграция в Европу, препятствием чему служит нерешенность тираспольского вопроса.

 

В Азии советско-американский "кондоминиум противостояния” тоже цементировал ситуацию, хотя там степень контроля была ниже, чем в Европе - взаимоотношения самих азиатских держав (Китай и Индия, Индия и Пакистан) всегда имели свою логику. Но в том, что касается территориальных вопросов в Восточной Азии, холодная война служила "заморозкой”, состояние дел зависело от баланса интересов СССР и США, важную роль, правда, играл Китай, склонявшийся сначала к одной, а потом к другой стороне.

 

Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара прав, когда говорит, что между Москвой и Токио еще не закончен послевоенный период. Но это лишь часть правды, потому что этот период не закончен во всей Восточной Азии. Все наиболее громкие противоречия - разделенная Корея, Курилы, Тайвань - следствие Второй мировой, так и не разрешенное за истекшие десятилетия. И конец холодной войны, вопреки ожиданиям, не означал быстрого урегулирования.

 

Азия в целом становится стратегической ареной XXI века, и очаги взрывоопасных конфликтов несут в себе особенную опасность. Тем более что в Азии расположена страна, влияние которой на региональную и мировую ситуацию быстро растет, - Китай. Именно воздействие китайского фактора будет определять расстановку сил, от которой зависит судьба всех унаследованных от прошлого конфликтов. Общий рост напряженности в регионе (прежде всего соперничество между США и КНР) может стимулировать и обострение межгосударственных споров - ситуация на Корейском полуострове это подтверждает. В этом контексте очень правильным было решение Москвы пойти на уступки, чтобы в начале 2000-х годов урегулировать остававшиеся территориальные разногласия с Пекином - через 10-15 лет уступки пришлось бы делать куда большие.

 

На рубеже 1980-1990-х годов начался исторический эксперимент по установлению мирового порядка без большой войны и победы в ней. Он продолжается, и пока не завершится тем или иным образом, стоит быть готовым к любым переменам. РИА Новости

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 667
Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru