Главная » 2011 » Декабрь » 9 » СМИ: США готовят в Азербайджане и Средней Азии "эскадроны смерти"
СМИ: США готовят в Азербайджане и Средней Азии "эскадроны смерти"
14:00
Analitika.at.ua. Сегодня под рефрен "борьбы с наркотиками" США
пытаются сформировать лояльные группы в силовых органах и подразделениях
специального назначения в государствах Средней Азии. Один из механизмов этого
процесса служит ЦАРИКЦ - Центральноазиатский региональный информационный
координационный центр по борьбе с наркотиками. Всё это США уже делали в
Центральной Америке в 1970-1990-е годы: там подготовка антинаркотических
полицейских впоследствии обернулась смертоносными эскадронами смерти и
десятилетиями гражданских войн. Производство наркотиков тем временем возрастало
пропорционально американскому вмешательству. Сегодня процесс
"афганизации" Средней Азии набирает обороты и до точки невозврата
остаётся совсем мало времени.
Во внешнеполитической практике администрации Обамы
закрепился определённый тактический подход: действовать руками других
государств и проводить собственные инициативы как многосторонние через
механизмы международных организаций. Так, война против Ливии была развязана
Францией, а США обеспечивали только "поддерживающие" функции. Проект
"Нового шёлкового пути" инициирует Турция, а США в нём
"нейтральный, но полный энтузиазма сподвижник". Лига арабских
государств один за другим выпускает призывы к свержению легитимных, но
неугодных США лидеров государств. Резолюцию Совета безопасности ООН против
Сирии в октябре 2011 г. выдвигают Франция, Великобритания, Германия и
Португалия, а США её всего лишь "поддерживают" - в компании с
Колумбией, Нигерией, Габоном и Боснией. Это действительно более умная и
изощрённая тактика, в сравнении с ковбойским наскоком предыдущей американской
администрации: и расходы, и негативный резонанс достаются другим; тем более что
в условиях дефицита бюджета, "передача бремени расходов на оборону
союзникам - единственный разумный путь".
Организацию Объединённых Наций, главный международный
механизм, США пытаются превратить в многостороннее расширение государственного
департамента для придания международной легитимности своим единоличным
инициативам. Вашингтон также пытается использовать отдельные структуры ООН по
своему, американскому, назначению: МАГАТЭ в последнее время служит для давления
на Иран, Управление по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН) - инструментом
проникновения в Среднюю Азию.
Ещё один излюбленный американский манёвр - создание
"региональных" организаций за тысячи километров от своих границ, в
которых США состоят членами или наблюдателями. Направляя деятельность таких
структур, вашингтонские кураторы повторяют местному руководству: "это ваша
идея, ваша структура, делайте всё сами, мы вам только помогаем" - и
получают таким образом (полу)послушный механизм, служащий их аванпостом в
далёком регионе.
В качестве предлога для создания таких механизмов, США
используют тему "сотрудничества в сферах общих интересов". Наиболее
правдоподобным и убедительным прикрытием служит "совместная борьба против
наркотиков", и эта карта активнейшим образом разыгрывается против России и
Средней Азии. В последние месяцы Вашингтон ввёл в оборот особенно
издевательский аргумент: свою "борьбу против наркотиков" они
активизируют в ответ на беспокойство России о последствиях "вывода"
войск из Афганистана (на деле не "вывода", конечно - лишь уменьшения
контингента).
Если Соединённые Штаты так озабочены проблемой наркотиков,
почему же они наотрез отказываются бороться с наркопроизводством и
наркотрафиком на территории Афганистана, а вместо этого стремятся
"помогать" России и среднеазиатским государствам на их территориях? Перехватить
наркотики в источнике гораздо проще, тем более, когда территория оккупирована
140-тысячным военным контингентом, когда наркодельцы по совместительству служат
агентами ЦРУ, а прекурсоры и наркотики перевозятся под контролем тех же самых
полевых командиров, которые "обеспечивают безопасность" конвоев США и
НАТО. Но нет, Вашингтон предпочитает, чтобы наркотики сначала разошлись веером
по десяткам тысяч городов и населённых пунктов, а затем предлагают наладить
глубокое оперативное и разведывательное сотрудничество с подвергнутыми
героиновой атаке государствами, и обеспечить подготовку кадров для борьбы с
этим "всеобщим злом".
Какими механизмами США пользуются для так называемой
"борьбы с наркотиками"? Какие цели они преследуют в действительности?
Один из клонированных под прикрытием ООН в 2005 г. проектов -
Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе
с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ). Расположенный в Алма-Ате
ЦАРИКЦ создавался по модели Европола усилиями Алма-атинского офиса
Регионального представительства УНП ООН в Центральной Азии (UNODC ROCA). Открытие
Центра состоялась 9 декабря 2009 г., и сегодня его членами являются 7
государств: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения,
Узбекистан и Россия. Заявленная цель ЦАРИКЦ - способствовать сотрудничеству
силовых органов государств-членов в борьбе против наркотиков и связанной с ними
преступности, и служить главным в регионе центром для обмена и анализа
информации и для координации совместных операций. Директор ЦАРИКЦ,
генерал-лейтенант МВД Казахстана Б.С.Сарсеков объясняет, что ЦАРИКЦ -
"уникальный институт, который соединяет вместе разрозненные силовые
агентства и подходы".
Центр создавался на средства государств-членов НАТО: США
(3,2 млн долл.), Великобритании, Италии, Канады, Турции, Франции, Чехии, а
также Финляндии и Люксембурга - в общей сложности 15.400.000 долл. Эти же
государства плюс Афганистан и Пакистан имеют статус наблюдателей при ЦАРИКЦ - в
то время как Китай и Иран в списках не числятся. Государства-наблюдатели
пользуются доступом ко всему объему информации, собираемой и анализируемой
Центром. Директор Сарсеков заявляет, что ЦАРИКЦ "готов сотрудничать с
западными странами" и предлагает расширить мандат Центра на все виды
трансграничной преступности, не ограничивая его борьбой с наркоторговлей, - как
об этом свидетельствуют раскрытые Викиликс депеши посольства США в Ташкенте. Действительно,
ЦАРИКЦ принимает массу международных гостей: иностранные делегации прибывают в
Центр одна за другой. Подготовку кадров ЦАРИКЦ проводят "международные
эксперты, обладающие большим правоохранительным и управленческим опытом".
США рассматривают ЦАРИКЦ как "очень важный и
эффективный инструмент"; госсекретарь Х.Клинтон лично следит за развитием
Центра. В качестве "наблюдателя" США принимают самое деятельное
участие в его работе. Оборудование и программное обеспечение для ЦАРИКЦ
поставило Центральное командование США. В "техническом обеспечении /
обслуживании" ЦАРИКЦ также участвует Управление по военному сотрудничеству
министерства обороны США (Office of Military Cooperation, OMC), как сообщается
в телеграмме посольства США в Астане, раскрытой Викиликс в самой свежей порции
документов 1 сентября 2011 г. При этом США настаивают, чтобы многосторонние
усилия по борьбе с наркотиками проходили через ЦАРИКЦ и Совет Россия-НАТО, а не
через ОДКБ. Вашингтон также рассчитывал связать деятельность ЦАРИКЦ с
Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая теперь
проводит подготовку полицейских и других специалистов, связанных с охраной
правопорядка, но из-за возражений российских официальных лиц США пришлось от этих
планов отказаться. При этом предпринимаются попытки скрыть участие Вооруженных
сил США в деятельности ЦАРИКЦ, хотя и довольно топорные. Русская версия сайта
ЦАРИКЦ сообщает, что "с 16 мая 2011 года в ЦАРИКЦ проходили двухнедельные
курсы обучения для высшего руководящего состава правоохранительных органов и
специальных служб государств-участников, организованные при поддержке УНП ООН и
доноров". Освещение того же события на английском языке отличается: курсы
обучения были организованы "при поддержке УНП ООН и Центрального
командования США" (курсив автора).
При всей своей пользе, для США ЦАРИКЦ - всего лишь один из
этапов проникновения в силовые структуры государств Средней Азии. В июне 2011
г. заместитель госсекретаря и глава Управления по международной борьбе с
наркотиками и охране правопорядка в Государственном департаменте США (Bureau of
International Narcotics and Law Enforcement Affairs, INL) Уильям Браунфилд (William
Brownfield), о котором будет сказано отдельно, анонсировал некую "Центральноазиатскую
инициативу по борьбе с наркотиками" (Central Asian Counternarcotics Initiative,
CACI). В этом проекте, правовые и практические аспекты которого разрабатывает
снова УНП ООН, речь идёт уже непосредственно о создании антинаркотических
"сил специального назначения" в пяти среднеазиатских государствах,
которые были бы связаны с аналогичными структурами в Афганистане и России, и
координировались бы по каналам УНП ООН и ЦАРИКЦ. В качестве модели Браунфилд
приводит "поразительно эффективные специально подобранные и проверенные
подразделения", созданные внутри Антинаркотической полиции Афганистана
Агентством по борьбе с наркотиками США (DEA). Вашингтон обеспечит
финансирование боевой подготовки, приобретения оборудования и снаряжения для
этих спецгрупп: 4,2 млн. долл. Госдеп на инициативу уже выделил. Браунфилд
также отметил, что реализация инициативы не требует массивного военного
присутствия ни США, ни Российской Федерации. Летом и осенью этого года он и его
подчинённые циркулировали по среднеазиатским столицам, убеждая их руководство в
необходимости такой модели сил специального назначения в регионе.
Заместитель госсекретаря У.Браунфилд даже среди надменных
силовых "дипломатов" выделяется хладнокровностью и наглостью. На этот
пост Браунфилд пришёл в январе 2011 г. напрямую из кресла посла США в Колумбии
(2007-2010). Ранее Браунфилд служил послом в Венесуэле, где за свою не вполне
посольскую деятельность дважды получал от президента страны У.Чавеса
предупреждения о высылке. В 1996-1999 г. Браунфилд занимал пост заместителя
главы того же Управления, борясь с наркотиками и "укрепляя
правопорядок", в частности, в Боснии и Косово. В 1993 г. он закончил
Национальный военный институт (National War College). В 1989-1990 гг., когда
США вторглись в Панаму, служил политическим советником командующего Южным
командованием США в Панаме. А начинал свою карьеру Браунфилд в Венесуэле в 1979
г. и в Сальвадоре в 1981-1983 гг. - в годы гражданской войны и самой высокой
активности ультраправых "эскадронов смерти".
Дэвид Костеланчик (David Kostelancik), директор по Европе и
Евразии в Управлении У.Браунфилда, начинал свою карьеру в Турции (1989-1991) и
Албании (1992-1993); в 1994 был специальным помощником посла Т.Пикеринга в
Москве. В 1998-2001 гг. занимался военно-политическими вопросами в НАТО, делами
Центральной Европы в Госдепе и Совете по национальной безопасности. В 2007 г.
Костеланчик повысил квалификацию в том же Национальном военном институте, после
чего отбыл в Москву на пост советника-посланника по политическим вопросам и
главы секции внутренней (российской) политики. Резиденция Д.Костеланчика в
штате Вирджиния находится на удобном 4-мильном расстоянии от Лэнгли - гораздо
ближе, чем к Госдепу.
Кто-то может верить, что чиновники США с таким послужным
списком ставят целью сотрудничества спасение русских людей от героина? Что
касается основного антинаркотического ведомства США - Агентства по борьбе с
наркотиками США (DEA), части министерства юстиции, то его миссия состоит в
предотвращении потока наркотиков на территорию США. Международная деятельность DEA
управляется тем фактом, что в 2006 г. оно было включено в разведывательное
сообщество США, состоящее теперь из 16 структур. Возможно, в DEA найдутся
порядочные офицеры, которые считают своей задачей истинную борьбу с
наркотическим злом. Но они не задают курс Агентства, и когда на их оперативную
работу накладываются разработки разведкадров, последние берут верх.
Однако, не только силовые дипломаты и DEA, но и Центральное
командование Вооружённых сил США, эта гигантская военная машина, истерзавшая
зону своей ответственности полномасштабными войнами и конфликтами малой
интенсивности, также "борется с наркотиками" - причём уже в Средней
Азии! Однако антинаркотическое прикрытие в деятельности Центкома быстро
уступает место формированию и боевой подготовке местных спецподразделений.
Центром военной активности США в Средней Азии, помимо
Киргизии, стал Таджикистан. Согласно пресс-релизу, в Таджикистане Центральное
командование ежегодно проводит от 50 до 60 программ и мероприятий в сфере безопасности,
а в 2011 г. - более 70. В частности, закончено строительство Национального
центра боевой подготовки, создаются системы межведомственной связи для
правительства Таджикистана, построен мост через реку Пяндж с пограничным и
таможенным постами на таджикско-афганской границе - комплекс, который
"способствует увеличению коммерческого обмена, укрепляющего связи
Таджикистана с его южным соседом". Институт иностранных языков
министерства обороны США провёл два 16-недельных курса английского языка для
таджиков, закончена реконструкция Академии МВД Таджикистана, оказывается
содействие в обучении кадров. Построены пограничные заставы в Шурабаде и
Яхчи-пуне, на открытие которых в июне 2011 г. приезжал сам Браунфилд - там
установлены "полы с обогревом"! Военный партнёр Таджикистана -
Национальная гвардия штата Виржиния - также расширяет военное сотрудничество:
проведение боевой подготовки и обмен информацией в 2011 г. дополнены
формированием "миротворческого подразделения", подготовкой
"ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" и военно-гражданской
медицинской готовности.
Медицинские услуги гражданскому населению в стране
пребывания войск - это классический приём мероприятий по "завоеванию умов
и сердец" из полевого устава по противоповстанческим (антипартизанским)
действиям, текущая версия которого была разработана под руководством генерала
Мэттиса, теперь командующего Центральным командованием США, и генерала
Петреуса, теперь директора ЦРУ. Можно представить себе, как ошеломят таджикских
пограничников подаренные Америкой "полы с обогревом". А также новая
форма, блестящее снаряжение, современные компьютеры - так строится
эмоциональная связь с куратором, согласно доктрине психологической войны.
Особая роль в американской региональной конструкции
отводится Казахстану как самому крупному, благополучному и близкому к России
государству в Средней Азии, без которого недействительна никакая евразийская
интеграция. Однако разыгрывание казахским руководством России, США и Китая друг
против друга уже в среднесрочной перспективе превратит Казахстан в арену острой
борьбы трёх держав - а позиция боевого полигона совсем незавидна. Этот процесс,
возможно, уже начался: 17 мая 2011 г. в Актюбинске произошёл первый
террористический акт. Как описывает Михаил Пак в материале ""Дагестанизация":
экстремисты объявили спецслужбам тотальную войну" на сайте ИА REGNUM, для
дестабилизации Казахстана возможен обширный набор подрывных действий:
террористические акции в Астане или Алма-Ате, проникновение на территорию Казахстана
незаконных вооруженных формирований, массовые выступления маргиналов,
сопровождающиеся демонстративной жестокостью к определенным группам, серия
взрывов на трубопроводах, провоцирование Казахстана на несоразмерные и
неправомерные действия военного характера.
И всё это получит Россия внутри Таможенного союза сегодня и
в будущем - внутри Евразийского союза.
Когда У.Браунфилд говорит о "специально подобранных и
проверенных засекреченных подразделениях" в рамках Центральноазиатской
инициативы по борьбе с наркотиками, возникают вопросы: "подобранных"
кем? "проверенных" чьей разведкой? служащих кому? В действительности,
под рефрен борьбы с наркотиками, США выстраивают в среднеазиатском регионе
лояльный силовой аппарат. Для каких целей и задач?
1. Чтобы обеспечить послушание государства воле США,
правового контроля недостаточно - необходим также контроль силовой. При
стабилизации или дестабилизации внутренней ситуации лояльные части силового
аппарата поддержат правительство, если оно ведет заданную в США линию - или
помогут свергнуть его, если оно ушло от заданного курса. Они подавят
сопротивление масс, ликвидируют лидеров сопротивления и приведут население к
нужной политической позиции. Все эти задачи не могут выполняться американскими
военными без ущерба для репутации США; к тому же, местные коллаборационисты
выполнят грязную работу с особым рвением, сводя личные счёты (см. опыт
"Галичины" и других национальных подразделений СС, расправу с
М.Каддафи).
2. Нетрадиционные войны (irregular war) будущего США будут
вести за счёт глубокого партнёрства с иностранными военными, согласно планам
командующего Центком генерала Мэттиса. Министр обороны США Л.Панетта
подтверждает, что увеличение бюджета сил специального назначения при сокращении
военных расходов необходимо "для борьбы с повстанцами, чтобы США не
приходилось этого делать". Силы специального назначения США, помимо
спецопераций, ведут подготовку сил спецназа других государств - "отрасль в
стадии быстрого роста", говорят в Центком.
3. Обеспечение надёжности и безопасности транзита военных
грузов для оккупационного контингента США и НАТО в Афганистане по Северному
пути снабжения (Northern Distribution Newtwork, NDN) требует жёсткого порядка в
транзитных странах. В будущем, по мере реализации американского интеграционного
проекта под названием "Новый", или "Современный" шёлковый
путь, потребуется обеспечение безопасности огромной сети транспортных и
энергетических линий и, самое главное, трубопроводов. Согласно стратегам из
вашингтонского Центра международных и стратегических разработок (CSIS)
Современный шёлковый путь "послужит реализации противоповстанческой
миссии" США.
4. Обеспечение ключевых стратегических преимуществ: Средняя
Азия в совокупности с Афганистаном - "сердце" евразийского региона,
последний бастион на пути к мировому господству - даёт США плацдарм для
проецирования угрозы на трёх основных противников: Иран, Россию, Китай. Утверждение
военно-политического присутствия в Средней Азии для США сегодня так же важно,
как структурирование Западной Европы в НАТО в годы после Великой Отечественной
войны.
5. Наконец, военно-политическое присутствие США в Средней
Азии подрывает любую независимую от Вашингтона и не контролируемую им
региональную интеграционную инициативу - ОДКБ, ШОС, будущий Евразийский Союз.
Действия США в Средней Азии во многом повторяют их политику
в Центральной и Южной Америке: это касается и интеграционных процессов, и
"борьбы против наркотиков", и противоповстанческой войны. Так, в 1993
усилиями США была создана "Центральноамериканская интеграционная
система" (Central American Integration System, SICA) - система
экономической и политической интеграции. В 2000 г. Вашингтон запустил
"План Колумбия", который из антинаркотического быстро превратился в
противоповстанческий и уже через год был дополнен укреплением способности
колумбийской армии по охране нефтепроводов. Колумбия, как известно, стала
военным плацдармом США в Центральной Америке.
Признанный в мире историк-эксперт по роли ЦРУ в
наркоторговле Питер Дейл Скотт (Peter Dale Scott) в результате десятилетий
изучения антинаркотических усилий США пришёл к выводу, что рост объёмов
наркотрафика происходит благодаря, а не вопреки усилиям американцев. Альфред
Маккой (Alfred McCoy), ещё один всемирно известный специалист по роли ЦРУ в
наркоторговле, констатирует, что там, где США вели "войну с
наркотиками", наркопроизводство обычно возрастало. Пропорционально
наркопроизводству возрастал терроризм, жертвы среди населения и страдания
нации, чью территорию США выбрали для "борьбы с наркотиками".
Необходимо понять: в борьбе с наркотиками интересы России и
США не являются "общими". Американский силовой аппарат использует
наркотики как политическое оружие: США сначала создают кризис, затем используют
его для проникновения в силовые структуры государств-мишеней, чтобы поставить
их на службу своим интересам. Формула проста: вступить в альянс с
наркоторгующими группировками - объявить войну наркотикам - установить
военно-политическое присутствие в регионе, куда наркотики направляются.
ЦАРИКЦ для США - это разведывательный и координационный
ресурс в регионе и платформа для подготовки кадров силовых ведомств; цена в 3,2
миллиона долл. - мизерная плата за то, чтобы знать всё, что знает Россия и
другие государства. В случае с ЦАРИКЦ США предлагает государствам сыграть в
чужую игру с краплеными картами. В эту игру выиграть невозможно.
Маловероятно, что российский внешнеполитический истеблишмент
в Кремле и в МИДе понимает американский замысел: в их действиях такого
понимания не прослеживается.
А в Средней Азии те, кто участвует в американской игре,
должны знать: их ждёт та же участь, что и Центральную Америку - роль
"пушечного мяса" на службе американским интересам, десятилетия
кровавых гражданских войн, отбрасывание в развитии на неопределённое количество
времени. Понимают ли лидеры среднеазиатских государств, в какую игру они
втягиваются? Хотят ли они для себя и своих государств такого будущего, каким
стало настоящее в Афганистане, когда нация истерзана одновременно радикальным
экстремизмом и иностранной оккупацией? Процесс "афганизации" Средней
Азии набирает обороты и до точки невозврата остаётся совсем мало времени. А
позиции руководителей государств Средней Азии вряд можно назвать устойчивыми:
наркомафия свергала и более стабильных лидеров. Государственный переворот
силами наркосетей в контакте со спецслужбами США, всеобщая резня и бесконечная
иностранная оккупация - вполне вероятное будущее для них для всех. imperiya.by
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.