Главная » 2011»Ноябрь»17 » СМИ: Транзитом через Турцию могут проехать 200 армянских фур в год
СМИ: Транзитом через Турцию могут проехать 200 армянских фур в год
01:16
Analitika.at.ua. 22 ноября в Ереване планируется проведение очередной,
второй, конференции в рамках проекта "Содействие армяно-турецкому
сближению". Союз промышленников и предпринимателей Армении (СППА) отвечает
за экономическую часть проекта, а руководит ею, являясь директором проекта по
бизнес-компоненте, Артур Казарян, который в беседе с корр. "ДЭ"
рассказал, как о собственно "Содействии", так и о проблемах
армяно-турецкого экономического сотрудничества.
– Что ожидается на ноябрьской конференции?
– В работе конференции примут участие от 30 до 35 турецких
бизнесменов и примерно такое же количество представителей армянских деловых
кругов. Пленарным заседаниям мы посвятим всего полдня, а все остальное время –
22 и 23 ноября – будут проходить встречи и визиты по типу B2B. После чего 24
ноября женщины-предприниматели обеих стран поедут в Гюмри на
"Ширак-экспо". Мы, конечно, понимаем, что за день-два невозможно
установить полновесные экономические контакты, но важно, чтобы был начат
диалог, после чего вполне возможны и деловые отношения и, соответственно, новые
контракты.
Отмечу, что мы не ограничиваемся какими-либо сферами
экономики, однако отметили определенные предпочтения. К приоритетным областям
относятся туризм, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительная
инженерия и стройматериалы. Добавлю, что третья конференция пройдет уже в
Турции, ближе к лету будущего года, а между ними будут организованы отраслевые
B2B, круглые столы в Турции и в Армении с более узким составом бизнесменов.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте содействия
армяно-турецкому сближению.
– Проект "Содействие армяно-турецкому сближению"
стартовал 1 октября 2010 года и рассчитан на два года. Осуществляется он
консорциумом четырех армянских организаций – СППА, Фондом содействия Евразия,
Ереванским пресс-клубом и Международным центром человеческого развития.
Финансируется проект правительством США. Интересно, что это первый такого рода
проект, который армянские организации осуществляют собственными силами. Но,
конечно, мы не могли бы его провести без партнеров в Турции: каждая из четырех
организаций ведет для реализации проекта партнерство с турецкими организациями.
Партнером СППА в Турции является TABDC.
Касательно уже сделанного отмечу в первую очередь
проведенную этим летом первую нашу бизнес-конференцию в Ереване. Ну, а главной
целью всех наших мероприятий является установление новых экономических связей.
Развивать бизнес-отношения между Арменией и Турцией сегодня важно еще и потому,
что нет никаких правовых документов, которые регулировали их между нашими двумя
странами. Единственное, что как бы "регулирует" наши взаимоотношения
– это законы бизнес-этики. Все это очень важно, тем более, что именно на
бизнесе сейчас завязаны в основном все наши отношения с Турцией.
– Справляется бизнес-этика со своей функцией?
– Если судить по тому, что между двумя странами есть немалый
товарооборот, значит, справляется.
– Как-то я общался с одним из армянских бизнесменов, работающим с
турками, и, по его словам, с турецкими бизнесменами можно работать и под
честное слово...
– В принципе, таким образом можно работать с
предпринимателями из любой страны. Главное здесь не гражданство или
национальность, а честность и репутация конкретного бизнесмена. Но мы на
конференциях, конечно же, не читаем бизнесменам лекции, а даем им базовую
информацию, и большая часть встреч посвящена как раз контактам B2B, что,
кстати, уже дает свои плоды не только в части чистого бизнеса. Скажем, в рамках
программы была создана Ассоциация туристических компаний (Association of travel
companies). В нее входят по четыре компании из Армении и Восточной Анатолии.
Ассоциация создана недавно, но уже выступала как единое целое на большой
международной туристической выставке в Ване, а в декабре они собираются вместе
выступить на аналогичной выставке и в Измире. Добавлю, что Ассоциация не
закрытая организация, и возможность присоединения к ней обсуждают другие
туроператоры с обеих сторон.
– Если не ошибаюсь, тогда же – в рамках первой конференции – шла речь и
об открытии авиарейса Ван-Ереван.
– Разговоры идут и сейчас, и все дело в технических
проблемах. Когда начались обсуждения по открытию рейса, турецкая сторона
отметила, что аэропорт в Ване пока не оснащен необходимой техникой для
международных рейсов, в частности, оборудованием для погранконтроля. Но вопрос
этот, добавили они, решится в короткие сроки. Другое дело, что пока не удалось
решить, какая авиакомпания будет осуществлять рейсы. Одна из компаний
согласилась предоставить самолет и обслуживать рейс, но настаивала на договоре
сроком как минимум на год, что не совпадает с желаниями организаторов рейса.
Отмечу, что в этом проекте активно участвует компания "Айанис",
являющаяся представителем Tursab в Ване. Причем Tursab-у делегировано
достаточно много правительственных полномочий, и потому в координации туризма
эта организация играет важную роль. Так вот, Tursab хочет организовать полеты
сроком на пять месяцев – на время туристического сезона с мая по сентябрь. Этот
вопрос продолжает оставаться у них одним из первых на повестке.
– Какова ситуация с армяно-турецким оборотом в последние годы?
– В 2010 году объем импорта турецких товаров в Армению, по
официальной статистике, составил 188 млн долларов, а экспорт всего – 1,23 млн. Причем
армянский экспорт в Турцию вырос за прошлый год на 2,7%, а турецкий импорт – на
19%. Таким образом, и без того огромная диспропорция в торговом балансе
продолжает расти.
– Что вывозят отсюда в Турцию и что в основном импортируем мы?
– Из Армении вывозят в основном необработанную кожу для
выделки, каучук и табак. А к нам везут практически все: трикотажные изделия,
бумагу, изделия из дерева, за исключением мебели, химтовары, в том числе марки
западных фирм, производимые в Турции по лицензии. Завозится и металлопрокат --
трубы, листы и т.д.
– И все это, естественно, идет фурами через Грузию?
– Вопрос достаточно наболевший. Согласно турецкому
законодательству, а скорее и не законодательству, а чьей-то директиве, кода
"АМ" в турецкой таможенной системе не существует. То есть в накладных
на товар Армения не может быть указана как страна-получатель. Чтобы обойти это
препятствие, турецкие экспортеры используют две накладные. Одну – с указанием
третьей страны (лишь бы вывезти товар из Турции), а другую -- для Армении.
Таким образом, как только экспедитор въезжает в Грузию, он просто рвет
грузинскую накладную и далее использует армянскую.
– Упоминая товарооборот, Вы использовали фразу "по официальной
статистике". А реальные цифры сильно отличаются от озвученных?
– Дело в том, что существуют очень много челноков, которые
привозят товар небольшими партиями самолетом. Поэтому есть определенный объем,
который физически невозможно отследить. На мой взгляд, даже с учетом
нерегистрируемого потока товаров оборот не составит больше 300 млн долларов.
Кстати, до мирового экономического кризиса, по официальной статистике,
армяно-турецкий товарооборот составлял 270 млн долларов.
– Какие, еще проблемы, помимо "технически" решаемых,
существуют в коммерческих отношениях между армянскими и турецкими
бизнес-партнерами?
– Проблема всех проблем – это эмбарго: официально армянская
продукция не может быть экспортирована в Турцию.
– То есть по закону нельзя?
– Знаете, один предприниматель, экспортировавший в Турцию
армянские продукты, очень долго судился по этому поводу и даже в конце концов
выиграл суд. Мне об этой истории рассказывали в Турции. Но судиться каждый раз
– не выход для бизнеса. Показательна и другая история, которая произошла на
наших глазах. Мы свели двух бизнесменов – армянского и турецкого, которые
провели переговоры по поставкам стройматериалов химической промышленности. Они
договорились о цене, а когда армянская сторона предложила заключить контракт,
турецкая сторона просто испугалась сделать это и предложила осуществлять сделки
исключительно наличными – "пожалуйста, приезжайте сюда, заплатите
наличкой, и мы вам отгрузим то, за что вы заплатили". Согласитесь, это уже
трудно назвать бизнесом – скорее похоже на базар.
Или еще один пример. Турки не впускают в свою страну
армянский транспорт вместимостью более чем 16 пассажиромест. Тут дело даже не
во вместимости, а в том, что большие автобусы имеют сзади по две пары колес,
два ската и считаются автобусами промышленного назначения. Хотя нет никакого
закона на этот счет, но, тем не менее, действует какая-то непонятная директива.
Я и сейчас нахожусь в контакте с турецкой стороной, организациями, которые тоже
пытаются выяснить, чья это директива. Например, мы недавно ездили на Ахтамар, и
вместо одного автобуса пришлось брать несколько микроавтобусов. Непонятно, что
меняет такой порядок – ведь все равно поехали.
– Таким образом, о том, чтобы армянские грузовые машины заезжали на
территорию Турции, и речи нет?
– Дело обстояло именно так, но недавно было получено
разрешение турецкой стороной на въезд 200 TIR-овских армянских грузовиков в год
в качестве транзита. В конце июня этого года соглашение было подписано, и 200
разрешительных бланков было передано армянскому представительству TIR через
офис ОЧЭС.
– Правомерно ли в рамках TIR право на такое квотирование?
– Турция часто присоединяется к разного рода международным
конвенциям с теми или иными оговоркам - о том, что то или иное положение не
распространяется на какие-либо страны или группы товаров. Тем не менее сейчас
мы хотим увеличить эту квоту, а также получить разрешение на рейсы в Турцию не
только транзитом, но и в качестве страны назначения.
– А какой реально объем необходим армянским транспортникам?
– Это мы собираемся выяснить. Но в любом случае транзит из
Европы через Турцию или обратно будет обходиться дешевле, чем сейчас при
паромных перевозках.
– Какую реакцию на препоны в армяно-турецком бизнесе можно наблюдать со
стороны турецких бизнесменов?
– Вообще, турецкие бизнесмены очень серьезно контролируются
правительством. МИД разрешит – поедут работать, не разрешит – вряд ли будут
рисковать. В качестве примера могу привести случай, когда полтора года назад
около 30 турецких компаний собирались приехать на "Армпродэкспо" и
даже внесли предоплату за участие в выставке. Но затем внезапно все как один
решили, что не могут участвовать в выставке. И никто из них не смог дать
внятного ответа, почему они не приехали. По-моему, в такой ситуации все
достаточно очевидно.
– Какие факторы влияют на настроенность турецких бизнесменов
сотрудничать с Арменией?
– Могу отметить географию. Бизнесмены из турецкой Анатолии –
Вана, Карса, Диарбекира – более склонны сотрудничать с армянским бизнесом, чем,
скажем, стамбульцы.
– По некоторым данным, практически все население Карса выступает за
открытие армяно-турецкой границы...
– И не только Карса, но и тех же Вана и Диарбекира. Вообще,
настроенность населения во многом зависит от местных властей. Ведь открытие
границы выгодно им с точки зрения экономического развития. Анкара должна понимать,
что в ее восточных районах постоянно накапливаются социальные проблемы, которые
время от времени они пытаются решить военным путем. А открытием границы эти
проблемы решатся экономически. Карен Арзуманян, express.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.