Главная » 2013»Апрель»3 » СМИ: Турция не решилась на тотальную блокаду Армении
СМИ: Турция не решилась на тотальную блокаду Армении
00:16
Analitika.at.ua. В субботу в ряде средств массовой информации появились
сведения о том, что Управление гражданской авиации Турции запретило
осуществление регулярных рейсов между Ереваном и Стамбулом.
Этому предшествовало решение турецких авиационных властей об
отмене назначенного на третье апреля нового авиарейса Ван-Ереван-Ван. Отказ от
авиаперевозок напоминал политический вызов. Вчера выяснилось, что Анкара
все-таки санкционировала осуществление рейсов по маршруту Ереван — Стамбул. Но
был ли дым без огня?..
Хотя сейчас многие и говорят о том, что информация о запрете
полетов в Армению была непроверенной и не соответствовала действительности,
есть немало фактов, доказывающих наличие вето, наложенного турецкими властями
на выполнение рейсов в Ереван. Тревожный сигнал поступил в пятницу. Что
произошло за выходные дни, понять пока трудно. Но в воскресенье "Боинг”
турецкой авиакомпании "Атлас Джет” приземлился в Ереване точно по расписанию. Турецкая
газета "Хюрриетт” подтвердила наличие запрета со стороны Управления гражданской
авиации Турции. Мотивация при этом приводилась странная. Источники поступившей
в газету информации утверждали, что причиной отмены рейсов стало банкротство
армянской авиакомпании "Армавиа”. Но дело в том, что кроме "Армавиа” рейсы по
маршруту Стамбул — Ереван — Стамбул выполняла еще и турецкая "Атлас Джет”, у
которой дела в полном порядке. Финансовые проблемы армянского авиаперевозчика
никак не могли сказаться на способности турецкой авиакомпании успешно выполнять
взятые перед армянскими партнерами обязательства.
Армянская фирма "Баграт-тур”, ответственная за рейс Ереван —
Стамбул — Ереван, еще в начале прошлой недели уведомила турецкую сторону об
уходе "Армавиа” с авиационного рынка и предложила, чтобы осуществляемые ею по
вторникам рейсы взяла на себя турецкая "Атлас Джет”, летающая в Ереван по
воскресеньям. Принципиальное согласие на этот счет было достигнуто. Все вопросы
уладили без трудностей в рабочем порядке. Но в пятницу вечером генеральный
директор "Баграт-тура” Баграт Навоян получил от ответственного сотрудника
авиакомпании "Атлас Джет” письмо следующего содержания: "Как следует из
документа, направленного нам генеральной дирекцией Управления гражданской
авиации Турции, рейс Стамбул — Ереван — Стамбул не может быть выполнен в связи
с международными отношениями. У нас нет разрешения от генеральной дирекции
Управления гражданской авиации Турции на осуществление рейса от 31 марта”. Заметим,
что рейс 31 марта должна была выполнять "Атлас Джет”, а не "Армавиа”. То есть
банкротство армянского авиаперевозчика тут абсолютно ни при чем. Позднее в ходе
переговоров турецкие партнеры предложили не считать процитированное выше письмо
официальным документом и пообещали прояснить ситуацию. Воскресный рейс
состоялся, хоть и был под угрозой срыва. Затем из Стамбула сообщили, что
решение о запрете рейсов действительно принято, и официальное письмо на этот
счет поступит из Управления гражданской авиации Турции в понедельник.
Руководство Управления гражданской авиации Армении все это
время продолжало избегать комментариев. Пресс-секретарь ГУГА Нелли Черчинян
была уполномочена тянуть время до вторника, ссылаясь на выходные. Армянские
дипломаты в воскресенье, несмотря на Пасху, тщетно пытались наладить контакт с
турецкими коллегами с целью понять, что же все это означает. К счастью,
ситуация в Стамбуле разрулилась еще до того, как политики успели дать ей
оценку. Стамбульский партнер "Баграт-тура” компания "Тауэр травл” в понедельник
получила от Управления гражданской авиации Турции официальное подтверждение
того, что выполнение рейсов на Ереван восстановлено. В документе отмечается,
что дана санкция на то, чтобы рейсы, которые прежде осуществляла "Армавиа”,
отныне выполняла "Атлас Джет”.
Так зачем же туркам было нужно затевать эту возню и лишний
раз напоминать Еревану о трудностях в двусторонних отношениях? По-видимому, это
было некое предупреждение Армении о том, что у Турции есть еще ресурсы
воздействия. Тысячи армянских семей живут благодаря челночной торговле с
Турцией, и закрытие рейса Ереван — Стамбул было бы для них катастрофой. Прямое
авиационное сообщение — последнее, что нас объединяет. Каким мог бы стать
следующий шаг, можно только догадываться. Запустив пробный шар, Эрдоган, судя
по всему, хотел прозондировать почву. Если бы запрет на авиасообщение не был
отменен, турецкий демарш, вероятно, вынудил бы руководство Армении отозвать
подпись из-под Цюрихских протоколов. Если бы мы сами отказались от протоколов,
Анкара избавила бы себя от серьезной головной боли. Но турки все-таки не
решились пойти на шаг, которым пригрозили.
Нет сомнений в том, что главным инициатором сомнительной
затеи был Азербайджан. Полагаю, не случайно запрет на осуществление рейса
поступил из Анкары буквально на следующий день после состоявшейся в Батуми
встречи министров иностранных дел Эльмара Мамедъярова и Ахмеда Давутоглу. В
Баку удовлетворены тем, что сумели вынудить турецкое правительство наложить
вето на установление прямого воздушного сообщения между Ереваном и Ваном. Но
некоторым бакинским политикам показалось, что этого мало и нужно требовать от
Анкары большего. Депутат азербайджанского меджлиса Расим Мусабеков на днях
подтвердил, что в повестке азербайджано-турецких переговоров действительно есть
вопрос отмены авиационного сообщения между Стамбулом и Ереваном. "У
Азербайджана вызывает обеспокоенность то, что уже 15 лет из Стамбула в Ереван
регулярно осуществляются авиарейсы. В год около 70 тысяч армян самолетами или
через территорию Грузии едут в Турцию. Разумеется, нам следует поднять этот
вопрос”, — заявил парламентарий накануне батумской встречи министров. Таким
образом, становится очевидным, что именно под давлением официального Баку
Анкара запускает пробные шары, призванные проверить реакцию Армении на
возможное возобновление тотальной транспортной блокады. Артем Ерканян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.