Главная » 2012»Октябрь»12 » СМИ: Украине выгоднее концессия портов, чем приватизация
СМИ: Украине выгоднее концессия портов, чем приватизация
13:27
Analitika.at.ua. Работу и развитие государственных портов в нынешних
экономических условиях может обеспечить только приход в них частных инвесторов
на условиях концессии. Об этом в материале "Портам – свободу, государству
– контроль" пишут "Экономические известия".
Издание отмечает, что портовая отрасль находится в кризисе.
В первом полугодии 2012-го транзитный грузопоток сократился на 16,5%, а доля
транзита в общем грузообороте морских портов опустилась с 50% до 35%.
"Проблемы украинских портов, находящихся в управлении
государства, трудно назвать уникальными. Например, в 1990 году, согласно
финансовому отчету Американской ассоциации портовых администраций, около 30%
портов работали в убыток. В то же время, 15 лучших портов США львиную долю
прибыли зарабатывали благодаря договорам аренды или концессии", - пишут
"ЭИ".
Издание отмечает, что и приватизация, и концессия в
состоянии обеспечить отрасль частными инвестициями, но их эффективность зависит
от конкретных экономических и политических условий страны. Применительно к Украине,
по мнению экспертов "ЭИ", предпочтительным вариантом развития портов
является концессия.
"Учитывая уже существующие интересы крупнейших
украинских ФПГ в отрасли, можно с уверенностью прогнозировать, что в случае
приватизации ситуация доминирования одной-двух групп обозначится очень быстро.
К тому же при допуске к приватизации украинских портов российского бизнеса,
судьба отечественных морских ворот как прямых конкурентов может быть очень
незавидной", - пишут "Экономические известия".
Концессия же, отмечает издание, позволяет государству
моделировать конкуренцию между разными инвесторами путем навязывания особых
условий концессионных контрактов. При этом государство оставляет за собой
возможность разрыва договора и проведения нового конкурса, если частный
инвестор не выполняет взятых обязательств по сохранению рабочих мест и
увеличению производства.
Также, отмечает "ЭИ", государство не теряет своего
права собственности на все основные фонды и не несет затрат на обслуживание
объектов хозяйственной инфраструктуры в портах.
Напомним, закон "О морских портах", принятый
Верховной Радой 17 мая 2012 года и подписанный Президентом Украины 27 июня,
вступит в силу летом 2013-го. Проект Стратегии развития морских портов сейчас
находится на согласовании в органах исполнительной власти, после чего документ
должен одобрить Кабинет министров.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.