Главная » 2012»Март»16 » СМИ: В Турции есть люди, готовые поднимать нелицеприятные для властей вопросы
СМИ: В Турции есть люди, готовые поднимать нелицеприятные для властей вопросы
17:44
Analitika.at.ua. Эксклюзивное интервью художественного директора Ереванского
международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Сусанны Арутюнян агентству
«Новости-Армения»
– Г-жа Арутюнян, не так давно в рамках Ереванского международного
кинофестиваля «Золотой абрикос» начался очередной прием заявок на участие в
армяно-турецкой киноплатформе? Какие изменения претерпела киноплатформа за
период своего создания, и какие новые тенденции вы могли бы отметить?
– Если сравнивать нынешние семинары в рамках армяно-турецкой
киноплатформы с первой встречей в 2008 году, то перемены будут разительными.
Тогда мы вообще не знали, каким образом вести диалог, как обсуждать вопросы,
связанные с нашим общим болезненным историческим прошлым, и как на это будут
реагировать участники из Турции.
Наш первый круглый стол, на котором присутствовало по 10
кинематографистов с обеих сторон, проходил нелегко; мы старались нащупать грани
общения, и базой для общего разговора стали кино и творчество. Разговор сам
привел к темам, которые волнуют обе стороны, потому что это та историческая
правда, в отношении которой в Турции действует цензура. Разные слои общества в
Турции воспринимают ее по-разному, а большинство просто отрицает. Вместе с тем,
в Турции сформировался круг людей, открытых для диалога. Наше внимание было
направлено на возможность совместного производства фильмов. Тогда это звучало
почти нереально, но так как с обеих сторон присутствовали люди опытные в
копродукции с другими странами, то этот опыт был перенесен на армяно-турецкую
платформу.
Через два года с небольшим, 12 апреля 2011 года, на
Стамбульском международном кинофестивале состоялась премьера первых пяти
фильмов, созданных в рамках киноплатформы. Это короткометражные и
документальные фильмы молодых режиссеров, совершенно разные по тематике, но
объединенные одной задачей – они поднимают вопросы, к которым ранее ни одна из
сторон не обращалась в подобном киноформате. Те же пять фильмов в прошлом году
были представлены и на «Золотом абрикосе», и на других фестивалях. Думаю, что
это был большой успех не только для нас и наших партнеров, но и для тех
организаций, которые поддержали нас с самого начала – Фонд сотрудничества
Евразия, Посольство США в Армении, Европейский культурный фонд и др.
Должна отметить один очень важный момент: нашим партнером,
без которого реализация проекта была бы невозможна, выступила прогрессивная
турецкая общественная организация Anadolu Kultur, которая занимается широким
спектром проблем нацменьшинств, а также реализацией различных исторических и
культурных программ. Кинопроизводство стало для наших партнеров совершенно
новой областью, но они были готовы к диалогу и общению с армянской стороной, и
они сумели очень оперативно найти ресурсы и поддержать производство этих
короткометражных фильмов.
За два года деятельности мы доказали, что невозможное -
возможно, а именно, что создание совместных армяно-турецких фильмов в принципе
реально. Но помимо констатации этого факта, налицо новые тенденции. К примеру,
полученные в прошлом году заявки свидетельствуют о возросшем интересе
профессионалов с обеих сторон к ко-продукции, а это означает, что мы вышли на
новую ступеньку профессионализма. Мы начали получать заявки от режиссеров и
сценаристов из диаспоры как армянской, так и турецкой. Следовательно, идеи
диалога и открытости созвучны кинематографистам, живущим не только по обе
стороны границы - в Армении и Турции, но и за их пределами.
– Повлияли ли каким-либо образом на сотрудничество в рамках
армяно-турецкой киноплатформы процессы в связи с законопроектом по
криминализации отрицания Геноцида армян сенатом Франции?
– Конечно, градус политических отношений очень влияет на
наше сотрудничество в рамках киноплатформы. И «замороженные» армяно-турецкие
переговоры, и ситуация вокруг законопроекта по криминализации отрицания
геноцида армян - все это осложняет нашу работу. В частности, режиссер фильма
"Соседи” Гор Багдасарян столкнулся с непреодолимой проблемой – запретом военных
властей снимать в приграничном с Арменией турецком селе и с жестким
психологическим прессингом. Но авторы фильма переориентировались в процессе
съемок и выстроили новую концепцию. В том-то и состоит отличие и суть
документального кино, что рассказанная история должна быть адекватна
реальности, которая нередко вносит свои коррективы в сценарий. Режиссеры должны
быть очень гибки в этом вопросе, понимать, что находятся «на передовой», и
поэтому должны быть готовы к любым сюрпризам и отвечать на самые различные
вызовы.
Но подобные трудности не смущают нас и наших партнеров, ведь
нам никто не обещал, что будет легко. Месяц назад мы объявили новый прием
заявок на 2012 год. Прошедшие отбор кинопроекты примут участие в семинарах и
питчингах, которые состоятся в апреле в рамках Стамбульского международного
фестиваля и в июле – в рамках Ереванского «Золотого абрикоса». Эти семинары
состоятся при поддержке Фонда сотрудничества Евразия и Европейского Союза.
Предусмотрено два гранта на развитие в размере 10 000 долларов США, которым
будут отмечены два лучших проекта. Мы уже получаем заявки, а о качестве и окончательном
отборе проектов в рамках киноплатформы можно будет поговорить чуть позже.
Наряду с этим на предстоящем «Золотом абрикосе» в рамках
киноплатформы ожидается премьера четырех новых полнометражных документальных
фильмов – все они проекты-призеры наших предыдущих семинаров. Это «Прогулка по
кварталам Стамбула» ливанского режиссера армянского происхождения Нигола
Безджяна по одноименной книге Акопа Пароняна, «Назад в Гюрун» Адрине Григорян,
«Рождественское путешествие» Артура и Нарека Бахтамянов и фильм «Замечательно,
просто прекрасно: из Битлиса в Америку» турецкого режиссера армянского
происхождения Лусин Динк. Она племянница Гранта Динка – главногоредактора еженедельника «Акос», убитого в
2007 году в Стамбуле. В основу фильма легли записи из личного дневника Вильяма
Сарояна во время его путешествия в Битлис в 60-ые годы.
– Какие отклики получила армяно-турецкая киноплатформа, и как это
повлияло на деятельность других кинематографистов?
– Нас нередко критиковали - и в связи с самой
армяно-турецкой киноплатформой, или, скажем, по поводу того, что турецкая
картина «Космос» стала победителем нашего фестиваля «Золотой абрикос» в 2010
году. Последнее - вообще нонсенс, так как приз присуждало международное жюри во
главе с Тором Фридриксоном. Нас же обвинили в приспешничестве, политической
конъюнктуре и во всех смертных грехах. Но по большому счету, многие из тех
фильмов, которые инициированы нашей программой, показывают отношение к культуре
других народов, проживающих в Турции, рассказывают о том, о чем ранее в Турции
никогда не говорилось открыто, они обращаются к историям, которые были и
остаются частью замалчиваемой трагедии, происшедшей не только с армянами, но и
с курдами, греками, аливи, представителями других национальностей.
В определенной степени я вижу нашу лепту и в том, что
сегодня в Турции появляются такие фильмы, как "Здесь и там”, продюсированный
Хусейном Карабеем. В этот фильм, состоящий из нескольких киноновелл, включена и
короткометражка «Болис» Эрика Назаряна – призера "Золотого Абрикоса” -2008. Так
вот именно здесь впервые в турецком кино прозвучало с экрана слово «геноцид».
Премьера фильма состоялась в 2011 году на Стамбульском кинофестивале.
Окаменевший зал впервые услышал публично произнесенное слово «геноцид», за что,
в принципе, раньше просто можно было угодить в тюрьму - ведь никто еще не
отменял в Турции статьи об уголовном наказании за упоминание геноцида.
– Недавно стало известно об аресте двух турецких кинодеятелей - Мизгин
Муджде Арслан и Озай Сагина, чьи фильмы и проекты были представлены на форуме
«Режиссеры без границ» и на фестивале в Ереване. Как сложилась их судьба?
– Муджде Арслан – режиссер и со-автор фильма «Затерянная
могила» - присутствовала на нашем самом первом круглом столе, затем была
активным участником армяно-турецкой киноплатформы. Проект этого фильма был
представлен на форуме «Режиссеры без границ» в 2010 году.
Фильм затрагивает курдскую тематику, нестабильную атмосферу
в Турции и призывает к миру. Надеемся, что премьера его обязательно состоится
на «Золотом абрикосе» в этом году. Авторы картины были арестованы 13 февраля и
проходили по делу «О союзе курдских общин» (KSK). После сообщения об аресте их
коллеги в Турции распространили через Интернет петицию с требованием отпустить
кинематографистов, к которой сразу же присоединилась армяно-турецкая
киноплатформа. К счастью, они были освобождены уже 16 февраля. Нужно отчетливо
понимать, что в Турции сегодня есть круг интеллектуалов, достаточно бесстрашных
людей, готовых поднимать нелицеприятные для властей вопросы.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.