Analitika.at.ua. Про сумгаитские погромы 1988 годав Армении снят фильм «Из двух миров на
память», в основе которого лежит реальная история, произошедшая среальными людьми. NEWS.am
удалось взять интервью у немецкого сопродюсера фильма Саара Кошмана. Кошман
родился в 1971 году в Ереване. В 20 лет эмигрировал в Германию. Окончил
Берлинскую киношколу и с тех пор работает в европейском кино. По его словам, он
многократно приезжал в Армению, но не решался браться за совместные с Арменией
полнометражные проекты:
– Почему была выбрана именно эта тема?
– Я выбрал именно этот сценарий, потому что, во-первых, я
армянин, во-вторых, я - еврей. И, естественно, тема геноцида не может быть мне
чуждой. Особенно, если она показывается глазами ребенка. Конечно, не последнюю
роль сыграло и то, что я достаточно давно знал режиссера фильма - Нику Шек. Мы
с ней сделали до этого много короткометражных и документальных фильмов. Фильм
называется «Из двух миров на память». Это история маленькой девочки, основанная
на реальных событиях. Сценаристы: Ника Шек и Карине Вердян. История происходит
в условном городе Советского Азербайджана. Оба родителя нашей героини Ашен -
армяне. Но они в разводе и периодически выкрадывают ребенка друг у друга. На то
время, пока Ашен живет у отца, его вторая жена - русская, становится для Ашен второй
матерью. Не буду рассказывать все подробности, скажу только, что как только
Ашен смиряется с тем, что у нее 2 мамы вместо одной, война (сумгаитские
события), отбирает у нее их обеих... Финал рассказывать пока не будем. На
данном этапе, фильм находится на стадии монтажа.
– Затрагивает ли фильм вопрос о виновниках погромов армян в Сумгаите? Советская
власть, национальная ненависть, религиозная нетерпимость?
– Виноватых среди людей - имею в виду простых людей - в
фильме нет. У нас вообще нет однозначно плохих или однозначно хороших героев. Есть
обычные люди. Со своими минусами и плюсами. И есть ребенок, чьи глаза прекрасно
видят всех, вне зависимости от их национальной принадлежности. Мир ребенка,
строящийся подобно Вавилонской башне, вдруг, подобно ей же, распадается... по
причине, неведомой и непонятной ребенку, люди начинают говорить на разных
языках. Но от фактов мы не уходим. В фильме показана резня, и конкретно
показано кто именно ее начал. Кто виноват, понимает, скорее, зритель. Ребенок
же - лишь сканирует, переживает и запоминает. Фильм посвящен жертвам
международных конфликтов.
– Вы сказали, что в фильме показана резня, то есть вы хотите сказать,
что фильм насыщен спецэффектами?
– Спецэффектов там, как раз не много. Почему-то мы уже не
привыкли даже, а скорее смирились с тем, что если война - то кровь, взрывы,
чернуха! Мы поставили себе иную цель - вызвать страх и ужас перед насилием, не
показывая самого акта насилия. Вызвать у зрителя мурашки по спине от сцены
убийства, не показывая сам момент агонии и т.д. Это гораздо страшнее, чем море
крови с экрана.
– Вы отметили, что сегодня кино завалено кадрами резни, и я бы добавил,
что тренд задают фильмы про зомби, маньяков с пилами, разрезающих людей, и этот
жанр, судя по кассовым сборам, стал частью развлекательного кино во всем мире. Есть
ли надежда, что в особенности молодежь, пойдет в кинотеатры смотреть этот
фильм?
– Хороший вопрос. Это больная тема для киношников как в
Армении, так и в Европе. Но есть одна большая разница: у киношников Европы (я
имею в виду не киношников-бизнесменов, которые делают фильмы подобные «Пиле», а
киношников думающих), есть гораздо больше шансов найти финансирование под такое
кино, а так же реализовать его. Более того, если получается хороший фильм, то
он будет показан по всем ведущим телеканалам. Дело в том, что все это зависит
от государственного подхода к кино, от того, насколько государство осознает всю
мощь воздействия киноискусства на огромные массы.
– А как состояло дело с кастингом? Есть ли в фильме актеры из Армении,
или из Германии, и где была снята лента?
– Фильм снимался в Ереване и Карабахе. Роль Ашен сыграла
Анжелика Машурян, ученица школы им. Карена Демирчяна, которую мы выбрали из
165-и детей, пробовавшихся на эту роль. У этой девочки можно поучиться! Это был
самый стойкий, трудолюбивый и искренний член съемочной группы! В фильме так же
были задействованы актеры театров им. Станиславского, Драматического и театра
им. Э.Элбакяна. Особо хотелось бы выделить потрясающую актрису Наиру Шахирян. И
еще одна девушка стала для нас открытием - Леона Прохоренко, исполнившая роль
русской мамы Ашен. Она не имеет ничего общего с искусством, очень далека от
кино, но поистине, не побоюсь этого слова - гениальна! К сожалению, она и после
съемок ничего не хочет слышать о кино. Сниматься она согласилась только потому,
что сценарий очень понравился. Но как заявляла до съемок, что это будет в
первый и последний раз, так и сейчас твердит то же самое. Нам безумно повезло
так же с оператором - Таммам Амза (из Сирии) и со звукорежиссером Анной
Дроженко.
– В каких странах намереваетесь показать фильм? Когда будет премьера и
где? Где основной рынок, это Армения, или, все-таки, в Европе тоже
заинтересуются?
– Переговоры ведутся чуть ли не с начала подготовительного
периода. Дело в том, что мы в основном готовим фестивальную судьбу фильма. У
нас не такие высокие амбиции, чтобы считать, что мы соберем кассу в той или
иной стране. Деньги на кино зарабатывает только Америка. Сейчас еще и Россия
начинает. Наша же цель в основном - делать искусство, стараться говорить о
наболевшем посредством кино. Это еще один фактор того, почему я считаю, что
проект заслуживает особого внимания в Армении. Ведь он будет представлен на
многих кинофестивалях, во многих странах. Еще есть мечта - добиться того, чтоб
фильм попал на передачу Гордона «Закрытый показ».
– Я хотел бы спросить и про политическую подоплеку и опасности проекта.
В Германии есть многомиллионная турецкая диаспора и активизирующиеся под их
крылом азербайджанцы, не думаете, что начнут против вас действовать,
угрожать... и тому подобное?
– По поводу угрожать, не уверен... Меньшинства эти, конечно,
есть, просто здесь это все, во-первых, «завернуто в красивую бумажку», а
во-вторых, шансов на массовую агрессию у них нет. Здесь, все-таки, свободная,
демократическая страна, в которой все привыкли напрямую задавать друг другу
вопросы (будь то в прессе или посредством фильма) и так же цивильно на них
отвечать. Но во многом именно заданный Вами вопрос и помог мне убедить немцев
вложить деньги в проект. Не только ведь я, но и они частенько видят, например,
свои роддомы, в которых 9 младенцев из 10-и – темненькие, или, скажем, курсы по
изучению немецкого языка, где в группе из 24-х учащихся 23 турка и один поляк.
– А когда будет премьера и на каком фестивале?
– Это зависит от того, когда нам удастся, наконец, найти
оставшиеся финансы. На самом деле это смешная сумма для кинопроизводства, речь
идет о каких-то 30 000 долларов.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.