Пятница, 29.11.2024, 04:08
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Октябрь » 13 » Снять с Шуши позорную пелену мугама
Снять с Шуши позорную пелену мугама
20:27

Analitika.at.ua. На международной конференции, прошедшей недавно в Шуши, прозвучало немало интересных выступлений. Доклад на тему: "Шуши как духовно-культурный центр Арцаха и Закавказья по оценкам  русской историографии", прочитанный преподавателем АрГУ и университета "Григор Нарекаци", начальником отдела по вопросам беженцев и переселенцев Управления миграции Министерства соцобеспечения и труда НКР Элины Мхитарян, заслуживает особого внимания. В докладе подчеркнуто, что результаты проводимой информационной войны формируют мнение мирового сообщества, что в свою очередь влияет на процесс урегулирования карабахского конфликта. Поэтому не следует сидеть "сложа руки" и позволять азербайджанской стороне наводнять информационное поле фальсифицированной, лживой информацией. Помимо популяризации собственной истории, объективную реальность следует представлять также посредством иностранных источников, убежден докладчик. "Столица мугама" - так представлен армянский культурный центр Шуши в известной энциклопедии "Британик". К сожалению, многие престижные международные журналы и сборники пользуются азербайджанской псевдонаучной, вымышленной информацией, констатирует Э. Мхитарян. Русская историографическая литература не раз обращалась к Шуши - и с военно-стратегической, и духовно-культурной точек зрения. Э. Мхитарян проанализировала произведения досоветской эпохи и условно разделила их на следующие группы: - сборники, календари, периодические журналы, ежегодники, государственные документы; - свидетельства путешественников, в том числе представителей искусства и литературы: - исследования отдельных авторов. По словам докладчика, после того, как часть Армении, в том числе Арцах и Шуши (который был центром Карабахского ханства, а после преобразования последнего - уездным центром), перешла под владение царской России, русская научная мысль больше стала носить исследовательский характер. Результаты подобных исследований в основном размещались в периодических журналах, специально издаваемых сборниках и государственных ведомостях. В этих ведомостях и сборниках в основном акцент ставился на статистических данных: так, в 1851 году по данным "Кавказского календаря" в Шуши проживало 15194 человека, в 1883 г. - 25656 человек, из них 56,5% - армяне, 43,2% - татары, а остальные - русские и евреи. А по данным всероссийской переписи населения 1897 г., в городе Шуши проживали 25881 человек, из которых 14356 - армяне, а 10809 - татары. Между тем азербайджанские историки представляют совершенно иные данные - 1111 азербайджанских семей непонятного происхождения и только 421 армянская семья. В 1861 г. "Кавказский календарь" представил статистические данные телеграфов Кавказа, где было отмечено, что телеграф есть и в городе Шуши, а руководит им армянин Дмитрий Шахназаров.  По сфере просвещения докладчик приводит следующие данные: в 1830 году в городе была открыта уездная школа, в 1838 г. - семинария, в 1876 г. - городское и начальное училища, в 1880 г. - шестилетнее реальное училище, и только в 1886 г. - русско-татарская школа. Первая женская армянская школа "Мариамян" открылась в 1894 г., а первая русско-татарская женская школа, усилиями врача А. Мехмендарова, открылась только в 1912 г. Это важные факты, которые говорят об армянском происхождении города и которые подтверждают также русские источники. Относительно Шушинской государственной уездной школы, которая в качестве государственной городской школы действовала до 1920 г., один из известных русских исследователей отмечает, что в этой школе учились преимущественно армяне.  Шушинская реальная школа была одной из 810 реальных школ кавказского учебного округа, где в 1898 г. обучались 334 учащихся. Заслуживает внимания их национальный состав: 262 - армяне, 50 - азербайджанцы. Об открывшейся в конце 19 века в Шуши русской женской школе "Маринской" также сохранились интересные статистические данные: в 1898 г. из 257 учениц школы 240 были армянками, 14 - русскими и только 2 - татарки. Причем заслуживает внимания тот факт, что в данном издании нет слова "азербайджанец", а фигурирует только слово "татарин". Далее докладчица отметила, что в 60-х годах 19 века в Шуши переживало расцвет армянское театральное искусство. Первые представления проходили в зале епархиальной школы. Даже Ф. Шушинский - азербайджанский историк-фальсификатор, был вынужден признать, что первое театральное представление состоялось в 1848 году совместными усилиями армянской и русской интеллигенции. О театральной жизни Шуши газета "Новое обозрение" писала: "Здесь не очень давно (весной 1891 г.)  благородным гражданином Г. Хандамировым (Хандамирян) был построен театр, где уже ставятся любительские представления. Билеты, несмотря на сравнительно высокие цены, реализуются мгновенно". Переживало расцвет также музыкальное искусство: в 1870-80 годах в Шуши открываются музыкальные салоны. "Новое обозрение" обстоятельно описывает состоявшийся 3 августа 1893 г. концерт известного армянского певца Нерсеса Шахламаняна, выпускника итальянской школы вокала. Этот концерт состоялся восемью годами раньше первого восточного концерта, состоявшегося также в Шуши (это отмечает и Ф. Шушинский). Здесь ставились музыкальные представления, современные мюзиклы. В конце 19 века Шуши стал музыкальным центром Закавказья: "Шуши снабжает Закавказье музыкантами и певцами, это чудесная родина поэзии, музыки и песни, она служит консерваторией для всего Закавказья". Слава о Шуши как колыбели поэтов и певцов была столь распространена, что известный русский поэт Сергей Есенин в одном из своих писем делает вывод: "Если не поет, значит не шушинец". Более того, получившие образование за рубежом и вернувшиеся в родной город армянские музыканты, артисты и другие представители культуры и просвещения своим трудом и примером создали благодатную почву и для развития местного мусульманского искусства: только спустя годы для местных мусульман были даны первые театральные представления и концерты восточной музыки, между тем как современная, а также азербайджанская историография советского периода, фальсифицируя историю, представляет Шуши миру как "кузницу азербайджанской музыки", поэтому у некоторых иностранных историков Шуши ассоциируется с мугамом. К сожалению, один из самых престижных и распространенных современных электронных научных ресурсов "Википедия" также связывает Шуши с мугамом. Это - одно из наших серьезных поражений в информационной войне, с болью отмечает Э. Мхитарян. Сведения о Шуши сохранились в записях, дневниках и трудах разных путешественников. Город особенно детально описан русским художником Василием Верещагиным. Художник посетил Шуши в мае 1865 г. и прожил здесь почти два месяца. Он собирал материал для своих этюдов. "Город Шуши вообще отличается от других кавказских городов... Здесь дома прямые, красивые, высокие и украшены многочисленными красивыми окнами. Улицы вымощены камнем, крыши... европейского стиля". Верещагин, сравнивая армян и татар, отмечает, что армяне преимущественно образованны, а татары - нет... "На Кавказе, как и повсюду, армяне играют прогрессивную роль, а татары - консервативную, да и вообще роль тормозящего элемента". "Общественная жизнь отсутствует, - отмечает художник и поясняет, - поскольку отношения между армянами и татарами напряжены, а русские, которые могли бы сыграть роль посредника, в основном находятся на должностях и эту роль на себя не берут". Художник сравнил роль евреев в Европе с ролью армян в Шуши, да и во всем Кавказе, в развитии культурной и экономической жизни. Однако не все представители русской историографии столь беспристрастны: речь, в частности, о так называемой "черной сотне", видным представителем которой был В. Величко. Вот, например, как он описывает гнев армян в связи с посягательствами на их духовную самостоятельность: "12 сентября 1903 г., когда церковное имущество сдавалось государству, армяне в Шуши, исстари известные своим непостоянством и дерзостью, подняли большой шум и двинулись к дому уездного начальника - их удалось разогнать при помощи войска". Позиция подобных "историков", говорит докладчик, отчасти является  выражением попустительства российской державы, преследующей далеко идущие цели. Враждебное отношение татар к армянам уже в 1920-х годах практически вылилось в геноцид армян в Шуши. Таким образом, заключает Э. Мхитарян, если русские исследователи на начальном этапе рассматривали Шуши с военно-стратегической точки зрения, оценивали его политическое значение, то уже в середине 19 века их стала интересовать и культурно-образовательная жизнь города. Свидетельства русских ученых позволяют нам на основании "незаинтересованных" источников говорить об армянском происхождении Шуши и о том, какую большую роль он сыграл в деле развития культуры на Кавказе. Сегодня каждый армянин, каждый представитель армянской государственной, политической, научной сферы должен сделать все возможное, чтобы снять с Шуши позорную пелену мугама, чтобы мир узнал об армянском происхождении города-крепости, заключает Э. Мхитарян. Сусанна БАЛАЯН, «Азат Арцах».

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1011
Календарь новостей
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru