Пятница, 29.03.2024, 13:47
Главная » 2010 » Декабрь » 29 » События космического масштаба-2010
События космического масштаба-2010

Analitika.at.ua. За 2010 г. было опубликовано несколько сотен космических новостей: ученые осознали, что первопроходцы Красной планеты едва ли смогут вернуться на Землю, что Вселенная не одна и инопланетяне - представители совершенно уникальной формы жизни, - уже обитают на нашей планете. Самые интересные и значимые из этих событий попали в итоговый список.

Утрата года

Более неудачного совпадения придумать было нельзя - в конце осени Дмитрий Медведев уверенно заявляет о том, что орбитальная группировка ГЛОНАСС будет развернута полностью до конца года. А менее чем через месяц мечта президента бесславно тонет в Тихом океане вместе с ракетой-носителем "Протон-М".

Три спутника "Глонасс-М" планировалось вывести на орбиту 5 декабря. После их ввода в строй навигационная система впервые обеспечила бы покрытие всей поверхности Земли. Однако этого не произошло - спустя десять минут после старта ракета отклонилась от намеченного курса, и через несколько часов ее груз упал неподалеку от Гавайских островов.

Межведомственная комиссия выяснила причины аварии. Роковой ошибкой стала заливка чрезмерного количества окислителя при заправке разгонного блока ДМ-3, который, кстати, использовался на "Протоне" впервые. При этом разницу в уровнях топлива не удалось выявить до запуска из-за отсутствия предстартовых проверок разгонного блока на Байконуре. В итоге, из-за превышения расчетного веса головной части ракеты, состоящей из разгонного блока и спутников, ракете-носителю не хватило энергетики для выведения космических аппаратов на необходимую орбиту.

Незадолго до Нового года генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич заявил, что в будущем году в космос будет запущено до пяти навигационных спутников. Кроме того, запуск усовершенствованного аппарата "Глонасс-К" также запланирован на 2011 год.

Вселенные

В течение 2010 г. было получено сразу несколько подтверждений того, что наша Вселенная является не единственной.

Астроном Саша Кашлинский из Годдардовского центра космических полетов NASA обнаружил в космосе, помимо темной энергии и темной материи, еще и "темный поток". Согласно гипотезе ученого, этот поток вызван существованием других вселенных, которые взаимодействуют с нашей. Кашлинский предполагает, что изначально Вселенная напоминала пену со множеством пузырей. Потом один их этих пузырей (наша часть Вселенной) взорвался и стал быстро расширяться. При этом он по-прежнему взаимодействует с другими пузырями, что вызывает движение галактических скоплений или тот самый "темный поток".

Теорию развили исследователи из лондонского Университетского колледжа. Они обнаружили точки соприкосновения нашей Вселенной с иными не видимыми глазу вселенными. Фактически, речь идет о первом нетеоретическом доказательстве так называемой теории струн, которая до сегодняшнего дня лишь умозрительно доказывала существование параллельных миров. Открытие было сделано в ходе изучения распределения в космосе реликтового микроволнового излучения, сохранившегося после Большого взрыва. Оно содержит особые зоны, характеризующиеся повышенной температурой. "Мы, видимо, имеем здесь дело с космическими пробоинами, образовавшимися в результате соприкосновения нашего и параллельных миров", - заявил профессор Стивен Фини, один из руководителей исследования.

Суперземли

Именно в прошедшем году был совершен настоящий прорыв в деле поиска и идентификации экзопланет. Благодаря работе орбитального телескопа Kepler количество открытых "суперземель" превысило 400, и астрономы NASA уверяют, что уже в будущем году эта цифра удвоится. Наиболее ярким событием стала находка первой потенциально обитаемой экзопланеты. Она находится за пределами Солнечной системы, около звезды-красного карлика Gliese 581, расположенной в 20 световых годах от нас, в созвездии Весов. По массе она превышает Землю всего лишь в три раза.

Это первая открытая планета с твердой поверхностью и водой - важнейшим фактором существования жизни. Кроме того, ученые сообщили об открытии еще двух планет около Gliese 581 (ранее были обнаружены четыре), что делает эту планетную систему самой густонаселенной среди известных. Первая с массой в семь масс Земли обращается на расстоянии 0,758 астрономической единицы (эта единица равна среднему расстоянию от Солнца до Земли) с периодом 433 дня. Вторая с массой в 3,1 раза больше массы Земли обращается на расстоянии 0,146 астрономической единицы с периодом 36,6 дня.

Марсианская миссия не вернется

Первопроходцы Красной планеты, вероятнее всего, никогда не вернутся домой. К такому выводу пришли американские специалисты в области космологии Дирк Шульце-Маркуш и Пол Дэвис. Они подсчитали, что львиная доля расходов и времени при подготовке марсианской миссии тратится именно на проработку возможностей и механизмов возврата экипажа домой. Только отказ от идеи вернуть космонавтов первых экспедиций на Землю сможет в несколько раз ускорить организацию такого полета, считают космологи. Лишь в этом случае первая полноценная миссия на Марс состоится в перспективе двух десятилетий.

"Чем, в сущности, подобное путешествие отличается от первых плаваний европейцев на Американский континент? Колонизаторы отправлялись в поход, практически не питая иллюзий по поводу потенциального возвращения. Они были готовы остаться в новых землях навсегда", - рассуждает Пол Дэвис. При этом речь не идет о бессмысленных жертвах. Ученые убеждены, что первые "марсиане" смогут организовать на планете лагерь, который будет пополняться другими жильцами. Новые пришельцы будут привозить на Марс все больше необходимого оборудования, постепенно колония разрастется.

Космологи даже придумали, где именно на Красной планете должны селиться первые колонизаторы. Дело в том, что марсианский ландшафт богат горными участками, здесь расположено множество глубоких пещер. Эти естественные убежища представляются идеальным местом для построения жилищ людей. "Лучше всего использовать ледяные пещеры. Здесь можно добывать воду и кислород, к тому же эти укрытия защитят миссионеров от ионизирующего и ультрафиолетового излучения. Ведь на Марсе нет атмосферы как таковой, только озоновый слой", - считает доктор Шульце-Макуш, доцент кафедры физики в Университете Вашингтона.

Карта темной материи

Группа ученых NASA использовала телескоп Hubble для того, чтобы составить карту темной материи в массивной группе галактик Abell 1689 - крупнейшем скоплении, удаленном от Земли на 2,2 млрд световых лет. Астрономы рассматривают это уникальное скопление в качестве своеобразной гравитационной линзы. Из-за гигантской массы в этом участке космоса излучения от галактик специфически преломляются.

Графическое распределение материи в этом скоплении позволило создать его карту в достаточно высоком разрешении. Одним из важных открытий стало то, что количество темной материи в центре скопления галактик гораздо больше, чем ученые могли рассчитать теоретически. Новые данные могут помочь лучше понять, какую именно роль играла темная материя на ранних этапах развития Вселенной. К примеру, весьма вероятно, что крупные галактические скопления сформировались раньше, чем считалось.

Звезд больше, чем мы думали

Астрономы из Йельского университета подсчитали количество звезд в восьми эллиптических галактиках, находящихся в ближайшей окрестности к Млечному Пути. Оказалось, что до 80% такие звездные скопления состоят из красных карликов - самых долгоживущих на свете звезд возрастом в 10 млрд лет и больше. Если проверить все это дело арифметикой, учесть и спиральные, и эллиптические галактики, то получается, что звезд в нашей Вселенной в три раза больше, чем астрономы считали до настоящего времени. Причем речь идет именно о серомных по массе звездах, вокруг которых вполне могут формироваться планеты земного типа. А значит, это открытия как минимум троекратно повышает вероятность обнаружения жизни во Вселенной.

Пришельцы уже на Земле

Расширили горизонты поисков внеземных цивилизаций и астробиологи NASA, буквально взорвавшие информационное пространство своим сообщением об открытии принципиально новой формы жизни на нашей планете. В соленом калифорнийском озере Моно ученые нашли бактерии, которые способны использовать ядовитый мышьяк вместо фосфора, "встраивая" его даже в молекулы ДНК.

Подобные формы жизни могут населять объекты на холодных окраинах Солнечной системы, например, на спутниках Сатурна или Юпитера, выразил мнение Стивен Беннер - почетный член Фонда прикладной молекулярной эволюции, финансирующего работы в области биохимии. "Реакционная способность мышьяка, негативно влияющая на стабильность биологических молекул при комнатной температуре, может оказаться полезной в том случае, если функции должны выполняться при низких температурах, таких, например, как на спутниках гигантских планет", - заявил Беннер, выступая на пресс-конференции в штаб-квартире NASA. utro.ru