Пятница, 23.02.2024, 05:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Январь » 28 » Сочинская встреча - шаг вперед в направлении разблокирования Турцией границы с Арменией
Сочинская встреча - шаг вперед в направлении разблокирования Турцией границы с Арменией
00:10

Analitika.at.ua. Власти Турции на всем протяжении активизации диалога с Арменией не перестают требовать от Армении увязывания данного процесса с карабахским урегулированием или, как минимум «прогресса» в этом вопросе. При этом Анкара имеет как минимум две причины, обосновывающие ее позицию. Это требования «младшего брата» Азербайджана, как всегда желающего загрести жар чужими руками, и что намного важнее требования существенной части собственного электората, настроенной традиционно протюркски.

 

Состоявшаяся 25 января в сочинской резиденции российского президента Медведева трёхсторонняя встреча лидеров Армении, Азербайджана и России оказалась в этом плане вполне результативной, причем в первую очередь именно для Турции. Конкретный итог встречи в том, что была согласована преамбула будущего документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. На первый взгляд может показаться, что это сугубо технический вопрос. Однако в контексте требований Анкары о достижении в переговорном процессе по Карабаху хоть какого-то прогресса, данный документ приобретает для внутреннего пользования турецкими властями неоценимое значение. При этом, говоря объективно, следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет, в течение которых ведутся переговоры между президентами Армении и Азербайджана в рамках Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских принципов, сколько-нибудь серьёзных подвижек в вопросе согласования сторон текста базовых принципов не было. Подтверждением данного тезиса является заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова, сделанное сразу же после окончания сочинских переговоров. «Армения и Азербайджан подготовят свои предложения о документе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а преамбула этого документа согласована. Переговоры из абстрактного русла перешли в конкретное, и все предложения, выработанные в рамках Минской группы ОБСЕ, были подробно обсуждены на встрече», - заявил глава российского МИДа. А российский сопредседатель Юрий Мерзляков сообщил, что «Ереван и Баку в течение двух недель представят свои предложения относительно тех положений Мадридского документа, по которым у сторон пока еще нет взаимопонимания».

 

Реакция Анкары была незамедлительной и на следующий же день после сочинской встречи министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, выступив по одному из частных турецких телеканалов, заявил, что «между Азербайджаном и Арменией отмечен прогресс в разрешении карабахской проблемы». В то же время, что немаловажно, министр отметил, что отношения между Турцией и Арменией должны строиться в соответствии с духом подписанных протоколов, заявив, что было бы неверным включать некоторые элементы в текст уже согласованных протоколов. Учитывая, что в тексте Протоколов карабахский процесс вообще не упоминается, данная реакция Давутоглу как нельзя лучше отобразила реальную ситуацию вокруг армяно-турецких противоречий, особенно в контексте практически параллельных визитов Сергея Лаврова и турецкого премьера Эрдогана в Ереван и Москву. Если же при этом добавить тот факт, что президент НКР Бако Саакян, также хранящий продолжительное молчание, избрал местом своего заслуженного двухнедельного отдыха почему-то заснеженную Москву, данная цепочка событий приобретет логическое обоснование.

 

Сочинской встрече президентов, и достижению пресловутого «прогресса», которого так жаждала Анкара, предшествовал ряд знаковых событий и заявлений, также вполне укладывающихся в эту цепочку. Следует отметить, что внешнеполитическое начало 2010 года получилось достаточно бурным. И уже с 5 января произошел ряд событий, знаковых как для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, так и для процесса нормализации армяно-турецких отношений. При этом понятно, что взаимосвязанность между этими процессами в хорошем смысле все же существует. В этом контексте, хронология этих событий приобретает крайне важное значение, для того, чтобы можно было проанализировать истинное значение и цели сочинской встречи президентов.

 

Так 5 января президент Турции Абдулла Гюль заявил, что нормализация отношений Анкары и Еревана не имеет никакого отношения к членству Турции в ЕС, подчеркнув, что определенные европейские силы оказывают давление на Турцию, полагая, что нерешенная пока что проблема с Арменией препятствует вступлению этой страны в ЕС. После чего, 11 января стало известно, что госсекретарь США Хиллари Клинтон встретится с представителями армянской общины США для обсуждения армяно-турецких протоколов. 12 января произошло достаточно знаковое событие, когда Конституционный суд Армении с существенными оговорками принял решение, согласно которому, подписанные 10 октября в Цюрихе армяно-турецкие протоколы соответствуют Конституции РА. Крайне важно, то, что ответом на данное решение КС, раскритикованное как в Турции, так и в Азербайджане, стало заявление сделанное 13 января в Лондоне министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу. Отвечая на вопрос, ратифицирует ли Турция армяно-турецкие протоколы без предусловий, он не нашел ничего лучшего, как отметить, что «В этом вопросе наше правительство делает все, что возможно». В то же время, премьер Эрдоган, выступая после встречи с российским премьером Путиным, никак не отреагировал на заявление последнего о том, что увязывание процессов урегулирования карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений нецелесообразно с тактической и стратегической точек зрения. Впрочем, на жесткое заявление Путина Эрдоган ответил лишь по возвращении домой в интервью газете Sabah, в котором повторил свои заявления о предусловиях. После чего посетивший Армению 14 января Сергей Лавров в очередной раз заявил, что связывать процессы урегулирования карабахского конфликта и армяно-турецких отношений некорректно, заверив армянского коллегу, что Россия не ставит собственные энергетические интересы выше прав народа Нагорного Карабаха. Практически в унисон заявлению Лаврова прозвучало аналогичное заявление посла Франции в Армении Сержа Смесова, отметившего, что «Процесс переговоров вокруг Нагорного Карабаха не следует связывать с процессом нормализации армяно-турецких отношений». А 18 января по приглашению президента РФ президент Армении посетил Москву, где в ходе их встречи был обсужден вопрос проведения трехсторонней встречи с участием президента Азербайджана.

 

На этом фоне, если не считать уже ставших привычными информационных утечек алиевского агитпропа, поражает упорное молчание официального Баку, в частности, обычно столь щедрого на комментарии МИДа этой страны. После сочинской встречи из Баку пока что последовало лишь заявление одного из придворных политологов Ильхама Алиева Расима Мусабекова, расценившего заявление главы МИД РФ Лаврова о том, «что согласована преамбула документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта», как «несерьезное». «С таким же успехом стороны переговоров могли бы указать согласованность заголовка договора или точки в конце предложения. То есть, это еще ни о чем не говорит», - заявил он. Более того, традиционно не скупящийся на воинственные заявления типа «Азербайджан никогда не смирится…», президент этой страны Алиев в преддверии сочинской встречи как-то сник и не побряцал привычно оружием даже в своем новогоднем обращении. При этом, известно, что Ильхам Гейдарович на которого давили со всех возможных сторон, как-то особенно и не рвался ехать в Сочи, понимая, что Азербайджану в отличие от Турции ждать от этой встречи, собственно, нечего. При этом, понятно, что Армении, не уступающей своих позиций в карабахском конфликте, и при этом получающей усмиренную Турцию, сочинская преамбула в целом выгодна, так как она стала очередным шагом на пути разблокирования Турцией армяно-турецкой границы. Однако в данном случае, Алиеву, как, впрочем, и Эрдогану пришлось поубавить необоснованные амбиции и пойти навстречу РФ, США и Европе, заинтересованным в разблокировании Турцией границы с Арменией стратегически. Разница лишь в том, что турецкий премьер после встречи в Сочи получил требуемый Анкарой «прогресс» в карабахском процессе, который посредством Ахмета Давутоглу уже начал предъявляться турецкому электорату, что крайне важно для правящей АКП в контексте парламентских выборов 2011 года. А пожизненный президент АР Алиев в результате этой встречи разве что покатался на лыжах и «Буране» в обществе президентов Армении и РФ.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 504
Календарь новостей
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru