Analitika.at.ua. Идея прокладки стратегически важной автомагистрали Сотк
(Армения) – Карвачар (Арцах) возникла давно, и не на пустом месте. Собственно,
дорога была, правда, в очень неблагоустроенном состоянии. Но с осени прошлого
года начаты строительные работы.
СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ СОТК – КАРВАЧАР ДОЛЖНА
СТАТЬ второй крупной трассой, связывающей Арцах и Армению. Первая трасса,
Степанакерт – Горис, пролегающая через Шуши – Лисогор – Кашатах, была построена
сразу же после войны, в основном на средства благотворителей. Эта дорога,
несмотря на 300-километровую протяженность и сложный рельеф, активно действует
и сегодня, обеспечивая связь Арцаха с Арменией. Новая дорога будет гораздо
короче действующей. Собственно, она и сегодня короче, но в дожди и снегопады по
ней не проехать.
Новая магистраль имеет не только экономическое,
политическое, но и военное значение. Она станет более удобной для
грузоперевозок, свяжет Карвачар с конечной железнодорожной станцией Сотк. Это в
значительной мере облегчит и удешевит перевозку грузов из Арцаха в Армению и
обратно. Взять только золоторудный комбинат у села Дрмбон, вдоль которого была
проложена дорога Север - Юг. Сегодня продукция комбината – измельченный
концентрат из смеси меди и золота - для дальнейшей переработки и продажи
зарубежным партнерам поставляется в Алаверди окружным путем. Дополнительные
транспортные расходы снижают прибыли предприятия, а значит, и соответствующие
налоговые поступления в бюджет Арцаха. Новая магистраль решит и эту проблему.
Скоро начнутся разработки каменноугольного карьера у села
Магавуз Мартакертского района. Заявки на карабахский уголь уже подали некоторые
предприятия Лорийской области Армении.
Словом, автомагистраль Карвачар - Сотк должна быть
построена, несмотря на сомнения финансового характера. Министр
градостроительства НКР Карен Шахраманян спокоен, он связывает строительство
магистрали прежде всего с программами развития Мартакертского и Шаумяновского
районов. Отсюда и весь расклад строительства магистрали. 45-километровый
участок от Сотского перевала до Карвачарского перекрестка строится совместными
усилиями Министерства энергетики РА и правительства НКР. При этом в проекте
учтен и 13-километровый участок дороги, построенный ранее и отвечающий
современным коммуникационным нормам. Это позволит сделать магистраль еще
короче. Полная сдача дороги в эксплуатацию намечена на следующий год.
А пока идут строительные работы, которые выполняются ООО
"Дорожник". Финансирование предоставляется правительством РА. По
словам Карена Шахраманяна, средства выделяются с учетом выполненной за каждый
месяц работы и только после положительного заключения технадзора. На эти работы
уже выделено 150 млн драмов.
Новые стимулы
Программам дорожного строительства министерство стало уделять
особое внимание лишь в последние годы. Препятствовал дефицит средств. Но с
финансовыми проблемами в Арцахе научились справляться, стали отличать трудные
задачи от невыполнимых.
- В ЭТОЙ СФЕРЕ ПРОБЛЕМ ЕЩЕ С ПРОШЛЫХ ВРЕМЕН НАКОПИЛОСЬ
МНОГО, и все они требуют комплексного решения, - говорит К.Шахраманян.- Задачи,
стоящие перед министерством, разновекторные. Их следует решать по степени
важности, с учетом имеющихся возможностей. Сегодня мы стали уделять внимание
дорогам общего пользования, а также тем, что связывают столицу с районами.
В прошлом году был завершен ремонт дороги Тигранакерт –
Мартакерт, в нынешнем - предстоит ее обустройство. Завершено также
асфальтирование 9-километрового участка Степанакерт – Аравский перекресток,
автодороги Степанакерт – Ннги – Мартуни и 6-километрового участка Мартуни –
Гиши. Эта часть программы дорожного строительства будет продолжена и по
возможности завершена. Стратегический смысл этой программы состоит в том, что
короткая и удобная дорога протяженностью 40 км свяжет город Мартуни со
столицей, а также рядом сел, расположенных по соседству с автодорогой. Это
станет стимулом для развития этих сел, - сказал К.Шахраманян.
А как эксплуатируются уже построенные дороги? Ведь их надо и
умело обслуживать. Работы по содержанию дорог осуществляет ЗАО
"Арцахдорога". С этого года будет применяться новая технология -
более современный, быстрый и экономный метод.
Как рассказал К.Шахраманян, существуют дорожно-строительные
машины, позволяющие перерабатывать старое покрытие и после добавления
необходимых концентратов использовать его вновь. Эта технология, уже
используемая в разных странах, дала хорошие результаты. Новое покрытие
получается более прочным и надежным, а обходится гораздо дешевле. Этот метод
уже был применен при ремонте трассы Горис - Тех. Теперь он будет использован и
в Арцахе. Правда, такие механизмы стоят недешево. Одним бюджетом министерства
этих расходов не осилить. Постараются привлечь к реализации этой части
программы частные компании.
По современным стандартам
Благотворительность уже перестала восприниматься в Арцахе
как единственная возможность решения экономических проблем. Только в прошлом
году на различные программы по капитальному строительству из бюджета республики
было выделено чуть меньше13 млрд драмов. Практически вся сумма освоена. Хотя в
пределах возможностей бюджета сумма выглядит очень внушительно, объемы
капитального строительства - еще больше.
ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В ПРОШЛОМ ГОДУ СТАЛИ жилищное,
школьное, дорожное строительство, объекты здравоохранения, культуры и спорта.
Новые школы были построены в селах районов Карвачар, Мартуни, Мартакерт, а
также в самих райцентрах. И построены они были не только за счет
благотворительных, но и государственных средств. А вот капитальный ремонт
школьных зданий произвели только в рамках бюджета.
Кстати, в плане школьного строительства не забыта и столица
НКР. Уже в этом году планируется строительство нового здания для одной из
степанакертских школ, имеющей славное прошлое, но потрепанной временем и
войной.
Особое внимание уделяется жилищному строительству. Прошедший
год обрадовал завершением крупномасштабной программы этого направления. Сдан в
эксплуатацию современный жилой комплекс в северо-западной части столицы.
Степанакертцы гордятся кварталом Арцах. Многоэтажные каркасные здания из
монолитного железобетона с централизованным отоплением, ночным освещением и
подземными коммуникациями – наиболее удачные из построенных в последние годы.
За последние годы сделано многое. Удачи окрыляют, вселяют
уверенность, что новые строительные программы будут выполнены также успешно.
Эдуард АЙРАПЕТЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.