Analitika.at.ua. Турецкие власти помогут курду Махмаду восстановить
принадлежащий ему армянский монастырь.
В рамках мероприятий, проведенных в Ване в связи с литургией
в ахтамарском храме Сурб Хач, представители Константинопольской патриархии
Армянской Апостольской Церкви посетили находящийся неподалеку монастырский
комплекс Варагаванк. В окрестностях Вана немало армянских святынь. Но выбор
Варагаванка был не случаен. Дело в том, что, если верить турецким властям,
весной тут начнутся масштабные реставрационные работы.
Осенью прошлого года вице-губернатор Ванской области Халил
Берк заявил, что правительство одобрило предложение о восстановлении
монастырского комплекса Варагаванк и церкви на острове Чарпанак. (Армянское
название острова — Ктуц.) Примечательно, что армянскую патриархию об этом никто
оповестить не соизволил. Руководство Константинопольского престола узнало о
благой вести из газет. С тех пор прошел год, но в патриархии до сих пор не
осведомлены о деталях планируемых реставрационных работ. Между тем есть
серьезная угроза того, что реставрация будет произведена неграмотно и
сохранившимся участкам монастырского комплекса будет нанесен непоправимый
ущерб. А ведь мы имеем дело с памятником, имеющим особую архитектурную и
историческую ценность. Турецкие реставраторы не знакомы с особенностями нашего
зодчества и нуждаются в консультации армянских священнослужителей и советах
куда более опытных специалистов из Еревана. Горький опыт уже есть. Дворец
Парона в Ани восстановлен с вопиющими нарушениями. А при реставрации армянской
халкедонитской церкви Тигран Оненц турецкое управление исторических памятников
пригласило почему-то не армянских, а грузинских специалистов. В результате в
облике восстановленного храма появились православные мотивы, искажающие
первозданный вид собора.
В Варагаванке за последние месяцы дважды побывал исполняющий
обязанности Константинопольского патриарха архиепископ Арам Атешян. В Ване он
встречался с губернатором Муниром Караоглу и, по-видимому, интересовался у него
в том числе и подробностями, касающимися предстоящей реставрации. Что ему
рассказал губернатор, неизвестно. Но посетивший недавно монастырь глава
духовного совета патриархии Татул Анушян сказал, что ничего не знает о том, кто
будет проводить реставрацию, кто будет консультантом и когда будет дан старт
работам.
Нетрудно догадаться, почему реставрировать решили именно
Варагаванк и церковь острова Ктуц. Юго-восточный берег озера Ван турецкие
правители решили превратить в туристический центр, и восстановление этих
армянских святынь станет серьезным импульсом для развития паломнического
туризма, который обещает немалую прибыль. Для нас же это шанс на спасение
разрушающихся шедевров. От церкви на Ктуце, которая была построена в VI веке,
сохранился лишь северно-западный угол, возведенный примерно 400 лет назад. (В
последний раз храм ремонтировался в 1712-1720 годах.) Первые строения
монастырского комплекса Варагаванк, расположенного в десяти километрах от Вана
на склоне горы Вараг, были заложены в 653 году. Один из храмов Варагаванка был
построен на месте мощей Креста Христова, привезенных сюда Святой Рипсиме.
Комплекс включал семь прекрасных церквей. Сейчас из них частично сохранились
лишь Сурб Геворк и Сурб Аствацацин. Варагаванк был одним из важнейших духовных
центров Западной Армении. Здесь в свое время служил будущий Католикос Хримян
Айрик (Мкртыч Ванеци). В приходской школе, действовавшей при монастыре,
преподавал писатель Раффи. Сегодня армянские следы тут еле заметны.
Находившееся в окрестностях Вагараванка некогда процветающее село Шушанц,
названное в честь дочери одного из армянских ишханов, сейчас населено курдами и
называется Юкарыбакрачлы. Сам монастырский комплекс турки переименовали в
Едикилиса, что в переводе означает "Семь церквей”.
Местные жители в целом достаточно толерантны и относятся к
сохранившимся остаткам армянской святыни весьма заботливо. Причина в том, что с
предстоящей реставрацией монастырского комплекса они связывают большие надежды
на возможность подзаработать. Телеканал CNN-turk недавно показал репортаж, в
котором житель села курд Хусамедин рассказывал, что посмотреть на руины
Едикилиса ежегодно приезжают до десяти тысяч армян-паломников, благодаря
обслуживанию которых, собственно, и живет селение. Союз туристических
организаций Турции недавно представил губернской администрации свои предложения
о том, как лучше зарабатывать деньги на армянских паломниках.
Главная интрига, связанная с проектом предстоящей
реставрации Варагаванка, заключается в том, что для восстановления церкви Сурб
Геворк потребуется снести жилой дом и мечеть, построенные в 80-е годы впритык к
стене храма. Селяне на это готовы. Местный имам Мюслум Сезер не только
согласился на снос маленькой ветхой мечети, но даже призывал прихожан воздать
хвалу Аллаху за то, что благодаря проекту реставрации церкви появится
возможность построить новую, куда более капитальную мечеть. Варагаванк далеко
от центра села Юкарыбакрачлы, и заманивать туда крестьян имаму непросто. Он
надеется, что, позволив снести молельный дом у Варагаванка, он добьется
строительства мечети в самом центре поселка, что поможет его борьбе против
закравшейся в души односельчан бациллы атеизма. И еще одна любопытная деталь —
земля, на которой стоят остатки монастырского комплекса, является частной
собственностью некоего местного жителя по имени Махмад. Он больше других
заинтересован в том, чтобы реставрация началась как можно скорее. Благодаря
паломничеству туристов-армян он стал едва ли не самым богатым в селе человеком.
А с восстановлением храма так вообще заживет как шейх. Пока в губернском
руководстве никто еще и не задумывался о необходимости реставрации Варагаванка,
Махмад на полном серьезе составлял планы самостоятельного восстановления купола
церкви. Собирался взять кредит, накупить кирпичей и цемента и вместе с
сыновьями взяться за дело. К счастью, до этого дело не дошло. Страшно
представить, во что бы превратил древний храм уважаемый Махмад. Боюсь, что
реставратор он не самый лучший в округе...
А между тем вице-губернатор Вана Халил Берк уверяет, что в
феврале реставрационные работы будут начаты. По его словам, приглашенные
эксперты уже провели специальное лазерное сканирование фресок и осуществили
идеальный замер всех сохранившихся участков монастыря. Еще в начале года был
объявлен тендер на выбор компании, которая займется реставрацией. О результатах
конкурса ничего не известно. А между тем турецкие власти сообщают о подготовке
к восстановлению еще десятка армянских памятников. Среди них часовня Святой
Троицы в Малатии, монастырь близ села Тузхисар в Себастии, храм Григория
Просветителя в Кесарии, церковь Сурб Киракос в Диарбекире (Тигранакерте),
монастырь Ошванк в Эрзруме, кафедральный собор в Ани. Представляю, сколько
будет вокруг этого пропагандистской шумихи. Но как бы то ни было, главное для
нас то, что последние крохи оставшегося в Западной Армении нашего культурного и
духовного наследия будут сохранены для последующих поколений. Артем Ерканян,
Новое время
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.