Главная » 2011»Сентябрь»6 » Спецмандат спецпредставителя: Что сулит региону активизация Евросоюза?
Спецмандат спецпредставителя: Что сулит региону активизация Евросоюза?
01:24
Analitika.at.ua. Вчера стартовал региональный визит новоназначенного
специального представителя Евросоюза на Южном Кавказе и по кризису в Грузии
Филиппа Лефорта. Французский дипломат начал с Баку и завтра прибудет в Ереван.
Напомним, что на этом посту Лефорт сменил финского политика Питера Семнеби и
своего соотечественника Пьера Мореля, совместив по решению ЕС их мандаты.
Однако ряд важных факторов позволяют уверенно предположить, что деятельность
Лефорта будет существенно отличаться от работы его предшественников.
ТЕНДЕНЦИИ К ЗАМЕТНОЙ АКТИВИЗАЦИИ ЕВРОСОЮЗА В КОНТЕКСТЕ КАК
ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ, так и урегулирования конфликтов в регионе – в первую очередь
карабахского - стали очевидны в середине июня, когда в Страсбурге состоялись
слушания по вопросу Арцаха, в ходе которых и было объявлено о возобновлении с 1
сентября деятельности спецпредставителя. Сами слушания ознаменовались
многозначительными заявлениями представителей ЕС: глава Европейской службы
иностранных дел ЕС по вопросам России, Восточного партнерства и Западных Балкан
Мирослав Лайчак заявил, что ЕС готов включиться в процесс урегулирования, а
сопредседатель Минской группы от Франции Бернар Фасье сообщил, что если стороны
карабахского конфликта в ближайшее время не примут Основные принципы
урегулирования, то посредники будут вынуждены предложить новую концепцию
урегулирования.
Эти заявления оказались еще более сиптоматичными в контексте
обнародованных в конце августа новых полномочий спецпредставителя. Мандат
Лефорта включает в себя практически весь возможный в подобных случаях набор
полномочий, причем не только в плане тесных взаимоотношений с различными
структурами южнокавказских государств на всех уровнях и во всех ключевых
сферах, но и в урегулировании конфликтов в регионе. В частности, говорится о
содействии "мирному урегулированию конфликтов в соответствии с принципами
международного права" и "реализации урегулирования в тесном сотрудничестве
с ООН (?-М.Г.), ОБСЕ и Минской группой".
Планы Евросоюза относительно Южного Кавказа подтвердил и
бывший докладчик ПА ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Горан Ленмаркер. В
интервью бакинскому агентству АПА шведский дипломат отметил, что "Россия
активно посредничает в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, а ЕС
чересчур пассивен", а значит, "ЕС следует предоставить самую сильную
поддержку, которая подразумевает возможность членства в Союзе трем
южнокавказским странам". Сам Филипп Лефорт сразу же по прибытии в Баку
подтвердил, что "Южный Кавказ представляет большой интерес для
Европейского Союза".
ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ ПЛЮС МНОЖЕСТВО ДРУГИХ ДЕТАЛЕЙ ДОКАЗЫВАЮТ,
что фраза эта носит отнюдь не дежурный характер. С учетом тупиковой ситуации в
процессе урегулирования карабахского конфликта на первый план выходит
закономерный вопрос о векторе намерений и истинной подоплеке возрастающей на
глазах заинтересованности ЕС в регионе Южного Кавказа, особенно на фоне
нескрываемой настороженности России. Министр иностранных дел С.Лавров на
встрече со студентами МГИМО 1 сентября счел нужным заявить о том, что "в
Москве вызывают удивление попытки представить интеграционные процессы в рамках
СНГ и Евросоюза как взаимоисключающие". "Когда от наших соседей
публично требуют определиться: с кем они - с Москвой или Брюсселем - это опять
тянет нас назад в идеологические стереотипы прошлого века и противоречит
совместным документам России и ЕС по взаимодополняемости интеграционных
процессов на всем Европейском пространстве", - сказал Лавров, подчеркнув,
что "процессы в рамках СНГ и Евросоюза не следует противопоставлять".
Экстраполируя заочную полемику на ситуацию в процессе
карабахского урегулирования, можно констатировать наличие предпосылок не просто
для разногласий, но и размежевания между сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Ясно, что Евросоюз стремится воспользоваться отсутствием реальных результатов
посредничества Москвы и попытаться перехватить роль первой скрипки, США при
этом заняли выжидательную позицию. Несомненно и то, что, помимо озабоченности
сохранением мира в регионе, ЕС тревожит в первую очередь проблема собственной
энергетической безопасности. Противостояние России и ЕС в этом контексте – тема
отдельного разговора, но вполне возможно, что складывающаяся в вопросе Карабаха
ситуация предполагает новый виток напряженности, в котором энергетические
интересы стран-сопредседателей будут в куда более значительной степени
диктовать направления их усилий.
В какой мере это поможет справедливому и правовому решению
проблемы – вопрос, думается, риторический, тем более с учетом последних
тенденций сближения Азербайджана с ЕС. Но невозможно в очередной раз пройти
мимо усиливающейся и позорной для Европы капитуляции европейских ценностей
демократии и прав человека перед топливно-энергетическими интересами. Во всяком
случае, именно об этом свидетельствует практическое молчание Евросоюза на
последние вопиющие нарушения прав человека в Баку и Нахиджеване. Эти события,
оказавшись в центре внимания международных правозащитных организаций, так и не
стали предметом даже формального осуждения со стороны ЕС.
Остается лишь гадать, что же опаснее для Европы: перспектива
холодных зим или поддержка деспотического режима, который готовы даже принять в
ЕС, лишь бы нефть потекла в нужном направлении? Марина ГРИГОРЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.