Analitika.at.ua. 6 апреля Азербайджан снова оказался в центре внимания
мировых и российских СМИ, когда руководство силовиков сообщило, что в
результате спецопераций в отдельных районах страны обезврежена некая
группировка «Лесные братья». Задержаны 17 человек, в перестрелках ранения
различной степени тяжести получили еще несколько человек, а двое погибли в
городе Гянджа: житель селения Бехе Тала (Ашагы Тала) Закатальского района, где
в основном проживают дагестанцы, Вугар Падаров подорвал гранатой себя и
полковника министерства национальной безопасности Эльшада Гулиева. Вскоре
спецслужбы арестовали его брата — Мехти Падарова. Азербайджанские медийные
ресурсы также сообщили, что у арестованных конфискован целый склад оружия и
религиозная литература, «пропагандирующая джихад и терроризм». На первый
взгляд, ничего необычного не произошло, хотя соседям со столь масштабными
спецоперациями еще не приходилось сталкиваться. Но есть мнение, что инцидент
может иметь не очень-то хорошие последствия для мусульман-суннитов и
дагестанцев, которые только в силу политических игр оказались в составе
Азербайджана.
«Свинья побеждает Коран»
Во-первых, мало кто в республике и за ее пределами знает,
что собой представляет группировка «Лесные братья». О ее существовании широкой
публике стало известно только 6 апреля. Во-вторых, наличествует информация, что
Падаров умер 5 лет назад в одной из московских тюрем. Его тело еще тогда
привезли в Азербайджан и похоронили в родовом селении. Теперь возникает вопрос:
кто же погиб в Гяндже? На этом фоне отдельные эксперты считают, что Баку,
воспользовавшись очередным удобным моментом, с еще большим усилием раскрутит
маховик репрессий и против мусульман-суннитов, и против «азербайджанских»
дагестанцев.
Согласно неофициальным данным здесь ислам суннитского толка
исповедует более 30% населения республики, около 70% являются шиитами. Сунниты
— это не только дагестанцы, но и большое количество азербайджанцев и прочих
этносов. Проживают сунниты в основном на севере государства, их много в крупных
городах. Сегодня руководство Азербайджана в мировоззренческом плане
ориентировано на Запад и систему «светских» ценностей, в которых обязательно
присутствуют элементы «горячей» или «холодной» войны против ислама под уже
набившими оскомину лозунгами борьбы с «террористами и ваххабитами». Поэтому в
2009 году Баку принял поправки в закон «О свободе вероисповедания». Они
существенно ограничивают деятельность религиозных организаций даже по сравнению
с предыдущей редакцией закона. Повсеместно закрываются мечети, с 2010 года в
азербайджанских школах официально запрещено носить хиджаб. И самое поразительное:
так называемое Управление мусульман Кавказа (УМК), возглавляемое шиитом
Аллах-шукюр Паша-заде, издало фетву, где отмечено, что «мы уважаем законы
страны и призываем верующих граждан также уважать эти законы. Речь идет о
ношении хиджаба в средних школах, и в этом вопросе государство, а также
министерство образования конкретно выразили свои позиции. Что касается УМК, то
и оно придерживается позиции государства».
Но ничего необычного, по сути, не происходит, так как
официальные лидеры Азербайджана еще со времен СССР славились своим
беспрецедентным антиисламским поведением. В частности, уже к 1920 году здесь
появился так называемый «Союз воинствующих безбожников», в который в
последующем вошла чуть ли не вся бюрократия Азербайджана. Один за другим
издавались постановления о закрытии всех религиозных школ, ликвидации
шариатских судов, запрете на паломничество, сносе мечетей со всеми вытекающими
отсюда последствиями. В Шемахе буквально в день принятия постановления снесли
13 из 16 мечетей, а строительный материал пошел на сооружение театра. Баку
настойчиво призывал прекрасную половину сжечь хиджаб на костре в присутствии
мужей или ближайших родственников. Головное покрытие также можно было
демонстративно порвать, порезать, втоптать в пыль. В столице Азербайджана по
этому поводу даже разыгрывались целые спектакли. В присутствии партийных
руководителей, в торжественной обстановке на площадях женщины бросали хиджаб в
огромные костры, давая клятву никогда больше не носить «символ угнетения». С
«несознательными» поступали по-иному: например, в крупных городах комсомольцы
устраивали засады на мусульманок, прямо на улицах срывали с них хиджаб.
Симптоматично, что до сегодняшнего дня в Баку стоит памятник «Освобожденной
женщине», которая сбрасывает с головы мусульманское покрытие. Кое-кому из
партийной элиты тогда пришлась не по нраву и мужская папаха: дескать,
крестьянин «эту баранью шкуру надевает себе на голову и сидит в ней целый
день». И сразу издается декрет о запрете традиционного головного убора, всем
под угрозой уголовного преследования рекомендовалось носить «европейские» шляпы
и кепки. Апофеоз всего: приказ крестьянам заниматься свиноводством. «Свинья
побеждает Коран» — такой лозунг был весьма популярен в ту пору в Азербайджане.
Что в имени тебе моем?
Хотя в целом по стране наблюдалась одна и та же картина,
следует отметить, что особо яростная борьба развернулась в местах компактного
проживания дагестанцев, так как тут не только главенствовали исламские порядки,
но и находился центр суннитского духовенства и руководства антикоммунистических
восстаний. Укрепление Советской власти в регионе обернулось кошмаром для
дагестанцев: десятки тысяч человек были убиты, не меньшее количество пропало в
бескрайных просторах Сибири. С той поры утекло много воды, но, похоже, сегодня
все возвращается на круги своя. Азербайджанская власть снова персонифицирует
образ внешнего врага в лице дагестанцев. Местные СМИ подспудно навязывают
мнение обществу, что те же «лесные братья» уверенно чувствуют себя именно на
землях дагестанцев. Отдельные суннитские мечети и общественные организации не
могут пройти необходимую регистрацию, а те, которые прошли, под различными
предлогами закрывают. Подобная участь постигла мечети «Абу-Бакр» и «Шехидляр» в
Ясамальском и Сураханском районах, а в городке Нефтяные Камни культовое здание
снесли на следующий день.
До сих пор не легализована деятельность суннитской мечети в
Баку, известной еще с XII века как «Лезги мечеть». Проблема — в названии:
«духовные» (шиитские) и «светские» представители официальной власти настаивают,
чтобы мечеть называли «Ашурбекской». Местные жители также сообщают, что
Азербайджан проводит агрессивную политику «шиитизации» с местной спецификой,
когда религия для чиновников становится всего лишь подконтрольным инструментом
и источником незаконных доходов. В суннитские мечети в качестве имамов
назначают шиитов. Они не только внедряют свою идеологию в массы, но и
занимаются надзором и сбором информации о суннитских общинах. Шанс
трудоустроиться «азербайджанским» дагестанцам, получившим духовное образование
в Дагестане, равен нулю, на них обычно вешают ярлык «ваххабитов и террористов».
Нередки случаи приводов в полицию, избиения мусульман-суннитов только за
ношение бороды.
Теневые стороны духовной жизни открывает и секретная депеша
посла США в Азербайджане Энн Дерси, которую недавно обнародовал скандально
известный интернет-ресурс WikiLeaks. Посол пишет, что мусульмане вообще не
доверяют УМК, «контролируемому властями страны». «Что касается его лидера —
шейха Аллах-шукюра Паша-заде, то верующие страны его поддерживают мало, считают
его самого и окружающих малообразованными и коррумпированными. Его
бизнес-деятельность, как сбор денег с организации хаджа, сбор пожертвований,
организация похорон и прочие, сильно снижают его авторитет среди мусульман. Сам
шейх — этнический талыш, получивший образование за рубежом, и совсем молодым
человеком возглавил Управление мусульман. Злые языки утверждают, что он был
полковником КГБ. Близость к властям — главная причина политического долголетия
шейха. Однако есть мнение, что он платит долю со своего бизнеса в президентскую
администрацию», — отмечается в депеше Энн Дерси.
Война с памятью
Не секрет, что Баку с давних пор и небезуспешно проводит и
политику насильственной азербайджанизации всех этносов. В качестве наиболее
наглядного примера приводится ситуация с дагестанцами. Эти люди с давних пор
живут на исконно своих территориях, но их будущее внушает огромные опасения.
Здесь в общеобразовательных структурах под запретом находится изучение родных
языков, на телевидении и радио передачи ведутся исключительно на
азербайджанском языке, регион энергично заселяется азербайджанцами, при
переписях населения и выдаче документов дагестанцев насильно заставляют
идентифицироваться азербайджанцами. Перестройка и карабахская война стали еще
одним фактором дедагестанизации мест компактного проживания земляков, когда
сюда хлынули многотысячные толпы-беженцев из Нагорного Карабаха, а на
карабахский фронт в основном направлялись плохо обученные
призывники-дагестанцы.
Сегодня политическая, экономическая и прочая власть тут
сконцентрирована в основном в руках азербайджанцев, главным образом выходцев из
Нахичевани. В частности, в Закатальском районе более 95% чиновников являются
азербайджанцами, хотя в общей массе населения их доля не превышает 27%. Любой,
кто выступает с патриотических позиций, в Азербайджане рискует собственной
жизнью. Так, в центре Баку днем, в присутствии многочисленных свидетелей
расстреляли преуспевающего бизнесмена, депутата парламента Азербайджана, выходца
из Закатальского района Али Анцухского, который претендовал на роль лидера
аварского народа. Схожая судьба постигла сотни других дагестанцев. В
азербайджанских тюрьмах сидят дагестанцы, единственная их вина — они не хотят
терять собственную религиозную и этническую составляющую. По оценкам
представителей различных международных общественных и правозащитных
организаций, общее количество арестованных ныне приближается к 600.
Фальсифицируется история: в учебниках пишут, что территория дагестанцев всегда
принадлежала азербайджанцам, а известные личности-дагестанцы в них поданы, как
азербайджанцы. Дагестанские названия населенных пунктов и местностей
переименовываются на азербайджанский лад. В частности вышеупомянутое селение
Бехе Тала (Верхнее Тала) переименовано в Ашагы Тала. В городе Белоканы в 1995
году взорвали постамент под будущий памятник выдающему руководителю горцев
Умахану Аварскому. На его место воздвигли памятник азербайджанцу — инициатору
репрессий против дагестанцев Нариману Нариманову. В 2000 году руководитель
Закатальского района, азербайджанец Рафаиль Меджидов издал приказ о сносе
памятника третьему имаму Чечни и Дагестана Шамилю. Из-за активного
противодействия дагестанцев постановление не было исполнено, но в 2001 году
памятник взорвали. В 2007 году руководство района трижды убирало щит,
установленный близ аварского селения Тангыт с надписью: «Здесь похоронен герой
одноименной повести Льва Толстого Хаджи-Мурат». В последующем подверглась
надругательству и сама могила знаменитого наиба. Естественно, подобная политика
не способствовала и не способствует росту симпатий к Баку, протестный потенциал
накапливает силу, его сдерживает лишь силовой фактор, но так долго продолжаться
не может. «Азербайджан — искусственное, по сути, образование, где всегда были
сильны центробежные, дезинтеграционные силы, — говорит адвокат Газимагомед
Хириев. — Раскол в основном идет по этнической и религиозной линии. Со всех
сторон Азербайджан окружают более устойчивые, отнюдь недружеские к нему
государства, которые в любое время могут внести свою лепту в процесс
дестабилизации обстановки. Чтобы выжить в таких условиях, Баку должен проводить
сбалансированную и очень умную политику, чего никогда не наблюдалось. А это
явный показатель того, что в конечном итоге Азербайджан окажется у разбитого
корыта, то есть он просто-напросто распадется на части». Ахмеднаби Ахмеднабиев,
ndelo.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.