Analitika.at.ua. Для Андре АМУРЯНА, одного из известных и образованных
людей армянских общин Ирана и США (Калифорния) прошлого столетия, интеллектуала
и гуманиста, на всем протяжении его творческой деятельности центральной
оставалась тема Геноцида армян в Османской Турции, замысленного и заранее
спланированного главарями младотурок. В работе "Ай дат",
опубликованной в 1977г. в Тегеране, он изложил историю злодеяний турок в
отношении армян с 1547 по 1923г. В разделе, посвященном Геноциду 1915 года,
А.Амурян, анализируя речь доктора Назым-бея, одного из главарей младотурок,
произнесенную в Салониках на съезде партии за несколько лет до трагедии 1915
года, обнажает звериную сущность младотурок, уже тогда поставивших зловещую
цель - уничтожение всего армянства Османской Турции.
Необходимость проведения такой акции Назым-бей обосновывал
следующими соображениями:
...Одной из причин ослабления Османской империи является то,
что турецкие султаны вместо проведения политики ассимиляции покоренных христианских
народов разрешали им свободно жить и развиваться на своих исконных территориях.
А это впоследствии привело к приобретению независимости балканскими народами,
уменьшению территории империи и ее изгнанию из пределов Европы. Хотя была
потеряна возможность закрепления и расширения турецких границ на европейских
территориях и пришлось смириться с тем, что отныне родиной турок остается
только Анатолия, тем не менее есть возможность развития и расширения в
восточном направлении, на азиатском материке. Туркам нельзя забывать, что их
праотцы пришли с Турана и что на территориях Закавказья и восточнее Каспийского
моря проживают тюркские народы, которые, к несчастью, находятся под ярмом
извечного врага Турции - России. И потому священным долгом турок остается объединение
всех тюркских народов от Средиземного моря до Аральского. На реализацию этих
идей должны быть направлены усилия турецких политиков и националистически
мыслящей части интеллигенции, чтобы воодушевить народ и молодежь, упавшие духом
после ряда поражений и неудач. И потому панисламистская идея должна быть
развита и стать более привлекательной, если вместо нее краеугольным камнем
турецкой политики станет пантуранизм. Для турецкого народа должно быть понятно,
что предусловием реализации этой политической программы должно стать
кардинальное решение Армянского вопроса. Естественный ход развития истории
предполагает неизбежное отделение армян от турецкой империи, как это случилось
с балканскими народами, когда турки вынуждены были покинуть Балканы. Создание
Армянского государства на территориях восточных вилайетов Турции станет
могильной плитой для программы Турана. Турки будут вынуждены не только
отказаться от чудесной идеи приобретения родины праотцев, но и ужаться до
пределов лишь Анатолии. Следует вовремя пресечь и воспрепятствовать этой
вероятности, и на данный момент Армянский вопрос является самым жизненным и
неотложным, которому должно быть найдено не половинчатое решение с целью
выигрыша времени, а кардинальное и всеобъемлющее. И при решении Армянского
вопроса должны быть оставлены в сторону эмоции, ибо для турок - это задача
обеспечения своего существования, и, кроме того, есть ряд обстоятельств, с
которыми турки не могут никак примириться:
1. Турки не в состоянии будут сохранять нынешнее положение,
создавшееся после принятия Конституции 1908 года, когда были провозглашены
принципы равенства для всех народов империи. Армяне этим воспользовались,
достигнув невиданного подъема в сфере экономики, культуры и национального
самосознания. И если так продолжится в течение еще нескольких последующих лет,
то они станут настоящими хозяевами империи, оставив туркам лишь ее
наименование.
Турки оказались слишком наивными, подумав, что перенятые у
Французской революции принципы свободы, равенства и справедливости народов
обеспечат прогресс страны. На деле же оказалось, что всем этим воспользовались
лишь национальные меньшинства империи.
2. Туркам не имеет смысла возрождать старый режим султана
Гамида, ибо периодической резней и погромами решить Армянский вопрос невозможно.
Как показывает прошлое, армяне всегда находят способы своего возрождения и
продолжения своей линии. Кроме того, возврата к старой политике уже не допустит
и международное сообщество.
3. Турки не могут дать ход программе реформ, требующих из
шести вилайетов Восточной Анатолии создать две области, которые, скорее всего,
будут управляться европейскими правителями.
Потому, считая все это опасным и неприемлемым, остается
единственное - то, с чем, вольно или невольно, приходится согласиться и что соответствует
национальным интересам турок - это уничтожение всех армян в империи. Это
намерение может показаться бесчеловечным, трудноосуществимым, но это не так.
Или нужно согласиться с полным и коренным уничтожением армян, чтобы обеспечить
настоящее и будущее турок, подготовив путь для их развития и усиления, или же,
отвергнув это предложение и сохраняя нынешнее положение, турки будут рыть землю
под своими ногами, что означает разрушение и исчезновение. Другого выбора нет.
И теперь, после длительных совещаний, нужно определиться и сказать: да или нет.
И оставив в сторону все колебания, нужно составить детальную программу полного
уничтожения армян в Турции.
Все понимают, что это сложная и трудная задача. Ведь речь
идет об уничтожении армян не только в Восточной Анатолии, но и на территории
всей империи. Этот коварный, созидательный и изворотливый элемент, который
турки называют "эрмени", надо уничтожить на всей территории империи,
ибо их энергия и трудолюбие не могут удовлетвориться маленьким куском их родины
- им нужно обширное поле деятельности в пределах всей империи. От края и до
края империи нужно истребить это племя, которое, как червь, грызет турок.
Необходимо создать комиссию, которая выработает детальную
программу претворения в жизнь этого судьбоносного предложения, реализация
которого будет иметь как положительные, так и негативные последствия.
1. Навсегда будет решен Армянский вопрос по причине полного
исчезновения этого элемента.
2. Турецкое правительство освободится от различного вида
давлений, оказываемых на него как внешними, так и внутренними силами.
3 Страна, освободившись от армянского элемента, откроет для
самих турок поле экономической деятельности, которое до этого занимали армяне.
4. Хозяином богатств армян станут турки и турецкое правительство.
5. Вся Анатолия станет однородной, состоящей только из
турок.
6. И наконец, устранится самое большое препятствие на пути к
турецкой мечте - пантуранизму, к которому турки стремятся всей своей сущностью.
Главным отрицательным последствием будет, конечно,
негативная реакция христианских государств Европы. Ведь со времен султана
Гамида армянам удалось создать о своей нации положительное общественное мнение
в Европе и Америке. И, безусловно, повсюду поднимется волна возмущения.
Пострадает нравственный и экономический авторитет турок. Но не нужно забывать,
что это будет иметь лишь временный характер. И даже если и длительный, то все
равно потом все это будет предано забвению и турки смогут вернуться к
международной жизни, имея более блестящие позиции, чем раньше, ибо силы их
будут приумножены. А ведь только сила принимается в расчет в этой жизни.
Несомненно, вышеизложенные "откровения" одного из
главарей младотурок доктора Назым-бея являются для всего мирового сообщества, а
также для нынешнего поколения турок убедительным доказательством того, что
Геноцид армян, осуществленный в Турции в 1915 году и замысленный еще за
несколько лет до этого, преследовал цель полного уничтожения армян, завладения
их богатством, расчищения пути для реализации идей пантуранизма. Последний
пункт турки рассчитывали реализовать, ввязавшись в Первую мировую войну и
уничтожив независимую Армению. Но здесь их ожидало горькое разочарование, ибо
хребет идеи пантуранизма был навсегда сломлен в сражениях при Сардарапате,
Баш-Апаране и Каракилисе.
Армянский народ веками будет помнить и оплакивать жертв
Геноцида армян в Турции. И примирение с Турцией должно быть исключено до тех
пор, пока нынешнее поколение турок и их правители не покаются в злодеяниях,
учиненных над нашим народом.
***
Представляет интерес и эпизод из воспоминаний известного
французского историка и филолога Шарля-Андрэ Жюлена. Он, будучи в 1921 году в
России, смог наедине поговорить с Энвер-пашой, который пришел к Чичерину
просить оружия. И вот что Жюлен спросил: "Не вы ли руководили и
осуществляли массовую резню армян?" На что Энвер ответил: "Знаете, вы
преувеличиваете: уничтожили всего 150-160 тысяч". Потом Шарль-Андрэ Жюлен
скажет: "Как будто он говорил о собаках или шакалах. А ведь у Энвера была
такая шея, что так и просилась под нож гильотины".
И все же не гильотина ждала этого изверга, назвавшего число
жертв в 10 раз меньше реального. Он был застрелен, как шакал, рукой армянина
так же, как и другие палачи армянского народа. Рудольф ОГАНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.