Пятница, 29.03.2024, 03:43
Главная » 2012 » Май » 16 » Средиземное море оказалось огромной центрифугой
Средиземное море оказалось огромной центрифугой

Analitika.at.ua. Гигантские подводные водовороты обнаружили в Средиземном море итальянские физики. Эти таинственные вихри диаметром в 10 км, как считают ученые, способны перемещаться на сотни километров, не теряя силы.

Открытие исследователи из итальянского Национального института ядерной физики сделали совершенно случайно. Они искали место для установки подводной нейтринной обсерватории NEMO (Neutrino Mediterranean Observatory). Этот нейтронный детектор должен отслеживать космические частицы высоких энергий.

В ходе поисков ученые под руководством Анджело Рубино опустили на глубину около 3,5 км комплекс приборов, которые фиксируют температуру воды и скорость течений. Полученные данные шокировали физиков. Оказалось, что в этом районе Средиземного моря на глубине более 3 км вращается целая цепочка гигантских вихрей, которые медленно перемещаются со скоростью 3 см в секунду.

Водовороты, как полагают ученые, зарождаются там же – в восточной части Средиземного моря. Они могут возникать из-за нестабильности температуры воды и течения в Адриатическом или Эгейском морях. При этом вихри способны перемещаться на сотни километров, не теряя скорости и энергии, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Напомним, ранее ученые выяснили, что само Средиземное море, которое исчезло 5 млн лет назад после того, как тектоническая активность в области Гибралтарского пролива отгородила его от Атлантического океана, вновь возникло всего за два года. Способствовало этому появление Гибралтарского пролива, который был гораздо шире, чем сейчас. Причем скорость потока была настолько высока, что за сутки уровень Средиземного моря повышался на 10 метров.

Новые данные позволили сделать и некоторые выводы об истории развития человечества. Ученые полагают, что появление Гибралтарского пролива существенным образом сказалось на том, что Европа была заселена людьми гораздо позже, чем это могло бы случиться. Yтро.ru