Analitika.at.ua. Американские
дипломаты «средней руки» подают сигналы (как минимум) российским экспертам, что
США не возражают против деблокирования абхазского транспортного направления.
Для этого имеются весьма серьезные основания.
Изоляция Грузии от России не принесла США и Западному
сообществу ничего, кроме дополнительной головной боли и ощущения потенциальных
и реальных рисков. США выстроили в Грузии вполне адекватную их интересам
социальную и политическую модель сосуществования с внешним миром, в том числе
(как ни странно), и Россией.
США всегда интересовала «транзитная» Грузия, со всеми
параллельными атрибутами, что и утвердилось за последние годы. Россию эта
модель вполне устраивала бы, если Грузия перестала бы быть раздражающим
фактором для Москвы. Конечно, остается вопрос приема Грузии в НАТО, но вряд ли,
даже после «исторического» Чикагского саммита, НАТО примет столь желаемое для
Грузии решение.
Обособленная от России Грузия останется бесконечным
потребителем донорской помощи и будет находиться в состоянии ожидания новой
войны. Данное ожидание может быть приемлемым состоянием для других наций, но не
для грузин, которые ориентированы вовсе не на длительное ожидание, а на правила
«здесь и сейчас».
Страна, которая пережила период фаворитского положения, уже
не вернется к положению евразийского маргинала, и предпочтет пусть небогатое,
но некое «модельное» существование, понимая, что, находясь в данном и подобном
регионе, не может не проводить разнонаправленную политику.
Россия вполне убедительно продемонстрировала свое «уважение»
к американо-атлантическому транзитному коридору в Грузии, что стало главным
фактором утраты если не интереса, то внимания Евро-Атлантического сообщества к
Грузии. Практически, после военного конфликта августа 2008 года грузинский
транзитный коридор стал, по существу, российским. России также придется
довольствоваться дистанцированностью Грузии сейчас и в будущем.
Однако, грузино-российские отношения - не единственное
обстоятельство при рассмотрении американцами данной ситуации. Находясь в
состоянии коммуникационной и политической изоляции, Южный Кавказ оказался в
сильной зависимости от турецко-азербайджанского блока, что совершенно не
отвечает интересам ни США, ни России, ни других государств региона.
Нужно отметить, что деблокирование железнодорожного
сообщения в абхазском направлении станет привлекательным для Ирана, но
американцы прекрасно понимают, что данное направление связано с отношениями
Ирана с партнерами США в Европе, таким образом, данный фактор не представляет
большой угрозы для стратегии США.
США хотели бы эксплуатировать грузинский транзитный коридор
при экономической поддержке России, чтобы сбросить с себя материальные и
политические затраты. Вопрос лишь в том, что США могут в определенный период
занимать выжидательную позицию, и в именно этот люфт может быть благоприятным
для возможной деятельности армянских лоббистов в Вашингтоне в направлении
ускорения позитивной реакции на открытие данного транспортного направления.
Этим вопросом достаточно последовательно занималась и
команда М.Саакашвили, который считал свою политику выверенной и способной
привести к результатам. Но, скорее всего, «команда» не могла понять, что Москва
в любом случае не стала бы общаться с М.Саакашвили ни по этому, ни по иным
вопросам.
Представляется, что и Грузия, и Россия торопятся, потому что
кавказское прошлое продемонстрировало, что в этом регионе фактор времени часто
имеет важнейшее значение, и, упустив время, его уже не догонишь.
Известное заявление Х.Клинтон по поводу попыток России
интегрировать постсоветское пространство не стоит механически связывать, в том
числе, и с деблокированием абхазской дороги. Российско-грузинские отношения -
это частный случай и наименее опасны для интересов США, так как Грузия твердо
«сидит» в своей модели, что не позволяет ей вернуться в орбиту России.
Наступает момент, когда Россия совершенно не проигрывает и
лишь делает вид, что ее беспокоит судьба Абхазии и Южной Осетии. Это всего лишь
демагогический и не очень убедительный прием в общении и с Грузией, и с
Арменией по поводу открытия абхазской дороги. Все заинтересованные стороны
хотели бы набрать «очки» в данном политическом торге, но все стороны опасаются
затягивания и провала этого проекта. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.