Главная » 2010 » Сентябрь » 9 » Стамбул – это не Константинополь: Турки возвращаются к исламским корням
Стамбул – это не Константинополь: Турки возвращаются к исламским корням
00:28
Analitika.at.ua. «Стамбул – это вам теперь не Константинополь».
Незамысловатые слова, незамысловатая песня. Но запала в память. В 60-х годах.
Уж больно красиво звучали густые, мощные басы. А главное, передавал шлягер
«Голос Америки». Голос-искуситель. Прослушать передачу, а потом пересказать
приятелям, о чем вещает вражеская сила, – это был кайф.
С той поры тянуло в Стамбул. Но как-то не получалось попасть
в город, прославленный русскими поэтами, – от Пушкина до Бунина. И вот
сподобился. Стою в толпе туристов в Айя-Софии, смотрю вверх, под купол, где
парит ангел с лицом ребенка. Наверно, таких детей с широко раскрытыми
удивленными глазами видели на улицах Константинополя безвестные зодчие,
возводившие собор.
А рядом изображения херувимов закрыты черными щитами с
именами пророка и праведных халифов.
Проходящие сейчас реставрационные работы, которые шаг за
шагом обнажают оригинальные настенные изображения святых и мозаику, дают
представление и о периоде величия этой церкви Божественной мудрости, и о
разрушениях и разграблениях, которым она была подвергнута.
В течение почти полутора тысяч лет, минувших после ее
сооружения в VI веке, Айя-София оставалась самым большим собором в мире,
неповторимым памятником Византийского христианства. И она до сих внушает
благоговение как верующим, так и атеистам. Что можно считать удивительным
явлением, если учесть, что собор много раз подвергался разграблению или
переделке по религиозным мотивам.
Крестоносцы в ХIII веке посчитали себя глубоко оскорбленными
образами чуждой им ветви восточного христианства. Они без раздумья разграбили
сокровища Айя-Софии и превратили ее в католический собор. Но правление
крестоносцев оказалось недолгим. Церковь снова стала православной. Потом после
захвата Константинополя султаном Мехмедом II она стала мечетью.
Последующие правители возвели минареты. Так что невольно
задумываешься: в обители какой веры ты находишься – христианской или
мусульманской? С этой двусмысленностью решил навсегда покончить Мустафа Кемаль
Ататюрк, основатель светской Республики Турция. В 1935 году Айя-София стала
музеем.
Почти 80 лет спустя турецкие специалисты и рабочие все еще
трудятся над восстановлением храма. Судьба Айя-Софии не уникальна. Что-то
подобное всегда происходит во время религиозных войн. Например, мечеть в
Кордобе, в Испании, была переделана в католический собор после христианской
реконкисты.
Но, может быть, оттого, что за минувшие полторы тысячи лет
смена религий в Стамбуле сопровождалась кровопролитием и потрясениями, а может
быть, оттого, что в Турции сегодня продолжаются споры о ее идентичности как
светского государства, приезжему непросто понять, к чему больше привержены
жители Стамбула – европейским ценностям или исламским.
Пройдитесь по главной пешеходной артерии – Истикляль
Каддеси, и у вас вполне может сложиться впечатление, что вы находитесь в
европейском средиземноморском городе, где люди рассматривают витрины магазинов,
потягивают вино в ресторанах или закусывают в точках быстрого питания. Но если
вы заглянете в мечети в пору Рамадана, то приверженность государства идее
секуляризма покажется фантазией.
некоторых случаях, как в музее, который сначала был
церковью, а потом – мечетью, силы секуляризма и религии мирно сосуществуют. А в
политической сфере, где правящая партия, исповедующая идеи «либеральной
исламизации» и демократии, добивается осуждения заговорщиков – военных
офицеров, которые считают себя приверженцами наследия Ататюрка и светского
государства, эти силы вступают в конфликт.
Некоторые публицисты на Западе называют политику правящей
партии «неооттоманской». Но она отвечает настроениям значительной части турок.
Недаром лауреат Нобелевской премии писатель Орхан Памук, рассказывая о
Стамбуле, пишет, что он погружен в глубокую печаль, порожденную тоской по
утраченному величию, когда город был столицей империи.
Читая Памука или беседуя с другими стамбульскими писателями
и журналистами, обнаруживаешь, что они, подобно многим нашим соотечественникам,
испытывают ностальгию по имперскому прошлому и находят, что люди тогда не
только о деньгах думали. Памук пишет: на магнатов было принято смотреть как на
ловкачей, которые сумели с помощью подкупленных чиновников набить мошну.
Разительное отличие от времен Османской империи, когда человек, выучившись и
приобретя знания, мог высоко подняться по государственной лестнице и стать
пашой.
Стамбульский литератор Эркам Туфан Айтав, чьи предки по
материнской линии жили в Крыму, полностью разделяет настроение своего
знаменитого коллеги. Айтав говорит, что лишь малая часть турок стремилась
забыть свою исламскую культуру и стать европейцами. Теперь большинство его соотечественников
хочет вернуться к своим мусульманским корням. И это касается не только
восточной части страны, где сильны патриархальные обычаи, но и самого
европеизированного города Турции, расположенного одновременно в Европе и Азии…
Нет, все-таки не зря в песне поется: «Стамбул – это вам теперь не
Константинополь». Владимир Скосырев, Независимая газета
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.