Главная » 2011»Май»17 » Станислав Тарасов: Баку разыгрывает в Закавказье "большевистский" сценарий
Станислав Тарасов: Баку разыгрывает в Закавказье "большевистский" сценарий
00:10
Analitika.at.ua. На 16-й встрече министров иностранных дел "Движения
неприсоединения", которая пройдет 25-27 мая в Бали (Индонезия),
Азербайджан намерен официально вступить в эту международную организацию в
качестве полноправного члена. Напомним, что это Движение объединяет страны,
провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в
военно-политических блоках и группировках. Если такое действительно произойдет,
то это будет означать смену расстановки сил не только в Закавказье, но и в
геополитике всего Ближнего Востока.
Но в чем состоит главная побудительная причина такого хода
Баку? На наш взгляд, в данном случае первичным является внутренний фактор. В
Азербайджане заметно активизировалась оппозиция, пытающаяся вписаться в
контекст происходящих на Ближнем Востоке "революционных потрясений".
Она, как в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии, Йемене и в Бахрейне находит широкую
поддержку на Западе. К примеру, Международная правозащитная организация Amnesty
International, комментируя выступление оппозиции в Баку 17 апреля, призвала
"международное сообщество оказывать больше давления на правительство,
чтобы положить конец репрессиям". В свою очередь, посольство США в Баку
потребовало от азербайджанского правительства "создать в стране условия
для свободных собраний, свободы слова и прессы". А на страницах западных
СМИ все больше стало появляться публикаций относительно возможности
"цветной революции" в Азербайджане. Кстати, в этой связи любопытным
выглядит прогноз американского журнала Newsweek: "независимо от того,
будут ли предстоящие выборы в Азербайджане свободными и справедливыми или нет,
единственная "цветная революция", которая в ближайшее время может
произойти в Азербайджане, - кроваво-красная".
Генеральный прокурор Азербайджана Закир Гаралов заявил, что
"радикальная оппозиция хочет перенести беспорядки из других стран в
Азербайджан". Касаясь деятельности одного из лидеров оппозиции, главы
"Классического народного фронта Азербайджана" (ПКНФА) Али Керимли,
Гаралов заявил, что "властям известно, чей заказ он выполняет". Тут действительно
нет секретов. Речь идет о Евросоюзе и постоянном совете ОБСЕ. Именно они
выступили с заявлениями, в которых высказывается "обеспокоенность
ситуацией с фундаментальными правами и свободами человека в Азербайджане".
Будем откровенны: по части демократии, свободы слова и
печати неблагополучно во всех странах СНГ. Но это не значит, что эти проблемы
необходимо решать, прибегая только к "революционным потрясениям". Не
будем забывать, что революции всегда делают - одни, к власти приходят - вторые,
а реально править начинают третьи, те, о которых сразу и не услышишь. В
Азербайджане после выборов Ильхама Алиева на пост президента оппозиция уже
вплотную приближалась к тому‚ чтобы начать захват государственных учреждений.
Однако решительные действия властных структур и поддержка Ильхама Алиева со
стороны России, признавшей легитимность выборов, привели к поражению
оппозиционного мятежа. Это - во-первых. Во-вторых, если Запад, налаживавший до
сих пор сотрудничество с властями Азербайджана, терпеливо относился к
"бакинскому режиму", то почему сейчас он решил вспомнить о
"демократии", стал фактически подвергать сомнению легитимность
властей, поддерживать акций протеста? На наш взгляд, причина одна и главная:
Баку стал пересматривать важные аспекты своей внешней политики и налаживать
более тесное конструктивное сотрудничество с Россией. Для Москвы же главное в
том, что вступив в "Движение неприсоединения", Баку отказывается от
членства в НАТО, что создает благоприятные предпосылки для сохранения хрупкой
региональной стабильности.
Таким образом, решается серьезная стратегическая задача:
Запад теряет возможность (под предлогом намерения Баку интегрироваться в
натовские структуры) откровенно вмешиваться во внутренние дела этого
государства. Но не только это. Ранее Брюссель неоднократно намекал, что готов
задействовать военнослужащих США и НАТО для охраны нефтепровода Баку - Тбилиси
- Джейхан, или ввести в зону карабахского конфликта свои миротворческие силы.
То есть, помимо внутренних задач, Азербайджан вводит в регион и новое
геополитическое уравнение: Баку - вне блоковой политики, Тбилиси -
потенциальный член НАТО, Ереван - член ОДКБ, сотрудничающий одновременно с
НАТО. Поэтому, по идее, взаимодействие в Закавказье по линии НАТО в дальнейшем
может осуществляться только с Тбилиси и в ограниченных масштабах - согласно
существующим программам - с Арменией. Именно это обстоятельство выстраивает в
регионе новую геополитическую схему. При этом она во многом напоминает вариант
весны 1920 года, когда первоначально была осуществлена советизация
Азербайджана, затем с этого плацдарма началась борьба против меньшевистской
Грузии и дашнакцаканской Арменией, а в конечном результате в состав советского
Азербайджана был включен Нагорный Карабах.
Именно такова логика и динамика начинающегося процесса в
случае, если Баку удастся его довести без срывов до конца. Под срывами мы имеем
в виду, прежде всего, возможность дестабилизации обстановки в Азербайджане,
когда Запад начнет активно подталкивать к действиям "определенные силы",
пока новая внешняя политика Баку еще не приобрела устойчивую инерцию.
Во-вторых, нельзя исключать провоцирования регионального вооруженного конфликта
в зоне между Черным и Каспийским морями, что может создать - как в Ливии -
благовидный предлог для начала в этом регионе мира боевые операции. Но как бы
то ни было, необходимо отметить, что, пожалуй, впервые с момента приобретения
своей независимости, Азербайджан приступил к выстраиванию такой региональной
архитектуры безопасности, которая потенциально позволяет ему решить свои
главные национальные задачи. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.