Главная » 2011»Июль»3 » Станислав Тарасов: Баку в клещах между Москвой и Парижем
Станислав Тарасов: Баку в клещах между Москвой и Парижем
11:42
Analitika.at.ua. Провал казанского саммита Медведев - Алиев - Саргсян
привел не только к повышенному интересу к карабахскому урегулированию среди
аналитического сообщества, но и к заметной активизации действий мировой
дипломатии. Причем похоже, что на сей раз она предпримет более решительные
действия по отношению к конфликтующим сторонам. Потому что стало очевидно:
прежняя дипломатическая технология - Россия ведет посредническую миссию с
опорой на разработки Минской группы ОБСЕ, а Запад обеспечивает тыловое
прикрытие - себя исчерпала. Все зашли в тупик.
Ожидалось, что в ходе встречи в Казани стороны подпишут
документ по основным принципам карабахского урегулирования. Однако такого не
произошло, и стороны ограничились только совместным абстрактным заявлением. В
этом смысле саммит в Казани, как заявлял МИД России, можно считать
действительно "рубежным". Напомним в этой связи, что за последние три
года Серж Саргсян и Ильхам Алиев встречались в разных форматах с Дмитрием Медведевым
более 10 раз. Были подписаны Майндорфская и Санкт-Петербургская декларации,
которые пополнили только дипломатические словари.
Опытный в переговорах по Карабаху экс-президент Армении
Левон Тер-Петросян многозначительно заметил, что "подробности казанской
встречи держатся в тайне, так как там произошли серьезные вещи". Какие
именно? Президент Армении Серж Саргсян на совместной пресс-конференции с
украинским коллегой Виктором Януковичем в Киеве высказал следующую версию. По
его словам, Азербайджан представил более 10 предложений к уже подготовленному
документу, внесение которых полностью изменило бы уже согласованный документ. И
такая "ситуация повторилась как минимум в четвертый раз в течение
последнего года". Если это действительно так, то это означает, что
Азербайджан блокировал проект мирного соглашения, подготовленный Минской
группой ОБСЕ на основе Мадридских принципов.
С правовой точки зрения позиция Баку выглядит безупречной,
поскольку под этим документом нет его, как и Еревана, подписи. Но это было
сделано, несмотря на прежние радужные заявления министра иностранных дел
Азербайджана Эльмара Мамедъярова относительно перспектив подписания в Казани
предполагаемой "Дорожной карты". Таким образом, напрашивается
однозначный вывод: в самый последний момент перед саммитом в Казани Баку принял
решение изменить формат переговоров по карабахскому урегулированию и развалить
Минскую группу ОБСЕ. Возможно, именно с этим обстоятельством и связано письмо
президента России Дмитрия Медведева конфликтующим сторонам, о чем сообщил в
Киеве Серж Саргсян. В его интерпретации, глава России "изложил свое
видение карабахского урегулирования". В чем именно оно заключается -
остается неизвестным. Однако, как заявил глава МИД Франции Ален Жюппе в
интервью радиостанции "Эхо Москвы", "сейчас будут дополнительные
предложения, чтобы все-таки возможно было достичь какого-то соглашения по этому
вопросу". В чем суть этих предложений также остается тайной.
На наш взгляд, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ
предпримут попытку ввести переговорный процесс в какую-то более стройную
логическую систему: предложат конфликтующим сторонам первоначально подписать
пакт о прекращении войны в качестве главного условия продолжения переговорного
процесса. Но и на этом направлении могут возникнуть проблемы правового
свойства, поскольку не ясно, в каком "объеме" - с Карабахом или без
него - будет выступать Армения как субъект международного права. Неслучайно
Серж Саргсян озвучил в Киеве идею о том, что "проблема Нагорного Карабаха
может быть решена исключительно с помощью предоставления народу НКР права на
самоопределение".
В этой связи возникает вопрос о вариантах дальнейших
действий Минской группы ОБСЕ.
Первый сценарий: будет предпринята последняя попытка
использовать посреднические усилия России для того, чтобы конфликтующие стороны
подписали мирное соглашение с учетом "дополнительных предложений".
Второй: в переговорном процессе наступит "французский
этап", когда в роли посредника выступит уже президент Франции Николя
Саркози. Если исходить из анализа действий французской дипломатии по
умиротворению "арабской весны", то от Парижа можно действительно
ожидать самых решительных действий.
Третий сценарий: в случае провала и усилий Парижа, Минская
группа ОБСЕ выступит с инициативой провести через СБ ООН резолюцию о
"принуждении сторон к миру" и в зону соприкосновения конфликтующих
сторон будет введен международный миротворческий корпус. Это - сценарий Косово.
Судя по всему, Азербайджан предвидит такой ход событий. Он
вернул в повестку дня Генассамблеи ООН два вопроса: "Затянувшиеся
конфликты на территории стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) и
их влияние на международный мир, безопасность и развитие" и "О
ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Голосование по этим
документам должно состояться до конца года. Но не будем забывать, что ранее в
2009 году при голосовании по этим же проблемам США, Россия, Великобритания и
Франция выступили против. Так что подменить через механизм ООН площадку ОБСЕ
Азербайджану вряд ли удастся, так же как и добиться статуса непостоянного члена
Совета Безопасности ООН на 2012-2013 годы. К тому же, как справедливо подметил
бакинский политолог Расим Агаев, "происходящие сегодня процессы в Египте,
Тунисе, Йемене отодвинули проблему Карабаха на периферию международных
событий".
На наш взгляд, запоздалыми выглядят и усилия Азербайджана
попытаться решить карабахский конфликт на региональном уровне. Потому, что у Турции
практически исчерпан ресурс блокирования процесса ратификации цюрихских
протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией. Что касается
Ирана, то он может выступить в роли посредника в карабахском урегулировании,
если получит, как на днях заявил на пресс-конференции в Баку спикер парламента
Али Лариджани, обращение сторон. Кстати, он также неслучайно подверг резкой
критике деятельность Минской группы ОБСЕ. Но каждый говорит о том, что у него
болит. Лариджани дал понять, что "вмешательство США не решает проблемы, а
напротив, порождает новые трудности". То есть он предложил Азербайджану
дистанцироваться от США.
В то же время спикер Национального собрания Азербайджана
Октай Асадов призвал Тегеран оказать конкретную поддержку Азербайджану "в справедливом
урегулировании карабахского конфликта". Он озвучил три варианта решения
конфликта. Первый - ведение переговоров, второй - применение экономических
санкций, третий - военные действия. Поскольку, по словам, Асадова, переговоры
не дают ожидаемого результата, "для того, чтобы избежать войны, необходимо
применять против агрессора экономические санкции с тем, чтобы решить конфликт
экономическими методами". Однако, во-первых, Тегеран не пойдет на такие
санкции против Армении. Во-вторых, если он решится на подобный шаг, Турция
откроет свои границы с Арменией, также исходя из своих собственных национальных
соображений.
Еще более абстрактно выглядит и проект создания блока
Азербайджан - Грузия - Турция. На наш взгляд, главная проблема Азербайджана в
том, что у него изначально не существовало убедительной национальной
внешнеполитической концепции. Он шарахался из стороны в сторону - от России на
Запад и обратно. При этом одно время активно разыгрывал между ними свою
"карту". Но сейчас по проблеме карабахского урегулирования Баку
столкнулся с единым противодействием Запада и России, когда осуществление
официального декларированного ведущими странами мира принципа сохранения
территориальной целостности начинает увязываться с проблемами демократизации
режима. Более того, Запад не скрывает, что более реальные возможности в
процессе карабахского урегулирования могут предоставить новые политические силы
в обеих конфликтующих странах. Поэтому, чем больше и чаще Азербайджан заявляет
о мощи своих вооруженных сил, тем решительнее начинают действовать внешние
игроки, у которых в регионе Закавказья сконцентрированы свои немалые интересы.
Теперь инициатива, как в карабахском урегулировании, так и в
создании региональной системы безопасности находится не в руках Баку и Еревана.
У России с Карабахом ничего не получилось. Для нее Азербайджан и Армения - два
пальца на одной руке, отрубать которые одинаково больно. Другое дело - Париж.
Ему теперь и карты в руки. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.