Главная » 2011»Январь»18 » Станислав Тарасов: Как премьер Эрдоган поссорился с канцлером Меркель
Станислав Тарасов: Как премьер Эрдоган поссорился с канцлером Меркель
14:41
Analitika.at.ua. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган грозно
заявил, что ждет извинений от канцлера Германии Ангелы Меркель. Во время своего
визита на Кипр она раскритиковала Турцию и турок-киприотов за то, что они
недостаточно активны в урегулировании кипрского вопроса. "Канцлер Германии
показала, что она ничего не знает о кипрской проблеме, - раздраженно говорил
глава правительства Турции. - Ее усилия направлены на то, чтобы угодить
греческой части острова. Мы призываем канцлера изучить исторические факты и извиниться
перед турками-киприотами, которые многим пожертвовали для достижения мира на
Кипре". Более того, Эрдоган на встрече с региональными лидерами правящей
партии заявил, что Меркель "не создаёт о себе впечатление как о
дальновидном лидере, имеющем видение". Он также обвинил канцлера в
забывчивости: "Я полагаю, г-жа Меркель забыла о том, что она же говорила
ранее. Именно она заявляла, что было бы неправильно принять южную часть Кипра в
ЕС".
Глава правительства Турции вернулся к этой теме и на
пресс-конференции после встречи с премьером Катара Хамадом Бен Джасем Аль Тани
в Дохе: "По-видимому, Ангела Меркель полагает, что кипрский вопрос - это
процесс, который начался в период ее пребывания у власти. Ясно, что она не
знает об истории кипрского вопроса. Если бы она поговорила с бывшим лидером
главной оппозиционной партии, ей стало бы известно, кто несет ответственность
за кипрскую проблему". В связи с этим Эрдоган напомнил о проведенном в
2004 году по инициативе ООН референдуме о путях урегулирования конфликта. Тогда
турецкая сторона поддержала предложенный план, а греческие киприоты его
отклонили. Премьер-министр Турции категорически подчеркнул, что Анкара не
откажется от своей политики в отношении Кипра "даже в случае обещаний
ускорить процесс вступления страны в Европейский Союз". В чем же дело, и
какими обстоятельствами вызвано подобное раздражение Анкары?
Бывали времена, когда Турция рассматривала Германию в
качестве одного из главных сторонников в процессе интеграции в ЕС. Еще 7 января
2010 года министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле уверенно утверждал, что
"Германия не будет мешать Турции в её намерении интегрироваться в ЕС, при
условии выполнения необходимых условий". Однако во время визита в Анкару в
марте того же года канцлер Ангела Меркель сообщила, что правила игры изменились
и Турция должна довольствоваться только статусом "привилегированного
партнерства". Премьер-министр Турции отреагировал на это довольно остро:
"Я не знаю такого статуса, как "привилегированное партнерство".
Мы не рассматриваем такой вариант серьезно, он не имеет юридической основы. Нам
предлагают нечто несуществующее. Все условия были согласованы на момент начала
переговоров о вступлении. Турция будет продолжать вести переговоры только о
полном членстве". В октябре того же года с визитом в Берлине побывал и
Эрдоган. Повестка дня этих переговоров оказалась сложной для Турции: вступление
в Евросоюз, положение в ближневосточном регионе с учетом событий, происходящих
в Иране и Израиле, урегулирование турецко-кипрского конфликта, примирение между
армянами и турками. Анкаре было не только рекомендовано продолжить курс
модернизации в широком смысле слова, но и вплотную заняться теперь разрешением
кипрской проблемы, являющейся "одним из главных препятствий для вступления
Турции в ЕС". Это значит, что турецкую дипломатию заталкивают в тот самый
политическом лабиринт, из которого она в 2004 году еле выбралась, обнаружив,
что Кипр уже принят в члены ЕС.
Но сегодня эта проблема имеет иные "привязки". Еще
5 ноября 2003 года в докладе Комиссии Европейских Сообществ (КЕС) впервые
появилась формулировка о том, что нерешенность кипрской проблемы может
оказаться "серьезным препятствием" на пути Турции в Евросоюз".
Правда, тогда урегулирование кипрской проблемы не выставлялось перед Анкарой в
качестве главного критерия соответствия нормам ЕС. Только по мере активизации
турецкой дипломатии по всем направлениям - от ближневосточного урегулирования
до мирных кавказских инициатив - после отказа от присоединения к антииранским
санкциям, срыва цюрихского процесса по нормализации отношений с Арменией, - в
странах Евросоюза стала крепнуть уверенность в том, что именно Турция несет
главную политическую ответственность за ситуацию на Кипре. Анкара оказалась под
прессом давления на этом направлении. Тем более, что основные принципы
построения единого государства на Кипре определены: в резолюциях ООН
зафиксирована двухобщинная двухзональная федерация.
Но переговоры по кипрскому урегулированию актуальны не своей
историей, а схемой. Известно, что согласно "плану Аннана"
предусматривалось: в случае срыва переговоров развязки по спорным аспектам
урегулирования выносятся на утверждение киприотов посредством раздельных
референдумов в каждой из общин. Это положение уже тогда вызывало много вопросов
своим ультимативным характером. Тем не менее греки-киприоты не стали их
отвергать, чтобы не создавать репутацию "неконструктивно" настроенных
переговорщиков и ставить под угрозу обещанную евроинтеграцию Кипра. Турки тоже
рассчитывали на учет их интересов. Однако прямые межобщинные переговоры
провалились. Финальный проект - "план Аннана V" - предусматривал
узаконивание сохранения на постоянной основе на Кипре воинских контингентов
Греции и Турции, цели которых выходили далеко за рамки собственно безопасности
киприотов. При этом ограничивалась дееспособность основных органов власти
нового государства. Ни одно решение в парламенте не могло быть принято без
согласия турок-киприотов. Составляя меньшинство населения, обладая
установленной половиной мест в верхней палате, они фактически получали бы право
вето, проголосовав единодушно. Так что "план" принципиально менял
государственное устройство Республики Кипр. Посредством учреждения нового
государства из "образующих государств" предполагалось неформально
приравнять международно-признанную Республику Кипр - члена ООН (по турецкой
терминологии - Греческую администрацию южного Кипра) - к Турецкой республике
Северного Кипра (ТРСК), не признанной никем, кроме Турции. Оговоренное в схеме
"плана Аннана" проведение референдумов в обеих общинах, которые
постфактум должны были бы утвердить привнесенное извне решение, вряд ли
являлось полноценной альтернативой конституционному порядку. По сути, речь шла
о формировании особых полномочий Генсекретаря ООН, сопоставимых с полномочиями
Совета Безопасности ООН. Главной же опасностью для обеспечения стабильности в
регионе, было то, что эта привносимая извне модель урегулирования
консервировала межэтнические противоречия на острове, расширяла конфликтное
пространство в стратегически важном районе Восточного Средиземноморья, что в
перспективе привело бы к использованию фактора силы. Северная часть острова
могла заявить о своем выходе из конфедерации и получала шанс на референдуме
объявить или о присоединении к материковой Турции, либо требовать признания своей
независимости. С учетом именно этой перспективы Анкара и ТРСК одобрили версию
плана Аннана, а греки-киприоты выступили против. Тогда был задействован
механизм арбитража Генерального секретаря ООН с целью представить на
референдумы в обеих общинах "согласованный" текст итоговой
договоренности. В последние дни перед референдумом, назначенным на 24 апреля
2004 года, стремясь повлиять на греков-киприотов и нейтрализовать опасения,
связанные с отсутствием гарантий выполнения сторонами принимаемых обязательств,
Вашингтон и Лондон представили в СБ ООН проект резолюции, по которой роль
гаранта всех соглашений передавалась Совету Безопасности. США и Великобритании
удалось заручиться поддержкой или нейтралитетом всех членов СБ ООН, кроме
России. Москва воспользовалась право вето.
Российские возражения касались попыток извне оказать
давление на киприотов и предопределить результат их волеизъявления. С учетом
неразрешенных конфликтов на пространстве бывшего СССР - в зоне российских
жизненно важных интересов - это имело особое значение. К тому же практически по
турецкому сценарию действовала тогда и азербайджанская дипломатия в подходах
карабахскому урегулированию. В Баку могли использовать по кипрской аналогии
механизмы "навязанного арбитража", то есть принуждения Карабаха к
миру. В дальнейшем позиция - недопущение навязывания извне какой-либо модели
урегулирования - была развернута и положена в основу предложений о базовых
принципах урегулирования региональных конфликтов. Среди них - уважение
хельсинкского Заключительного акта, достижение договоренностей самими сторонами
в конфликтах, безусловный учет позиций каждой из них, недопустимость силовых
вариантов, бережное отношение к существующим переговорным и миротворческим
форматам, поэтапность урегулирования, предполагающая приоритетность мер по
неприменению силы, укреплению доверия и налаживанию диалога между сторонами.
Это был другой стиль дипломатии, который разваливал
структуры закулисных договоренностей. Анкара оказалась не готовой к такому ходу
событий. Поэтому перезапустить полномасштабный переговорный процесс по Кипру по
старому сценарию не удалось. Теперь на Кипре реализуется наиболее простая
переговорная модель: лидеры кипрских общин самостоятельно под эгидой ООН ведут
поиск такого решения, которое соответствовало бы интересам всех киприотов: и
греков, и турок. Хотя переговоры идут непросто, такой порядок находит растущую
поддержку международного сообщества. Европейский парламент в своей резолюции от
12 марта 2009 года призвал Анкару содействовать созданию благоприятного климата
для переговоров, выведя с острова свои войска и позволив двум лидерам
"свободно вести переговоры о будущем своей страны". Европарламент
также заявил о готовности принять "любые достигнутые общинами
договоренности" при условии их соответствия принципам, на которых основан
Евросоюз".
То есть, случилось так, что два стратегических партнера -
Турция и Азербайджан - практически оказались перед одними и теми же проблемами
в подходах к урегулированию схожих по своим параметрам конфликтов. А в
геополитическом смысле проблемы Кипра и проблемы Карабаха выступают уже в качестве
двух сообщающихся сосудов. Так что канцлер Ангела Меркель, вопреки утверждению
Эрдогана, мыслит все же дальновидно. Отказ от предлагаемых Анкаре мер по
кипрскому урегулированию снижает вообще миротворческий потенциал турецкой
дипломатии: как можно мирить других, если сам дерешься. Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.