Главная » 2011»Июль»19 » Станислав Тарасов: Когда и почему Анкара ратифицирует Цюрихские протоколы
Станислав Тарасов: Когда и почему Анкара ратифицирует Цюрихские протоколы
15:05
Analitika.at.ua. Заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что США
намерены вновь оживить процесс сближения Турции с Арменией и воодушевлять
стороны к его продолжению, вызвало состояние шока, прежде всего, в
Азербайджане. МИД Азербайджана по этому поводу выступил со специальным
заявлением: "Взаимоотношения Турции и Армении - это дело двух данных
государств. Мы не вмешиваемся во внутренние дела третьих стран". В то же
время Баку отметил, что если в этом вопросе будут задеты "национальные
интересы Азербайджана, естественно, Баку будет на это реагировать
соответствующим образом".
С формальной точки зрения Цюрихские протоколы, которые
Хиллари Клингтон назвала "историческими" и которые регулируют
армяно-турецкие отношения, не имеют прямого отношения к каким-либо иным проблемам
Закавказья, вообще не касаются Азербайджана. Тем не менее, азербайджанская
сторона, как считают в МИД этой страны, ссылается на факт, что "в 1993
году Турция закрыла границы с Арменией в знак протеста против «оккупации»
территорий Азербайджана, конкретно Кельбаджарского района", а "высшее
руководство Турции неоднократно заявляло, что пока не упразднена эта причина,
границы открыты не будут".
Так-то оно так, но не совсем. События "арабской
весны" показали, что Турция строго следует в фарватере американской
политики и ее способности защищать Азербайджан во взаимоотношениях с Арменией
практически исчерпаны.
США - один из архитекторов цюрихского процесса - настойчиво
"выражают желание видеть нормализацию отношений между двумя
странами". Более того, эта проблема оказывается косвенно интегрированной и
в систему карабахского урегулирования. Неслучайно министр, главный переговорщик
Турции по вступлению в ЕС Эгемен Багыш недавно заявил, что "как только
состоится рукопожатие между Арменией и Азербайджаном, на следующий же день
откроется армяно-турецкая граница". Это - далеко не факт, потому, что как
считает газета Zaman, речь идет об осуществлении "долгосрочной
комбинации". Действительно, Турция пытается сыграть "карабахскую
партию" как футбольный матч на чужом поле, поскольку исторически она не
имеет никакого отношения к этой части региона.
По идее, главным инициатором каких-либо новых идей на этом
направлении мог бы стать только Иран, поскольку в свое время Карабахское
ханство входило в состав Персидской, а не Османской империи. С учетом того, что
взваленная на свои плечи так называемая "демократическая миссия" на
Ближнем Востоке, переживающего потрясения "арабской весны",
обернулась ожидаемым экспертами рефреном курдской автономии, провозглашенной на
днях в Диарбакыре, можно смело прогнозировать отход Анкары от прежнего
внешнеполитического курса.
Во всяком случае, во время недавнего визита в Тегеран главы
МИД Турции Ахмета Давутоглу - в Иране Турции открыто дали понять, что не желали
бы оказаться в состоянии выбора между Анкарой и Дамаском. А иранский эксперт по
вопросам Турции Бахрам Амир Ахмадиан, говоря о ситуации в Сирии, предупредил,
что на этом направлении могут столкнуться интересы Ирана и Турции, если,
конечно, Турция признает сирийскую оппозицию, как это было сделано в отношении
ливийской. Все это означает, что проблемы нормализации турецко-армянских
отношений и карабахского урегулирования уже давно приобрели статус не
двухсторонних отношений между Азербайджаном и Арменией, или Турцией и Арменией,
а эволюционируют в сторону регионального значения, став в один ряд с
ближневосточным и кипрским урегулированием.
Вот почему у США существует устойчивое убеждение в том, что
карабахское урегулирование будет иметь комплексный характер. Неслучайно
госсекретарь Хиллари Клинтон в ходе визита в Турцию обсуждала эти вопросы с
лидером Народно-республиканской партии (НРП) Турции Кемалом Киличдароглу. Для
того, чтобы лишить возможности правящую партию Реджепа Тайипа Эрдогана
разыграть проблему ратификации цюрихских протоколов через оппозицию, она решила
обвинить именно оппозицию Турцию в провале армяно-турецкого процесса:
"Когда во время встреч с представителями власти я поинтересовалась, почему
протоколы не вносятся в повестку парламента, мне ответили, что против этого
выступает НРП, из-за чего эти документы и не представляются на ратификацию
парламенту". Киличдароглу, выразив удивление по этому поводу, отметил, что
"правительство не сообщает нам никаких данных относительно
протоколов" и что "с их содержанием мы знакомы только благодаря
прессе".
Одним словом, США тактически разводят проблемы карабахского
урегулирования и цюрихского процесса, вынуждая Турцию действовать уже по
разработанному сценарию. Причем давление на Турцию на этом направлении будет
нарастать. В этой связи можно согласиться с мнением армянского эксперта Игоря
Мурадяна, который считает, что Запад не рассматривает Армению исключительно в
контексте ее сотрудничества с Россией, а рассматривает, скорее, в плане
усиления армянского фактора как элемента сдерживания Турции на кавказском
направлении.
Поэтому схема и логика урегулирования турецко-армянских
отношений рассчитана на ввод в большую региональную политику армянского
фактора, когда проблемы Карабаха приобретают уже вторичное значение.
К тому же "арабская весна", встреченная
руководством Турцией с чувствами политической эйфории, создала для страны массу
сложнейших проблем. Взятый курс на более тесное сближение с Западом породил
реальные риски внутренней трансформации в сторону фрагментации национальной
территории, что вынуждает Анкару искать новые варианты действий. Это -
непросто.
Отказ от сближения с Западом неизбежно толкнет Турцию в
сторону геополитической маргинализации.
Сближение с Западом угрожает территориальной целостности
страны.
Поэтому не случайно председатель постоянной комиссии
Национального Собрания Армении по вопросам европейской интеграции Наира
Зограбян выступила с заявлением, что к "армяно-турецким протоколам можно
вернуться через год", тогда, когда Турция откажется от декларируемых, но
не имеющих юридического обоснования предусловий. Но Анкара в принципе
предполагала именно такой сценарий, проигнорировав карабахский фактор во время
подписания Цюрихских протоколов. Теперь наступает время для следующих ходов. ИА
REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.