Главная » 2011»Август»24 » Станислав Тарасов: Кто позволит Азербайджану начать войну?
Станислав Тарасов: Кто позволит Азербайджану начать войну?
15:44
Analitika.at.ua. Сообщения о том, что подписанные в 2009 году в Швейцарии
протоколы с Арменией сняты c повестки дня турецкого парламента, вызвали
неоднозначную оценку со стороны экспертного сообщества. С формальной точки
зрения законопроекты, которые не были обсуждены прежним составом турецкого
парламента, считаются потерявшими свою юридическую силу. Так с повестки дня
Великого национального собрания Турции были сняты - наряду с протоколом об
установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией - еще 898
законопроектов и постановлений. Но исходя из той же формальной точки зрения,
правительство Реджепа Тайипа Эрдогана может их вновь ввести в повестку дня
парламента. Поэтому интрига в том, намерен ли это сделать новый кабинет
министров Турции? Если да, то когда, если нет, то почему?
Но прежде всего о том, отвечали ли национальным интересам
Турции цюрихские протоколы? Безусловно, да, и их подписание можно отнести к
одному из выдающихся достижений турецкой дипломатии. Потому, что, во-первых, Ереван
фактически отказывался от каких-либо территориальных претензий к Турции,
во-вторых, проблема Геноцида - с согласия Еревана - выводилась за скобки
большой политики. Это хорошо понимала и понимает Анкара, которая время от
времени возвращалась на официальном уровне к протоколам, оговаривая их
ратификацию некоторыми конъюнктурными обстоятельствами, связанными с
карабахским урегулированием. Если же турецкое правительство публично заявит об
отказе вновь внести протоколы в регламент парламента, то вряд ли в обозримом
будущем ему удастся вернуть в отношении Еревана прежние позиции.
Доволен ли был этими документами Ереван? Одна часть
армянского политического класса понимала, что нормализация отношений с Турцией
открывает перед страной новые геополитические горизонты, создает иные
возможности для решения "армянского вопроса", выводя его за скобки
карабахского урегулирования, и возводя его до статуса только двухсторонних
отношений с Турцией. Другая часть этого класса, включая и западную диаспору,
резко критиковала позицию президента Сержа Саргсяна, полагая, что он наступил
" на горло национальной песни", поспешил с принятием решения, тогда
как ход событий в регионе "Большого Ближнего Востока" способен ввести
"армянский вопрос" в плоскость уже начавшегося передела сфер влияния
в этом регионе мира.
Против продвижения протоколов в турецком парламенте активно
выступал Азербайджан. Он полагал, что вывод Армении из блокады укрепит ее
позиции в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. Похоже, что
бакинская дипломатия отказывалась просчитывать потенциально позитивные для себя
возможности цюрихских документов - окружить Ереван "тюркским
кольцом", сыграть с ним сразу на двух площадках, и продвигать процесс
карабахского урегулирования. В конечном счете, если бы в треугольнике
Анкара-Ереван-Баку удалось бы запустить механизм "Дорожной карты", то
Азербайджан получал реальный шанс изменить смысл и редактуру так называемых
обновленных Мадридских принципов, по которым он находится в проигрышной
ситуации. Однако произошло "обнуление позиций" в ситуации, когда
политические и геополитические процессы в регионе стали демонстрировать
заметную динамику.
Кто выигрывает? Конечно, Армения, поскольку карабахский
конфликт загнан в сценарий одновариантного решения: либо он продолжает,
по-прежнему, пребывать в "замороженном" состоянии", а Карабах
выигрывает важное для себя историческое время, либо все идет к силовому
варианту выхода из ситуации. Но кто позволит Азербайджану, окутанному сетью
газопроводных и нефтепроводных коммуникаций, своим волевым решением начать
войну? В случае, если в бакинском правящем классе верх будут брать
"ястребы", то они будут нейтрализованы согласованными усилиями
главных игроков в регионе. В этой связи можно согласиться с мнением эксперта
Центра общественных связей при Аппарате президента Армении Сергея Шакарянца,
что "до конца текущего года, Армении и Азербайджану будет предложена еще
пара-тройка новых инициатив по достижению урегулирования", а затем "
страны-сопредседатели плавно заморозят переговорный процесс, дав сторонам
время, чтобы подумать над этими новыми инициативами". Более того, если до
конца 2011 года Баку и Еревану не удастся подписать соглашение о неприменении
силы, то "будут задействованы определенные механизмы по сбалансированию
ситуации в регионе, и предотвращению новой эскалации карабахского
конфликта".
Мы же добавим к этим тезисам еще одно замечание: скорее
всего, от Закавказья будет отсекаться Турцию под предлогом ее отказа от
ратификации цюрихских протоколов. Наконец, после того, как Иран принял
подготовленный Россией и поддержанный США план по урегулированию ядерной
проблемы, одним из первых шагов по выводу Тегерана из внешнеполитической
изоляции может стать подключение его к конструированию региональной системы
безопасности. Это фактор если не ликвидирует, то заметно ослабит влияние
Турции. Неслучайно Анкара уже открыто фиксирует усиливающиеся конкурентные
возможности Тегерана на ливийском и сирийском направлениях. В то же время
Армения получает возможность для более широкого политико-дипломатического
маневрирования. Она может продолжать разыгрывать "цюрихскую карту",
как в отношениях с Ираном и с Турцией, так и Западом.
Наконец, нельзя исключать и того, что Анкара, ссылаясь на
то, что она не принимала специальных решений относительно протоколов, будет
продолжать держать эту проблему в "подвешенном" состоянии" со
ссылкой на бюрократические процедуры. Если такое произойдет, то это будет игра
Турции, но уже не в отношении Армении, а в сторону Азербайджана. Потому, что в
повестке дня политики Турции остро встали курдская и сирийская проблемы, то
есть те факторы, которые не играли заметной роли в 2009 году, когда в Швейцарии
были подписаны протоколы о нормализации турецко-армянских отношений. Сегодня на
Ближнем Востоке действительно все быстро и качественно меняется, и может
случиться так, что вскоре мир заговорит не об альянсе Анкара-Баку, а о союзе
Ереван - Анкара. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.