Суббота, 21.12.2024, 17:43
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 24 » Станислав Тарасов: Кто позволит Азербайджану начать войну?
Станислав Тарасов: Кто позволит Азербайджану начать войну?
15:44

Analitika.at.ua. Сообщения о том, что подписанные в 2009 году в Швейцарии протоколы с Арменией сняты c повестки дня турецкого парламента, вызвали неоднозначную оценку со стороны экспертного сообщества. С формальной точки зрения законопроекты, которые не были обсуждены прежним составом турецкого парламента, считаются потерявшими свою юридическую силу. Так с повестки дня Великого национального собрания Турции были сняты - наряду с протоколом об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией - еще 898 законопроектов и постановлений. Но исходя из той же формальной точки зрения, правительство Реджепа Тайипа Эрдогана может их вновь ввести в повестку дня парламента. Поэтому интрига в том, намерен ли это сделать новый кабинет министров Турции? Если да, то когда, если нет, то почему?

 

Но прежде всего о том, отвечали ли национальным интересам Турции цюрихские протоколы? Безусловно, да, и их подписание можно отнести к одному из выдающихся достижений турецкой дипломатии. Потому, что, во-первых, Ереван фактически отказывался от каких-либо территориальных претензий к Турции, во-вторых, проблема Геноцида - с согласия Еревана - выводилась за скобки большой политики. Это хорошо понимала и понимает Анкара, которая время от времени возвращалась на официальном уровне к протоколам, оговаривая их ратификацию некоторыми конъюнктурными обстоятельствами, связанными с карабахским урегулированием. Если же турецкое правительство публично заявит об отказе вновь внести протоколы в регламент парламента, то вряд ли в обозримом будущем ему удастся вернуть в отношении Еревана прежние позиции.

 

Доволен ли был этими документами Ереван? Одна часть армянского политического класса понимала, что нормализация отношений с Турцией открывает перед страной новые геополитические горизонты, создает иные возможности для решения "армянского вопроса", выводя его за скобки карабахского урегулирования, и возводя его до статуса только двухсторонних отношений с Турцией. Другая часть этого класса, включая и западную диаспору, резко критиковала позицию президента Сержа Саргсяна, полагая, что он наступил " на горло национальной песни", поспешил с принятием решения, тогда как ход событий в регионе "Большого Ближнего Востока" способен ввести "армянский вопрос" в плоскость уже начавшегося передела сфер влияния в этом регионе мира.

 

Против продвижения протоколов в турецком парламенте активно выступал Азербайджан. Он полагал, что вывод Армении из блокады укрепит ее позиции в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. Похоже, что бакинская дипломатия отказывалась просчитывать потенциально позитивные для себя возможности цюрихских документов - окружить Ереван "тюркским кольцом", сыграть с ним сразу на двух площадках, и продвигать процесс карабахского урегулирования. В конечном счете, если бы в треугольнике Анкара-Ереван-Баку удалось бы запустить механизм "Дорожной карты", то Азербайджан получал реальный шанс изменить смысл и редактуру так называемых обновленных Мадридских принципов, по которым он находится в проигрышной ситуации. Однако произошло "обнуление позиций" в ситуации, когда политические и геополитические процессы в регионе стали демонстрировать заметную динамику.

 

Кто выигрывает? Конечно, Армения, поскольку карабахский конфликт загнан в сценарий одновариантного решения: либо он продолжает, по-прежнему, пребывать в "замороженном" состоянии", а Карабах выигрывает важное для себя историческое время, либо все идет к силовому варианту выхода из ситуации. Но кто позволит Азербайджану, окутанному сетью газопроводных и нефтепроводных коммуникаций, своим волевым решением начать войну? В случае, если в бакинском правящем классе верх будут брать "ястребы", то они будут нейтрализованы согласованными усилиями главных игроков в регионе. В этой связи можно согласиться с мнением эксперта Центра общественных связей при Аппарате президента Армении Сергея Шакарянца, что "до конца текущего года, Армении и Азербайджану будет предложена еще пара-тройка новых инициатив по достижению урегулирования", а затем " страны-сопредседатели плавно заморозят переговорный процесс, дав сторонам время, чтобы подумать над этими новыми инициативами". Более того, если до конца 2011 года Баку и Еревану не удастся подписать соглашение о неприменении силы, то "будут задействованы определенные механизмы по сбалансированию ситуации в регионе, и предотвращению новой эскалации карабахского конфликта".

 

Мы же добавим к этим тезисам еще одно замечание: скорее всего, от Закавказья будет отсекаться Турцию под предлогом ее отказа от ратификации цюрихских протоколов. Наконец, после того, как Иран принял подготовленный Россией и поддержанный США план по урегулированию ядерной проблемы, одним из первых шагов по выводу Тегерана из внешнеполитической изоляции может стать подключение его к конструированию региональной системы безопасности. Это фактор если не ликвидирует, то заметно ослабит влияние Турции. Неслучайно Анкара уже открыто фиксирует усиливающиеся конкурентные возможности Тегерана на ливийском и сирийском направлениях. В то же время Армения получает возможность для более широкого политико-дипломатического маневрирования. Она может продолжать разыгрывать "цюрихскую карту", как в отношениях с Ираном и с Турцией, так и Западом.

 

Наконец, нельзя исключать и того, что Анкара, ссылаясь на то, что она не принимала специальных решений относительно протоколов, будет продолжать держать эту проблему в "подвешенном" состоянии" со ссылкой на бюрократические процедуры. Если такое произойдет, то это будет игра Турции, но уже не в отношении Армении, а в сторону Азербайджана. Потому, что в повестке дня политики Турции остро встали курдская и сирийская проблемы, то есть те факторы, которые не играли заметной роли в 2009 году, когда в Швейцарии были подписаны протоколы о нормализации турецко-армянских отношений. Сегодня на Ближнем Востоке действительно все быстро и качественно меняется, и может случиться так, что вскоре мир заговорит не об альянсе Анкара-Баку, а о союзе Ереван - Анкара. ИА REGNUM

Категория: Политобозрение | Просмотров: 1067
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru