Главная » 2011»Июль»9 » Станислав Тарасов: Спасет ли "план Медведева" Закавказье от войны
Станислав Тарасов: Спасет ли "план Медведева" Закавказье от войны
00:24
Analitika.at.ua. Глава МИД РФ Сергей Лавров посетил с визитом Ереван и
Баку. Это - его первая поездка в регион после провала саммита в Казани Медведев
- Алиев - Саргсян по карабахскому урегулированию. До этого в Москве Сергей
Лавров встречался со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. Через
несколько дней в Россию с официальным визитом прибудет министр иностранных дел
Азербайджана Эльмар Мамедъяров, который уже побывал с визитом в Париже.
Напомним, что министр иностранных дел Франции Ален Жюппе объявил, что будут
сделаны дополнительные предложения по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта, "чтобы все-таки возможно было достичь какого-то соглашения по
этому вопросу".
Сергея Лаврова в Армении в Азербайджане принимали на высоком
уровне: в Ереване он был принят президентом Сержем Саргсяном, в Баку -
президентом Ильхамом Алиевым. В этой связи на сайте МИД РФ появилось сообщение,
что по итогам состоявшейся в Казани дискуссии глава России Сергей Лавров
передал подготовленное Дмитрием Медведевым послание президентам Азербайджана и
Армении Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну, в котором, надо полагать, содержатся
те самые предложениями, о которых ранее сообщал Париж. Теперь они должны быть
изучены конфликтующими сторонами. Как долго будет отведено этому процессу -
никто не знает. Точно также ничего неизвестно относительно сути выявленного
российского видения карабахского урегулирования. Правда, глава МИД России
Сергей Лавров на совместной пресс-конференции в Москве с армянским коллегой
Эдвардом Налбандяном, заявил, что "Россия остается на позициях, изложенных
в принятом в Довиле заявлении президентов России, США и Франции, а также
одобренных в последние несколько лет президентами Азербайджана и Армении при
участии президента Российской Федерации".
Поэтому можно сделать вывод, что "план Медведева"
может содержать только новые позиции по каким-то техническим деталям в уже
подготовленном Минской группой ОБСЕ мирном соглашении, но не изменит базовые
принципы карабахского урегулирования. Это вытекает и из заявления, сделанного
сопредседателями Минской группы ОБСЕ Бернаром Фасье от Франции, Робертом
Брадтке от США и Игорем Поповым от России. В нем отмечается, что
"оставшиеся разногласия между сторонами нагорно-карабахского конфликта не
должны мешать принятию базовых принципов".
Но проблема в том, что и "базовые принципы",
которыми оперируют как конфликтующие стороны, так и посредники, толкуются
по-разному. К примеру, бакинский политолог Расим Мусабеков недавно в одной
дискуссии изложил следующую позицию: "Всеобъемлющего и устраивающего все
стороны конфликта решения нет. К нему нужно двигаться шаг за шагом, устраняя
последствия конфликта. Базой такого соглашения может служить международное
право, которое предполагает обеспечение мира и безопасности, уважение
суверенитета, территориальной целостности Азербайджана и прав населения
Нагорного Карабаха. Все перечисленное аккумулировано в известных Мадридских
принципах. На саммите в Астане президенты Азербайджана и Армении своими подписями
присоединились ко многим из принципов урегулирования, которые были обнародованы
президентами стран-посредников (РФ, США и Франции) в Мускоко. Полагаю, что
сейчас на очереди принятие сторонами Мадридского документа в целом. Затем
начнется работа над рамочным мирным договором и с божьей помощью можно
надеяться, что мирный процесс из плоскости переговоров наконец-таки удастся
перевести в практическую плоскость".
С практической плоскостью пока, как известно, ничего не
получается. Хотя бы потому, что армянская сторона уже опубликовала свою версию
Мадридских принципов, которые предусматривает для Карабаха первоначально
"промежуточный статус", а вслед за этим референдум о статусе.
Азербайджанская сторона оспаривает эту позицию и вместо того, чтобы предать
гласности Мадридские принципы, отделывается только общими комментариями.
Поэтому нельзя считать случайными попытки Баку изменить переговорный формат,
чтобы начать все "с чистого листа". Точно также неслучаен и факт, что
сразу после саммита в Казани сопредседатели и посол Анджей Каспшик провели
отдельные встречи с новым генсеком ОБСЕ Ламберто Заньером, на которых
обсуждался статус мирного процесса по нагорно-карабахскому конфликту. Кстати,
по этому поводу глава МИД России Сергей Лавров высказался однозначно: "Не
думаю, что разговоры об изменении формата посредничества, особенно на нынешней
решающей стадии, будут продуктивными. Они лишь создают иллюзию, что, измени
формат, и содержание тут же само собой утрясется. Как правило, идеи постоянно
модифицировать формат посредничества отвлекают внимание от существа. Это
относится и к другим ситуациям. Например, есть немало задумок поменять формат
по приднестровскому урегулированию. Я думаю, это все от лукавого. Главное -
политическая воля сопредседателей Минской группы ОБСЕ, признанных сторонами в
качестве посредников. И из этого нужно исходить".
Это означает, что Россия по-прежнему к процессу карабахского
урегулирования, как и к приднестровскому, пытается подойти с использованием
старых политико-дипломатических технологий. Возможно, как считает директор
Кавказской программы Международной кризисной группы (ICG) Лоуренс Шитс, это
объясняется тем, что "Запад не выдал Медведеву карт-бланш ни на одном из
этих направлений". Но директор по исследованиям Freedom House Кристофер
Уокер предупреждает, что главная опасность, например, в Закавказье сейчас не в
проблеме Карабаха как таковой, а в факте "отсутствия институциональной
ответственности в Баку и Ереване", в том, что "власть там находится в
руках тех политических сил, которые не демонстрируют признаков серьезных
реформистских инициатив". Война им может заменить все. В августе 2008 года
мир убедился в этом на примере Грузии.
Поэтому Шитс полагает, что конфликтующие стороны "как
никогда близки к войне", поскольку Баку может вырваться из
"мадридского капкана" только двумя способами: добиваться новой
редакции "базовых принципов", что вполне возможно только в случае,
если ЕС начнет собственную игру в Закавказье, или начинать войну.
Или принять все же "план Медведева", что, на наш
взгляд, маловероятно. Заметим, что это обстоятельство начинает вызывать
заметное беспокойство в Европе, поскольку там считают, что "новая война в
регионе будет иметь более масштабный характер, чем предыдущая". ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.