Главная » 2011 » Декабрь » 12 » Станислав Тарасов: Вашингтон, Анкара, Ереван и Тбилиси готовят политический сюрприз для Баку
Станислав Тарасов: Вашингтон, Анкара, Ереван и Тбилиси готовят политический сюрприз для Баку
00:25
Analitika.at.ua. Турецкая газета Hurriyet Daily News, комментируя встречу
в рамках саммита глав МИД ОБСЕ главы МИД Турции Ахмета Давутоглу со швейцарским
президентом Мишлен Кальми-Рей в Вильнюсе выступила с заявлением о том, что
Анкара пытается реанимировать цюрихский процесс по нормализации отношений между
Турцией и Арменией. Газета также утверждает, что Анкара проводит зондаж
относительно желания и возможностей Швейцарии вновь сыграть посредническую
роль, если Армения и Азербайджан предпримут "прогрессивные шаги в
урегулировании карабахского конфликта".
Но цюрихские протоколы не завязаны на проблему карабахского
урегулирования. Она была внесена Азербайджаном, выступившего против
нормализации турецко-армянских отношений до тех пор, пока Армения не освободит
все азербайджанские районы. Именно Баку предпринял колоссальные
политико-дипломатические усилия для того, чтобы сорвать процесс ратификации
турецким парламентом этих документов. Поэтому логично выглядели бы действия США
по организации политико-дипломатического давления, прежде всего, на Азербайджан
с целью - если не снять полностью его претензии к этим документам, - то хотя бы
их "модернизировать". Так оно и происходит. Госсекретарь США Хиллари
Клинтон в своем заявлении от 9 декабря 2011 года по поводу Международного дня
прав человека, говоря о нарушениях в этой сфере, решила упомянуть и
Азербайджанскую Республику в качестве одного из негативных примеров. В ответ
заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджанской
Республики Новруз Мамедов обвинил Вашингтон в политике двойных стандартов,
поскольку Госдеп "практически полностью игнорировал вопрос о нарушенных
правах почти 1 миллиона азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев,
ставших жертвами армянской агрессии". По его словам, "складывается
впечатление, что имеет место неестественная любовь к Армении со стороны
Соединенных Штатов". Более того, по мнению Новруза Мамедова,
"складывается впечатление, что у США есть какие-то серьезные обязательства
перед армянской диаспорой, что заставляет как медиа-структуры, так и
официальных лиц, высказывать негативные оценки исключительно об Азербайджане,
при этом отзываясь об Армении лишь в положительном ключе".
Действительно налицо признаки новой политико-дипломатической
комбинации, осуществляемой Вашингтоном в Закавказье. Объективно говоря, в
Азербайджане не больше и не меньше демократии, чем в других закавказских
государствах. Но на сей раз Госдеп главный упор в своей критике сконцентрировал
на Азербайджане. А ранее была сорвана встреча представителей армянской и
азербайджанской общин Нагорного Карабаха, которую Баку готовил долго и
тщательно. Поэтому смысл первого звена готовящейся Западом комбинации, на наш
взгляд, заключается в том, что до тех пор, пока в Азербайджане не произойдут
политические процессы, которые будут восприниматься США как демократические,
вряд ли стоит ожидать прогресса в карабахском урегулировании.
Второе звено: в западных СМИ заметно увеличивается число
публикаций, в которых стали сравнивать президента Азербайджана Ильхама Алиева с
его сирийским коллегой Башаром Асадом. Третье звено комбинации: и в бакинских
СМИ все больше появляется материалов с критикой внешней политики страны. В
частности, недавно газета "Зеркало" обратила внимание на слова главы
администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева о том, что
"деятельность стран-членов Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) нельзя считать
удовлетворительной". При этом автор публикации констатирует, что критика
Мехтиева в адрес МГ ОБСЕ диссонирует с совместным заявлением глав МИД
Азербайджана и Армении и стран-сопредседателей Минской группы в Вильнюсе, где
выражается поддержка усилиям посредников. Автор также отмечает: "Если
Азербайджан призывает перейти к разработке большого мирного соглашения без
завершения работы над базовыми принципами, то необходимо заявить, что
пакетно-поэтапный подход, которого придерживались сопредседатели в течение семи
лет и который, кстати, был поддержан официальным Баку, был ошибочным". То
есть речь идет о разрушении Мадридских принципов, являющихся основой нынешнего
переговорного процесса по карабахскому урегулированию.
А что взамен? Так мы выходим на четвертое звено комбинации:
в Турции активизировались дебаты по поводу цюрихских протоколов, направленных
на нормализацию армяно-турецких отношений. Так побывавший на днях с визитом в
Турции вице-президент США Джозеф Байден настойчиво призывал руководство Турции
предпринять конкретные шаги в сторону нормализации отношений с Арменией. При
этом он предупредил Анкару, что в США сформирована сильная антитурецкая
коалиция, состоящая из представителей еврейской, греческой и армянской диаспор,
которая в преддверии президентских выборов намерена предпринять еще одну
попытку провести через Сенат резолюцию о признании Геноцида армян. Ранее по
этой проблематике высказался в Вашингтоне на конференции "Южный Кавказ 20
лет спустя после обретения независимости" помощник заместителя
госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Эрик Рубин: "Мы очень долго
и упорно работали над процессом примирения Армении и Турции. Мы думали, что нам
удастся достичь прогресса. Безусловно, мы добились его посредством переговоров
по протоколам о нормализации отношений между странами, которые стали самым
прямым и широким диалогом между Арменией и Турцией в течение современной
истории. Однако на данный момент процесс заморожен, но мы надеемся на его
дальнейшее продвижение. Этот вопрос мы регулярно поднимаем в ходе официальных
встреч в Анкаре и Ереване. Воодушевляет то, что правительства двух стран
согласны с этим, и об этом говорит не только подписание протоколов, но и
официальные заявление сторон о том, что отношения будут нормализованы и
нынешняя ситуация ненормальна. Такова политика обеих стран, которой не было еще
пару лет назад".
Более того, Эрик Рубин констатировал: нагорно-карабахский
вопрос не является частью официально обсуждаемой проблемы. Это - во-первых.
Во-вторых, по его оценке, в ситуации, когда в Турции завершены парламентские
выборы, а в Армении предстоят выборы президентские (предстоящие в Армении парламентские
выборы Рубин проигнорировал), наступает момент для прорыва в турецко-армянских
отношениях. Добавим к этому еще одну загадочную фразу Рубина: "США
привержены тому, чтобы помочь продвижению вопроса. И я верю, что чуть
приоткрывшаяся дверь начнет открываться намного быстрее".
Откуда такая уверенность у высокопоставленного американского
чиновника, ведь побывавший недавно в Баку с визитом председатель комиссии по
внешним связям парламента Турции Волкан Бозкыр заверял своих азербайджанских
коллег в том, что он не намерен вносить в повестку дня турецкого парламента
цюрихские протоколы: "Нагорно-карабахская проблема является проблемой не
только для Азербайджана, но и для Турции. Решение этих вопросов - возврат
оккупированных азербайджанских территорий, возвращение насильно изгнанных с
этих территорий беженцев - остается и нашей проблемой до тех пор, пока этот
вопрос не будет закрыт. Пока эта проблема не решится так, как того желает
Азербайджан, Турция не откроет границ с Арменией". Однако заявление турецкого
парламентария примечательно не только этим. Он раскрыл некоторые
"карты", связанные с подписанием в октябре 2009 года цюрихских
документов. По его словам, "подписание протоколов в действительности
происходило в условиях поиска ответов на такие вопросы, как "будет ли
найден путь к решению проблемы Азербайджана", "может ли быть
восстановлен мир в регионе"...". За этими общими фразами турецкого
дипломата скрываются тогдашние попытки Анкары и Баку развалить
армяно-российский союз, привлекая Армению не только восстановлением отношений с
Турцией, но и открытием границ между двумя странами и перспективой вывода ее к
портам Черного моря. Тогда не получилось. Что касается нынешнего момента, то
налицо дипломатическая вилка: если Турция по каким-либо причинам не устоит под
давлением США в деле ратификации цюрихских протоколов, то в этот процесс должна
активно вмешаться азербайджанская дипломатия. Как и каким образом, если Баку,
вступив на путь ревизии Мадридских принципов, сам выводит в эпицентр большой
игры цюрихские протоколы?
Пятый признак комбинации: по оценке многих экспертов, хотя
Анкара на словах проявляет солидарность с Баку по проблемам Карабаха, на деле
она постепенно воскрешает "дух Цюриха" - постепенно разводит
турецко-армянские отношения и карабахскую проблему. 22-23 ноября в Ереване в
рамках проекта USAID "Содействие армяно-турецкому сближению" прошел
второй армяно-турецкий бизнес-форум. Около ста предпринимателей из обеих стран
говорили о развитии бизнес-связей в условиях отсутствия дипотношений и закрытой
сухопутной границы, о создании совместных предприятий и увеличении
товарооборота. На этом форуме было отмечено, что в прошлом году товарооборот
Армении и Турции составил 212,1 млн. долларов - 4,4% от внешнеторгового оборота
Армении. Разве это блокада Армении со стороны Турции? Сегодня торговля между
Арменией и Турцией осуществляется в основном через территорию Грузии. Как
утверждает армянский политолог Армен Ханбабян, в этом заинтересована Грузия,
начинающая более активно выступать в роли "модератора" в
армяно-турецких отношениях. Вот почему многие эксперты сейчас гадают о причинах
недавних долгосрочных визитов в Грузию сначала главы правительства Армении, а
затем и президента - они вместе пробыли в Тбилиси шесть дней. Официально было
заявлено, что стороны обсуждали вопросы упрощения пограничных и таможенных
процедур на грузино-армянской границе. По факту же речь шла о возможности
введения единого трехстороннего армяно-грузинско-турецкого таможенного режима.
Такой сценарий фактически укладывается в логику воссоздания условий,
прописанных в цюрихских протоколах, но с выводом на первые позиции вместо
Азербайджана - Грузии. Таким образом, Тбилиси начал "игру" против
Баку.
Наконец, шестой признак комбинации: глава турецкого МИД
Ахмед Давудоглу сообщил о готовности Турции обсудить вопрос событий 1915 года с
Арменией в рамках совместной исторической комиссии. Говоря иначе, призвал
вернуться к тому, что прописано в цюрихских документах. По его словам, подобное
обсуждение могло бы положительно повлиять на процесс нормализации
армяно-турецких отношений. Подобное возможно только в случае, если в повестку
дня турецкого парламента на ратификацию будут внесены цюрихские протоколы. Так
что, если описанные нами политико-дипломатические тенденции будут набирать
силу, то Баку следует быть готовым к сюрпризу, подготовленному ему совместными
усилиями Вашингтона, Анкары, Еревана и Тбилиси. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.