Главная » 2010»Сентябрь»6 » Станислав Тарасов: Закавказье - общая игра Москвы и Анкары
Станислав Тарасов: Закавказье - общая игра Москвы и Анкары
15:32
Analitika.at.ua. Отношения между Баку и Анкарой стороны
публично выставляют как стратегическое партнерство. Этот термин получил свое
юридическое обрамление после того, как недавно в ходе визита в Азербайджан
президента Турции Абдуллы Гюля стороны заключили соответствующий договор.
Почему так поздно и что мешало сторонам раньше от слов перейти к делу?
После приобретения Азербайджаном независимости Турция для
него стала чуть и не единственным коридором в "большую политику".
Через эту страну Азербайджан получал возможность выводить свои энергоресурсы в
обход России на Запад. В свою очередь, для Турции, позиции которой после
"холодной войны" были ослаблены, Азербайджан становился единственным
мостом, по которому она могла проникнуть в "тюркский мир" на
постсоветском пространстве. После 1991 года такие попытки предпринимались, но у
Анкары не хватило финансовых средств и политических возможностей для ведения
широкомасштабной геополитической игры. Пожалуй, единственным достижением этого
периода стал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан - символ геополитических игр 90-х
годов прошлого века. Но оператором трубы и фактическим контролирующим ее
владельцем оказался концерн British Petrolleum (ВР), интересы которого в
поставках нефти отождествлялись многими экспертами не с Турцией, а с
экономико-политическими интересами Британии в регионе. Опираясь на Лондон, Баку
продвигал известный лозунг "бир миллет - ики девлет" ("одна
нация - два государства"). Но особый характер отношений между Азербайджаном
и Турцией подчеркивался все же президентами Гейдаром Алиевым и Сулейманом
Демирелем. Правда, многие эксперты предполагали, что это - не альянс
равноправных партнеров, поскольку обладающий энергоресурсами, достаточно
развитый, но молодой независимый Азербайджан в лице Турции нуждался тактически
в поддержке на международной арене. Кстати, президент Гейдар Алиев предвидел
возможность нормализации во взаимоотношениях между Турцией и Арменией.
Для того, чтобы блокировать этот процесс, Баку удалось продвинуть
специальный протокол, который был принят во время образования 28 апреля 1999
года 57-го коалиционного правительства в Турции во главе с Бюлентом Эджевитом.
В нем указывалось, что основным условием для установления отношений с Арменией
должно стать освобождение оккупированных районов и отказ западного армянского
лобби "от вражеской компании против Турции на международной арене".
Ситуация стала заметно меняться с момента, когда в Турции в
результате досрочных выборов 3 ноября 2002 года в парламент прошли лишь Партия
Справедливости и Развития (ПСР) и Народно-Республиканская Партия (НРП). Было
сформировано 59-е правительство во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Вскоре заявленный Анкарой новый внутриполитический и
внешнеполитический курс высветил "букет проблем" с Азербайджаном,
прежде всего, в системе международных отношений. Анкара в отношениях с Баку
стала решительнее выступать в роли "старшего брата", использовать в
своих геополитических интересах даже фактор карабахского конфликта. Наиболее
наглядно это проявилось тогда, когда Турция подписала с Арменией Цюрихские
протоколы о нормализации двухсторонних отношений. Так были обозначены разные
подходы Турции и Азербайджана к проблеме регионального развития и региональной
безопасности. Поэтому с того момента, когда руководство Азербайджана направило
Анкаре жестко сформулированное послание, а президент Ильхам Алиев отказался
принять приглашение турецкого президента Абдуллы Гюля участвовать в проводимой
под эгидой ООН в Стамбуле конференции "Альянс цивилизаций", стало
очевидно, что между правящими режимами двух стран пробежала "черная
кошка".
Президент Ильхам Алиев объявил о том, что Азербайджан
"будет рассматривать альтернативные варианты экспорта своего природного
газа", напомнил Турции о том, что до недавнего времени Азербайджан
продавал природный газ Турции на 30 процентов дешевле в сравнении с ценой на
мировом рынке. Кроме того, Алиев упомянул Россию, Иран и Черное море как
альтернативные маршруты транспортировки азербайджанского газа. Неслучайно вскоре
"Газпром" и азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR
подписали соглашение об экспорте 500 миллионов кубометров азербайджанского газа
в Россию по цене, которую Алиев назвал "взаимовыгодной".
В итоге впервые после 1990-х годов Анкаре из Баку был подан
сигнал: прежнее партнерство, основанное на старом фундаменте энергетических
коридоров, подгонка под него политического и геостратегического баланса в
регионе, - терпят провал. Но вряд ли это было геополитическим просчетом Турции,
поскольку она одновременно выстраивала отношения и с Россией, в том числе -
развивая энергетическое сотрудничество. Неслучайно Анкара спокойно отнеслась к
продлению сроков аренды российской военной базы в Гюмри, не усматривая для себя
в этом угрозу. Это означает, что в парадигме отношений Анкара-Баку, за скобками
которой ранее маячили в качестве так называемой "третьей силы" то
Великобритания, то США или ЕС, все более устойчивое место стала занимать
Россия.
Анкара, делающая время от времени официальные заявления о
необходимости нормализации отношений с Арменией "при условии освобождения
оккупированных районов", объективно оказывает давление на Баку и на
переговорный процесс по Карабаху. В свою очередь, Москва, играя на заявлениях
Баку о возможности силового варианта урегулирования карабахского конфликта,
укрепила в Армении свое военное и политическое присутствие. В итоге Россия и
Турция получили возможность для реализации некоторых пунктов общей повестки дня
в выстраивании стратегического и долгосрочного партнерства в Черноморско-Каспийском
регионе. Карабах перестал быть для них камнем преткновения, что создает шансы
для перевода переговорного процесса по этой проблеме на новый уровень.
Если, к примеру, Анкара пойдет на ратификацию Цюрихских
протоколов, а Ереван в ответ начнет процесс освобождения оккупированных
азербайджанских районов, то ситуация в регионе начнет качественно меняться в
сторону увеличения влияния Турции на Азербайджан. Рано или поздно такая
"карта" будет разыграна.
И еще. Пожалуй, главной сенсацией состоявшегося визита
президента РФ Дмитрия Медведева в Баку стало заявление главы
"Газпрома" Алексея Миллера о возможности выкупа у British Petrolleum
(ВР) доли как в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, так и в проекте разработки
газового месторождения Шах-Дениз, находящегося в азербайджанском секторе
Каспийского моря. Для Закавказья это означает смену символов и главных векторов
в политике. Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.