Analitika.at.ua. 12 апреля ОБСЕ провела мониторинг на линии
соприкосновения сил азербайджанских вооруженных сил и Армии обороны НКР. В тот
же день глава армянского внешнеполитического ведомства Эдвард Налбандян обсудил
в Варшаве вопрос карабахского урегулирования с сопредседателями Минской группы
ОБСЕ. В этом году подобных встреч и подобных мониторингов уже состоялось так
много, что о них можно было и вовсе не писать, если бы не одно обстоятельство:
2012 год изначально не обещал подобной активности по карабахской тематике, так
как во всех трех странах – сопредседателях МГ ОБСЕ, России, Франции и США -
намечены президентские выборы.
4 МАРТА ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ УЖЕ ПРОШЛИ В РОССИИ. Выборы
президента Франции намечены на 22 апреля (первый тур) и 6 мая (второй тур, если
понадобится), а уже в ноябре пройдут президентские выборы в США. Таким образом,
весь 2012 год - выборный во всех трех странах, непосредственно занимающихся карабахским
урегулированием. Это минимизирует активность посреднических усилий в деле
разрешения проблемы.
И тем не менее с начала этого года представители США,
Франции и России неоднократно говорили о том, что статус-кво в зоне
карабахского противостояния себя уже исчерпал и настало время разрешить этот
вопрос. Решительный тон подобных выступлений вступает в определенное
противоречие с философией выборного года. Что следует понимать под такими
выступлениями? Означают ли они, что страны –сопредседатели действительно
настроены на "скорейшее урегулирование" карабахской проблемы?
В этой связи аналитиками выделяется прошедший 2-3 апреля
визит главы МИД России Сергея Лаврова в Армению и Азербайджан. Внешне он имел
символическое значение, поскольку был приурочен к двадцатилетию установления
дипломатических отношений между Россией и двумя государствами Южного Кавказа.
Вообще, следует отметить, что мало какая из бывших советских республик может
"похвастать" такой интенсивностью контактов с бывшим центром (только
в прошлом году министры иностранных дел России, Армении и Азербайджана провели
десять раундов совместных переговоров).
И тем не менее не все ограничивалось одним юбилеем.
Политолог Сергей Маркедонов считает, что апрельский визит если даже и выглядел
внешне как праздничное посещение двух государств, но "парадокс в том, что
две дружественные России страны разделяет неразрешенный конфликт, перспективы
урегулирования которого, откровенно говоря, далеко не блестящи". По его
мнению, прошедший визит российского министра был призван подчеркнуть, что
Москва на самом деле заинтересована именно в сохранении статус-кво, так как
стремится занимать одинаково сдержанную политику в отношениях с Ереваном и
Баку.
"МОСКВА КРАЙНЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В СОХРАНЕНИИ
КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ с каждым из противников по отдельности. Армения
выглядит более тесным партнером. И с учетом растущей экономической кооперации,
и сотрудничества в сфере обороны и безопасности, и большей зависимости от
России. Однако Азербайджан - важнейший сосед России, делящий с ней проблемный
дагестанский участок границы и общее Каспийское море"
Лавров, находясь в Ереване и Баку, отметил приверженность
России по продавливанию обновленных Мадридских принципов, а также заявил, что
интересам сторон карабахского конфликта статус-кво не отвечает. В этой связи
Маркедонов отмечает: "В реальности же Москве статус-кво как раз
чрезвычайно выгоден, ибо и Армения, и Азербайджан к компромиссам не готовы. И в
Баку, и в Ереване не спешат уступать территории, а потому изменение статус-кво
ничего позитивного не сулит. Приверженность России продавливанию обновленных
Мадридских принципов, озвученная Лавровым, как раз де-факто и означает выбор в
пользу статус-кво".
Иными словами, позиция эксперта заключается в том, что
Москву вполне устраивает нынешнее положение дел, так как в случае принятия
более решительных мер по урегулированию проблемы могут возобновиться активные
боевые действия, и тогда Россия обязана будет занять одностороннюю позицию -
поддержать члена ОДКБ Армению. И это крайне нежелательный для России сценарий.
"Но назвать вещи своими именами МИД России не готов, ибо необходимо
отправить позитивный сигнал Западу, который рассматривает российское
посредничество в урегулировании конфликта как благожелательный фактор", -
считает Маркедонов.
Вместе с тем он подчеркивает, что "и два других
посредника - Вашингтон и Париж - также понимают, что новой конфигурации мирного
процесса на сегодняшний день просто не существует, но открыто заявить и
признать, что статус-кво - это меньшее из зол, в свою очередь могут. Так как
философия урегулирования должна базироваться на оптимистической основе, а не на
признании жестких реалий". Визит Лаврова состоялся незадолго до
инаугурации Владимира Путина. В какой-то мере он стал еще одним сигналом для
Баку и Еревана. Смысл его в том, что Москва остается при своих интересах на
Южном Кавказе и будет стараться сохранять статус-кво и ровные отношения с двумя
странами. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.